Либавская Военно-морская база Балтийского флота [MS/11968]

Шаг 3: Укрытие подводной лодки
Шаг 3: Укрытие подводной лодки
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Архитектурный
Исторический
Музей/экскурсия
Техноген
Фортификация
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Латвия
Курземе
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Лиепая
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 3
Местность: 5
РЕЙТИНГ
Нашли: 3
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Бонусный шаг: Мол
Бонусный шаг: Мол
Шаг 5: Гарнизонная гауптвахта
Шаг 5: Гарнизонная гауптвахта
Шаг 1: Манеж
Шаг 1: Манеж
Шаг 6 Разводной мост
Шаг 6 Разводной мост
Автор: ЖЖ и Chuma
Создан: 25.05.2012
(отредактирован 25.09.2012)

Описание окружающей местности

Военный городок, как самостоятельная часть города, появился в конце ХIХ  - начале ХХ веков.
Либава (после 1918 года - Лиепая), в то время находившаяся в составе Великой Российской Империи, была известна, как торговый незамерзающий порт. Закономерно, что этот факт, а также близость границы с Германией, явились определяющими факторами, при выборе места опорной базы Балтийского военно-морского флота Российской Империи.
В 1890 году на севере от города Либава началось строительство огромной крепости и военного городка. Официальный приказ о начале строительных работ отдал русский царь Александр III.
Его сын, царь Николай II, издал указ назвать новую военную базу в честь памяти отца «Порт императора Александра III». Порт Александра III был полностью обжитым местом со своей инфраструктурой, электростанцией и водоснабжением, церковью и школой. Было здесь даже свое почтовое отделение.

Вопрос о строительстве порта решался в горячих спорах. За его сооружение ратовали военное ведомство и такие известные военачальники, такие как Николай Обручев, военный министр Петр Ванновский. Они не сомневались в целесообразности создания сильного флота, защищенного мощной крепостью как ответ России на сооружение германского Кильского канала.
По другому предложению русский укрепрайон на Балтике должен был находиться в архипелаге Моонзунд (как вариант — с опорой на Виндаву).
Но в итоге порт был построен здесь, в Либаве.
В ходе морских сражений российско-японской войны погиб практически весь Балтийский флот, дислоцировавшийся в Либаве. После 1906 года либавская крепость осталась военным портом, но перестала быть портом сильного флота.
Поэтому когда встал вопрос о строительстве дополнительных военных сооружений на ближайших высотах, с которых простреливалась крепость, мнения в военном командовании разделились.
Либава оказалась слишком выдвинутой  к границе Германии, которой до 1914 года легитимно принадлежали Мемель (нынешняя Клайпеда). К тому же один вход в гавань позволял легко «закупорить» флот. Да и канал, ведущий в порт, имел длину две мили и располагался так неудобно, что в большую зыбь вход в него был не только затруднен, но подчас и невозможен.
27 июня 1907 года последовал указ о лишении либавской крепости статуса крепости. Теперь сухопутным подразделениям императорской армии, согласно этому противоречивому с точки зрения военной стратегии указу, предстояло комплектоваться в глубине территории, а все западные укреплённые форпосты должны были подвергнуться ликвидации.
Также было принято решение в случае начала войны увести флот из Либавы, а саму крепость взорвать, что и произошло в 1914 году.
Таким образом,  укрепления и форты никогда не служили той цели, для чего они были построены  - как защитные сооружения во время войны.

К 1940 году здесь вновь была создана  Военно-морская база Балтийского флота. К началу войны в её состав входили торпедные катера и корабли охраны водного района, береговые и ж.-д. артиллерийские батареи, зенитно-артиллерийские дивизионы и другие части. В ней базировались лёгкие силы Балтийского флота и бригада подводных лодок. С начала войны все части Лиепайской Военно-морской базы во взаимодействии с войсками 8-й Армии и отрядами вооруженных рабочих защищали город и территорию базы от наступающего противника.  Несмотря на отчаянную оборону 29 июня город был захвачен фашистами. А 1 июля 1941 база была расформирована.

В третий раз база была сформирована в ноябре 1944 с временной дислокацией кораблей в районе Паланги. В конце 1944-45 силы базы в составе Балтийского флота вели активные боевые действия на Балтике, участвовали в блокировании группировки противника на Курляндском полуострове. После капитуляции этой группировки соединения и части базы были перебазированы в Лиепаю. Здесь флот базировался до 1994 года, когда база была оставлена на тот момент уже российскими военными.

Площадь Военного городка на тот момент составляла 19 квадратных километров и была рассчитана на 20 000 жителей и военных.  В наши дни место известно под названием Кароста (Karosta), что в переводе с латышского означает военный порт. В 1994 году, с уходом  военных Советской армии из Лиепаи, город стал свободной для посещения территорией, а не закрытым объектом.

Военный городок состоит из множества интересных объектов, о которых мы расскажем подробнее. Постройка большинства из них относится еще ко времени еще царской России, за исключением последней точки из времен Советского прошлого.

Крепость
С построением крепости и канала, отделяющего Военный городок от остальной части города Лиепая, началось строительство грандиозного комплекса Военного городка.
Крепость Военного городка строилась с 1893 по 1906 год, главным автором проекта был инженер, генерал-майор Иван Мак-Доналд. Лиепайская крепость по своей структуре похожа на крепость Порт-Артур на дальнем востоке России.  Отдельные части укреплений соединены системой каналов и узкоколейной железной дорогой. На Лиепайской базе морского флота планировалось разместить 140 военных кораблей и 30 подводных лодок.

Канал
Канал Военного городка был одним из первых построений во всем комплексе Военного городка. В 1901 году канал был готов и принял первые корабли. В ответвлении канала сооружен бассейн, для кораблей и подводных лодок, там находился судоремонтный завод с одним плавающим и двумя сухими доками, являющимися одними из самых больших в Балтике. В канале Военного городка в советское время базировались подводные лодки. В конце канала возле судоремонтного завода можно увидеть только ангар для подводной лодки.

Разводной мост
Мост Калрака или воздушный мост через канал это инженерно-технический памятник – единственный сохранившийся разводной мост в Латвии. Проектировщиком этого моста является Гюстав Эйфель, тот самый, что создал Эйфелеву башню в Париже. Сам мост строился на Металлическом заводе в Петербурге.
Он был открыт в 1906 году . Мост состоит из двух отдельных частей, каждую из которых можно развернуть параллельно берегу в течение 5 минут.

Морской собор
Православный морской собор Святого Николая один из символов Военного городка. Авторами проекта собора были петербургские архитекторы Сергей Гелензовский и Василий Косяков. Здание, с любой точки, удивляет своей монументальностью, объемом и фасадами. Эта конструкция уникальна -  в ней нет колонн. Всю огромную массу пяти колоколов держат четыре крестообразные арки.
Василий Косяков впоследствии создавал проект Морского собора в Кронштадте, над сооружением и декорированием которого работал коллектив строителей, художников и мастеров мозаики, сложившийся здесь в Либаве.
Собор был освящен в честь защитника моряков  святого чудотворца Николая в 1903 году. На торжественной церемонии присутствовал русский император, члены его семьи и выдающиеся государственные деятели. Собор Военного городка является одним из самых больших православных соборов всей Латвии. 

Водонапорная башня
Башня построена в 1905 году. Она снабжала водой всю территорию Военного городка. Вода добывалась из специальных глубинных скважин и насосами накачивалась в резервуар башни. Дальше вода  подавалась в жилые дома. До сих пор сохранились старые насосы со времен построения башни.

Манеж
Из красивого здания, построенного из красного кирпича, сегодня сохранились только стены. К сожалению, не сохранилось ни одной фотографии, где был бы виден во всей своей красоте. Сегодня мы можем только представить, как выглядело это грандиозное здание с большими красивыми окнами, покрытое стеклянной черепицей. Здание было построено как манеж закрытого типа для катания на лошадях и спортивных занятий моряков.

Голубиная почтовая станция
В 1896 году 4 июня  царь Николай II утвердил временный список штата порта и крепости, а также дал указание для образования 2-х станций голубиной связи. На каждой станции должно было работать по 8 человек. Как известно, уже в старину была использована удивительная способность  голубей к ориентации. Если их выпустить на свободу инстинкт всегда приводит их обратно в голубятню. Преимущество птиц – это их скорость перемещения – с хорошим ветром она достигает 100 км в час. Голубей больше всего использовали во время войны, даже во время второй мировой войны они служили для пересылки корреспонденции.

Использовалась информация с сайтов:
http://www.karostascietums.lv/
http://www.libava.ru/

Описание тайника

Содержимое тайника

значки

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Карелия (10.01.2017 17:02:52)
Тайник взят 04.01.17 вместе с Sergafan. Зачет получен в переписке Sergafan с автором по промежуточным значениям. Жаль, что не попали в музей - очень любопытно. С удовольствием осмотрели оставшиеся постройки. Манеж даже в таком виде красив. Спасибо!
Sergafan (10.01.2017 10:29:56)
Тайник взят 04.01.17 вместе с Карелией. Прошли по всем контрольным точкам, кроме гауптвахты. Зимой музей работает только по выходным. Учитывая информацию от Seriy Volk, искать коробочку не поехали. Отправили автору значения промежуточных шагов и получили от него зачёт. Спасибо!
Seriy Volk (04.08.2015 22:56:04)
НЕСЕЗОН (08.11.2014 16:40:16)
базз (02.10.2013 16:08:10)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116