Действие рассказа написанного, как и большинство «Записок» за границей в 1848 г. происходит во время обеда "у богатого помещика и охотника Александра Михайлыча Г***". В нём показано провинциальное дворянское общество, а заканчивается повествование монологом соседа главного героя по гостевой комнате, назвавшегося Гамлетом Щигровского уезда. Социалистический реализм, бывший основным художественным методом во времена моей юности, называл обычно подобное «исповедью лишнего человека».
Но рассказ наш будет не о методах, а о людях. Ещё в XIX в. многие безошибочно узнали в образе Александра Михайлыча Г*** Николая Васильевича Киреевского, слава которого распространила далеко за пределы Орловской губернии. В книге историка и знатока старины М. И. Пыляева "Замечательные чудаки и оригиналы" вышедшей в СПБ в 1898 г. и парафразе «Орловского старожила» А.К. Юрасовского «Былые чудаки Орловской губернии» 1909 года издания, читаем: «Лет пятьдесят тому назад в богатом орловском имении проживал по-царски орловский крез – помещик Н. Киреевский, страсть которого к охоте, собакам и садовым беседкам … доходила до смешного. Усадьба издали представляла какой-то восточный заколдованный город, огромное состояние позволяло ему вести широкую жизнь. Многие окрестные помещики составляли обычную свиту этого барина, сопровождая его на псовую охоту. Об обедах его и подарках говорили на целую губернию. Тургенев в «Гамлете» коснулся Щигровского уезда по случаю одного такого обеда».
Орловский историк Елена Ашихмина следующим образом описывает историю семьи Киреевских: «В самом-самом конце XVIII века в обычном дворянском доме жила в Шаблыкино молодая пара — Елизавета и Василий Киреевские. Владели они огромной усадьбой, располагавшейся в преддверии дремучего Брянского леса, жили уединенно, потихоньку вели хозяйство. И все бы ничего, а счастья не было. Не было в доме радости, потому что не было детей.
Елизавета Фёдоровна Киреевская (урожденная Стремоухова) ездила молиться о наследнике в довольно далекое от Шаблыкино село Лески (настоятелем которой был отец Димитрий, дед писателя Н.С. Лескова). Раба Божия Елизавета вымолила себе сына Николая, рожденного ею в 1799 году. Церкви в Лесках владелица Шаблыкино тогда же подарила ценную икону Пресвятой Богородицы в ризах и с серебряными венцами, с короной и жемчужным ожерельем за 2000 рублей. В 1800 году Елизавета Фёдоровна скончалась.
В начале XIX века гвардии ротмистр Николай Киреевский получает в наследство от матери усадьбу в Шаблыкино. В 1821 году он решает в ней поселиться. С этих пор на несколько десятилетий Шаблыкино становится одним из центров культурной жизни Орловской губернии и ее «охотничьей» столицей. Эстет, интеллектуал и страстный охотник, Киреевский полностью перестраивает усадьбу и создает в ней превосходный, во многом уникальный дворцово-парковый комплекс.
Его основу составлял регулярный парк, внутри которого располагались два огромных пруда, занимавших 40% его территории. Из окон двухэтажного, с бельведером дома, выстроенного на самом высоком месте усадьбы, открывался невероятный по красоте вид на парковый ансамбль и гладь прудов. По оси комплексной постройки был развернут луговой партер с двумя фонтанами. К берегу пруда шел широкий пандус, обрамленный деревьями. Около дома находились флигели-оранжереи. Рощицы, лужайки и аллеи с островками посреди прудов составляли единую природно-ландшафтную зону. Искусственные каналы и протоки живописно соединяли острова с берегом. В кленах, липах, серебристых тополях, вязах и лиственницах парка скрывались неожиданные для посетителя беседки, памятники и фонтаны. Действовала сложная гидротехническая система, позволявшая поддерживать водный баланс с помощью плотин, каналов и водостоков.
Эффектные фонтаны в Шаблыкинском имении поражали воображение. Великолепный фонтан перед главным домом именовался «Ананасная планета». На понижении рельефа вздымалась струя фонтана «Леда». Вода в нем поднималась на высоту трехэтажного дома. На одном из островов действовал стильно оформленный «Римский» фонтан. Возмущая зеркало прудов, остальные фонтаны поднимали свои струи прямо из воды. Островки соединялись тремя чугунными, оригинальной формы мостами.
В парке Киреевского имелось 5 каменных, 7 деревянных и 10 дощатых беседок, среди которых выделялись византийская, китайская, турецкая, шведская, швейцарская. Главная аллея была украшена статуями. 110 видов деревьев, газоны и клумбы с редкими цветами создавали настоящее природное великолепие. Современники называли Шаблыкино «восточным заколдованным городом». По их воспоминаниям, «сад был прохладный, дремучий, разбитый на сорока десятинах; были аллеи, где не было видно голубого неба — все зелень и тень».
М.И. Пыляев: «В былые годы имение К. кипело жизнью шумной и полной всякого довольства: внимательная барская дворня ловила желание гостей, многолюдство посетителей всегда было приятно владельцу этого роскошного сельского уголка. Часто многие из бедных дворян жили здесь по нескольку месяцев, не смея из скромности представиться хозяину… Особенно пышными выходили у этого барина так называемые «отъезжие поля»; стая его гончих состояла более чем из двухсот смычков «выжлецов и выжловок»…Выезд тянулся с обозами чуть ли не на версту, так много приглашалась гостей на травлю волков и русаков. На болотную дичь К-ий отъезжал тоже не с меньшим парадом, один обоз состоял не менее чем из сорока телег… Особенной его странностью была ещё нелюбовь к прекрасному полу, и как ни хлопотали соседки хоть одним глазком взглянуть на роскошное житьё соседа, но доступ им в усадьбу, как на Афон женщинам, был невозможен».
Из этого правил были исключения. Достоверно известно, что в усадьбе гостила мать писателя Варвара Петровна Тургенева. Но это был, по-видимому, исключительный случай. Ведь Киреевский был сослуживцем её мужа Сергея Николаевича и деверя Николая Николаевича, и восприемником, крёстным отцом «по-нашему», её третьего младшего сына Сергея Сергеевича. История действительно сохранила в основном мужские имена. Помимо Тургенева, самыми известными гостями Киреевского были писатели И.С. Аксаков и Л.Н. Толстой. Считается, что сцена охоты в «Войне и Мире», которую по рассказам очевидцев любил перечитывать Ленин, была написана под впечатлением от поездок писателя в Шаблыкино. А сам хозяин выведен в романе в образе дядюшки «Чистое дело Марш».
Известный художник польского происхождения Рудольф Казимирович Жуковский, один из учителей Репина, приглашенный Николаем Васильевичем приезжал в Шаблыкино для снятия видов парка и, проработал в усадьбе более месяца. Альбом с работами художника, вышел в свет в 1950 г. в СПБ, в литографии М. Бергманна и сейчас это абсолютная библиографическая редкость. Эти рисунки, по указанию Н.В. Киреевского, переведены ещё и на камень.
После смерти Н.В. Киреевского в 1870 г. усадьба перешла к его родственнику по материнской линии – Сергею Владимировичу Блохину и считалась одним из образцово показательных имений Орловской губернии. Но уже в начале XX в. усадьба из за отсутствия должного ухода начала приходить в упадок. Главный дом разобрали еще до революции и на его месте построили кирпичное школьное здание, сейчас там расположена больница. Еще стоявшие павильоны и беседки были разрушены уже после Октябрьской революции. Шаблыкинский парк с каскадной прудовой системой сохранился до наших дней. Находится он правда в весьма запущенном состоянии и функционирует сейчас как районный парк культуры и отдыха. В семидесятые годы прошлого века, была предпринята попытка его реконструкции. Относительно недавно был восстановлен родник «Лягушка». Всё это помогло не сильно и парк медленно, но верно превращается в лес.
Отечественная история выделяет ещё двух Киреевских, братьев Ивана Васильевича (1806—1856) — религиозного философа, литературного критика и публициста. И Петра Васильевича (1808—1856) — публициста, археографа и фольклориста. Младший брат был тоже тесно связан с Орловской губернией. И главное не путать, этих трёх разных людей.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: