Военный городок, как самостоятельная часть города, появился в конце ХIХ - начале ХХ веков.
Либава (после 1918 года - Лиепая), в то время находившаяся в составе Великой Российской Империи, была известна, как торговый незамерзающий порт. Закономерно, что этот факт, а также близость границы с Германией, явились определяющими факторами, при выборе места опорной базы Балтийского военно-морского флота Российской Империи.
В 1890 году на севере от города Либава началось строительство огромной крепости и военного городка. Официальный приказ о начале строительных работ отдал русский царь Александр III.
Его сын, царь Николай II, издал указ назвать новую военную базу в честь памяти отца «Порт императора Александра III». Порт Александра III был полностью обжитым местом со своей инфраструктурой, электростанцией и водоснабжением, церковью и школой. Было здесь даже свое почтовое отделение.
Вопрос о строительстве порта решался в горячих спорах. За его сооружение ратовали военное ведомство и такие известные военачальники, такие как Николай Обручев, военный министр Петр Ванновский. Они не сомневались в целесообразности создания сильного флота, защищенного мощной крепостью как ответ России на сооружение германского Кильского канала.
По другому предложению русский укрепрайон на Балтике должен был находиться в архипелаге Моонзунд (как вариант — с опорой на Виндаву).
Но в итоге порт был построен здесь, в Либаве.
В ходе морских сражений российско-японской войны погиб практически весь Балтийский флот, дислоцировавшийся в Либаве. После 1906 года либавская крепость осталась военным портом, но перестала быть портом сильного флота.
Поэтому когда встал вопрос о строительстве дополнительных военных сооружений на ближайших высотах, с которых простреливалась крепость, мнения в военном командовании разделились.
Либава оказалась слишком выдвинутой к границе Германии, которой до 1914 года легитимно принадлежали Мемель (нынешняя Клайпеда). К тому же один вход в гавань позволял легко «закупорить» флот. Да и канал, ведущий в порт, имел длину две мили и располагался так неудобно, что в большую зыбь вход в него был не только затруднен, но подчас и невозможен.
27 июня 1907 года последовал указ о лишении либавской крепости статуса крепости. Теперь сухопутным подразделениям императорской армии, согласно этому противоречивому с точки зрения военной стратегии указу, предстояло комплектоваться в глубине территории, а все западные укреплённые форпосты должны были подвергнуться ликвидации.
Также было принято решение в случае начала войны увести флот из Либавы, а саму крепость взорвать, что и произошло в 1914 году.
Таким образом, укрепления и форты никогда не служили той цели, для чего они были построены - как защитные сооружения во время войны.
К 1940 году здесь вновь была создана Военно-морская база Балтийского флота. К началу войны в её состав входили торпедные катера и корабли охраны водного района, береговые и ж.-д. артиллерийские батареи, зенитно-артиллерийские дивизионы и другие части. В ней базировались лёгкие силы Балтийского флота и бригада подводных лодок. С начала войны все части Лиепайской Военно-морской базы во взаимодействии с войсками 8-й Армии и отрядами вооруженных рабочих защищали город и территорию базы от наступающего противника. Несмотря на отчаянную оборону 29 июня город был захвачен фашистами. А 1 июля 1941 база была расформирована.
В третий раз база была сформирована в ноябре 1944 с временной дислокацией кораблей в районе Паланги. В конце 1944-45 силы базы в составе Балтийского флота вели активные боевые действия на Балтике, участвовали в блокировании группировки противника на Курляндском полуострове. После капитуляции этой группировки соединения и части базы были перебазированы в Лиепаю. Здесь флот базировался до 1994 года, когда база была оставлена на тот момент уже российскими военными.
Площадь Военного городка на тот момент составляла 19 квадратных километров и была рассчитана на 20 000 жителей и военных. В наши дни место известно под названием Кароста (Karosta), что в переводе с латышского означает военный порт. В 1994 году, с уходом военных Советской армии из Лиепаи, город стал свободной для посещения территорией, а не закрытым объектом.
Военный городок состоит из множества интересных объектов, о которых мы расскажем подробнее. Постройка большинства из них относится еще ко времени еще царской России, за исключением последней точки из времен Советского прошлого.
Крепость
С построением крепости и канала, отделяющего Военный городок от остальной части города Лиепая, началось строительство грандиозного комплекса Военного городка.
Крепость Военного городка строилась с 1893 по 1906 год, главным автором проекта был инженер, генерал-майор Иван Мак-Доналд. Лиепайская крепость по своей структуре похожа на крепость Порт-Артур на дальнем востоке России. Отдельные части укреплений соединены системой каналов и узкоколейной железной дорогой. На Лиепайской базе морского флота планировалось разместить 140 военных кораблей и 30 подводных лодок.
Канал
Канал Военного городка был одним из первых построений во всем комплексе Военного городка. В 1901 году канал был готов и принял первые корабли. В ответвлении канала сооружен бассейн, для кораблей и подводных лодок, там находился судоремонтный завод с одним плавающим и двумя сухими доками, являющимися одними из самых больших в Балтике. В канале Военного городка в советское время базировались подводные лодки. В конце канала возле судоремонтного завода можно увидеть только ангар для подводной лодки.
Разводной мост
Мост Калрака или воздушный мост через канал это инженерно-технический памятник – единственный сохранившийся разводной мост в Латвии. Проектировщиком этого моста является Гюстав Эйфель, тот самый, что создал Эйфелеву башню в Париже. Сам мост строился на Металлическом заводе в Петербурге.
Он был открыт в 1906 году . Мост состоит из двух отдельных частей, каждую из которых можно развернуть параллельно берегу в течение 5 минут.
Морской собор
Православный морской собор Святого Николая один из символов Военного городка. Авторами проекта собора были петербургские архитекторы Сергей Гелензовский и Василий Косяков. Здание, с любой точки, удивляет своей монументальностью, объемом и фасадами. Эта конструкция уникальна - в ней нет колонн. Всю огромную массу пяти колоколов держат четыре крестообразные арки.
Василий Косяков впоследствии создавал проект Морского собора в Кронштадте, над сооружением и декорированием которого работал коллектив строителей, художников и мастеров мозаики, сложившийся здесь в Либаве.
Собор был освящен в честь защитника моряков святого чудотворца Николая в 1903 году. На торжественной церемонии присутствовал русский император, члены его семьи и выдающиеся государственные деятели. Собор Военного городка является одним из самых больших православных соборов всей Латвии.
Водонапорная башня
Башня построена в 1905 году. Она снабжала водой всю территорию Военного городка. Вода добывалась из специальных глубинных скважин и насосами накачивалась в резервуар башни. Дальше вода подавалась в жилые дома. До сих пор сохранились старые насосы со времен построения башни.
Манеж
Из красивого здания, построенного из красного кирпича, сегодня сохранились только стены. К сожалению, не сохранилось ни одной фотографии, где был бы виден во всей своей красоте. Сегодня мы можем только представить, как выглядело это грандиозное здание с большими красивыми окнами, покрытое стеклянной черепицей. Здание было построено как манеж закрытого типа для катания на лошадях и спортивных занятий моряков.
Голубиная почтовая станция
В 1896 году 4 июня царь Николай II утвердил временный список штата порта и крепости, а также дал указание для образования 2-х станций голубиной связи. На каждой станции должно было работать по 8 человек. Как известно, уже в старину была использована удивительная способность голубей к ориентации. Если их выпустить на свободу инстинкт всегда приводит их обратно в голубятню. Преимущество птиц – это их скорость перемещения – с хорошим ветром она достигает 100 км в час. Голубей больше всего использовали во время войны, даже во время второй мировой войны они служили для пересылки корреспонденции.
Использовалась информация с сайтов:
http://www.karostascietums.lv/
http://www.libava.ru/