Дом-музей «Замок Гала Дали в Пуболе» вместе с Театром-музеем Дали в Фигейрасе (тайник http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=5598) и Домом-музеем Сальвадора Дали в Порт-Льигате (тайник http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=7097) входит в музейный комплекс Фонда «Гала-Сальвадор Дали» и является второй вершиной так называемого «треугольника Дали».
Если рассматривать в хронологическом порядке, то первой вершиной будущего треугольника стал дом художника в Порт-Льигате, затем добавился замок Пуболь, он предназначался для Гала, но после ее смерти туда переехал Дали и жил до 1984 года; третьей вершиной треугольника считается театр-музей Дали в Фигейрасе, который был открыт 28 сентября 1974 года.
О Гала, урожденной Елене Ивановне Дьяконовой, нам известно очень мало, какие-либо документальные данные, касающиеся ее личности, практически отсутствуют. Она родилась 26 августа 1894 года в Казани, у нее были два старших брата – Вадим и Николай и младшая сестра Лидия. Отец умер, когда ей было 11 лет, и мать второй раз вышла замуж за московского адвоката, с которым у Гала сложились хорошие отношения. Она прекрасно училась, закончила свое образование в Москве. В 1912 году в связи с ее заболеванием туберкулезом семья решила отправить ее в швейцарский санаторий в Давосе, где она познакомилась с 17-ти летним поэтом Эженом Гренделем. Через 5 лет он получил псевдоним Поль Элюар а Елена стала его страстно любимой женой Галатеей, Гала… В 1918 году родилась их единственная дочь Сесиль.
С Дали они познакомились в 1929 году. Художник приехал в Париж на премьеру фильма «Андалузский пёс», снятого им вместе с Луисом Бунюэлем, который и познакомил его с Полем Элюаром. Дали пригласил новых знакомых провести лето в Кадакесе. Познакомившись с Гала, художник сразу влюбился и потерял голову. Он пишет в своей биографической книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали»: «Она будет моей Градивой “ведущей вперед ”, моей Победой, моей женой» (Градива – героиня одноименного романа В.Йенсена, с ее помощью главный герой победил душевную болезнь). И Гала навсегда осталась рядом с Дали. C этого времени их биографии слились воедино, и жизнь Гала была посвящена ее мужу-художнику.
Гала всегда считалась музой Дали, его вдохновительницей, женщиной-загадкой и, хотя все эти определения – избитые штампы, они все же верно описывают то немногое, что нам о ней известно. Одни ее обожали, другие ненавидели, но никто не оставался индифферентным. Она обладала удивительной интуицией, позволявшей ей распознать творческий гений. Сальвадор Дали говорил, что у нее “медиумическая интуиция”. Девяносто процентов исследователей и биографии Гала сходятся во мнении, что она была редкой стервой, алчной и расчетливой, но при этом скрепя сердце приходят к выводу, что без нее Дали не стал бы тем, кем он стал.
Дали купил средневековый замок Пуболь в 1969 году и приложил невероятные творческие усилия к его реставрации, создавая всё это с мыслью лишь об одном человеке – Гала – и с единственной целью – превратить замок в идеальное место отдыха для своей жены, в ее «убежище». И Гала была в восхищении, ей особенно нравился сад и цветы, напоминавшие ей сад в Крыму, где она в детстве проводила летние каникулы. Почти в каждой комнате замка присутствуют засушенные букеты бессмертника, ей очень нравился их запах. Она активно влияла на ход работ, участвуя в обсуждении деталей, придающих многозначность облику замка, поэтому замок самым прямым образом ассоциируется с Гала и последним периодом творчества художника. Дали преподносит своей Прекрасной даме в знак почтительного преклонения уединенную меланхолическую резиденцию.
Некоторые подсказки, помогающие понять это строгое и одновременно прекрасное место, дает нам сам Дали. В 1971 году в юбилейном номере журнала Vogue, посвященном 50-летию со дня выхода этого издания во Франции, художник рассказывает, как привез Гала в Пуболь, завязав ей глаза, и преподнес ей в подарок замок: «...Гала взяла меня за руку и вдруг сказала: «Еще раз спасибо тебе за всё. Я принимаю замок Пуболь, но при одном условии: без моего письменного приглашения ты здесь появляться не будешь». Это условие польстило моим мазохистским наклонностям и привело меня в полный восторг. Гала превратилась в неприступную крепость, какой и была всегда. Тесная близость и , особенно, фамильярность способны угасить любую страсть. Сдержанность чувств и расстояние, как показывает невротический ритуал рыцарской любви, страсть усиливают». Символическим образом Гала в виде неприступной крепости стал ее снимок в молодости, который Дали повесил в библиотеке замка, сделав надпись «Tete a chateau» («Голова во дворце»)
В архитектурный ансамбль замка входят: действующая епархиальная церковь, укрепленная усадьба-дворец, окруженная обнесенным стеной садом и пристройка, известна как «Десятина», превращенная в место захоронения Гала. Вокруг, под прикрытием остатков крепостной стены, теснятся дома, границу поселка отмечают речка и зеленые заросли, главным образом тополя – от них и пошло название этого селения Пуболь.
Все это в целом создает иконографический облик чисто средневекового городка, где до сих пор можно видеть руины первой крепости и многочисленных построек периода наивысшего расцвета этого бароната (конец ХIV – начало ХV вв.)
Первое впечатление о замке складывается, когда поднимаешься по нынешней улице Гала-Дали, откуда видна западная стена усадьбы, над которой нависают зубцы «Десятины» и остатки бойниц, которые когда-то защищали главные ворота усадьбы. Улица, вымощенная брусчаткой, ведет к главному входу, и здесь расположена маленькая площадь – бывшее кладбище с готической церковью. На северной стороне границей площади выступают руины крепостной стены, этот ее участок развалили сами жители Пуболя. На юге площадь ограничивают стены личных апартаментов Гала.
Мы приближаемся к главному фасаду, и слова Эмиля Пучнау, строителя и друга Дали, помогут нам лучше понять задумку художника: « он увидел на фасаде нечто благородное: не просто трещину, а как бы расселину, создающую впечатление, будто замок пережил какой-то катаклизм, может быть, землетрясение, и одна половина его уцелела, осталась стоять, а другая отделилась и обрушилась. И поэтому здесь ничего нельзя было трогать, надо было оставить так, как есть.»
Войдя на территорию замка, мы оказываемся на террасе с зубчатой оградой перед зданием, стены которого украшают кусты роз и лаванда, как того хотела Гала. Их яркие цвета и аромат напоминали ей о детстве и летних каникулах на берегу Черного моря. Уже здесь начинает ощущаться романтическая обстановка, в которой Сальвадор Дали спланировал весь комплекс В отделке художник придавал особое значение идее руины, как и в случае Театра-музея, поэтому отреставрировал разрушенное здание, тщательно постаравшись сохранить следы обветшания, то, что он называл знаками времени.
Здесь отражается и прагматизм Гала, ей хотелось, чтобы здание было строгим, не бросалось в глаза, защищало бы ее сокровенный мир, она не хотела, чтобы присутствие Дали было заметно еще с улице, как в Кадакесе.
Самые интересные элементы внутреннего двора – это главный фасад в готико-ренесансном стиле с гербом бароната и крытая двуколка баронов Пуболь, которую Дали оставил на своем постоянном месте. Здесь же расположена дверь, ведущая в старинные конюшни, и сохранился колодец.
Интересен гараж замка. При жизни Гала в него можно было попасть из сада или из «персидского зала», который сейчас занимает магазин Дома-музея. В сильно вытянутом помещении гаража стоит старый кабриолет, брошенный прежними хозяевами. Дали называл его «кабриолетом забытых». Его использовали только один раз, когда Дали и Гала выезжали на нем фотографироваться для юбилейного номера журнала Vogue. В экипаж запрягли пару лошадей, позаимствованных у местного крестьянина, и проехались по саду.
Здесь можно увидеть и более современные средства передвижения - автомобили, на которых ездили супруги. Из них обоих машину водила только Гала, а позднее ее сменил Артур Каминада – шофер, мажордом и вообще доверенное лицо. Среди этих автомобилей сохранилась оранжевая малолитражка марки Датсун, в 1972 году Дали работал над рекламным роликом этой модели для американского телевидения.
Другой автомобиль - синий кадиллак, номер 8942 княжества Монако. Он был приобретен в 1976 году в США и зарегистрирован на имя Элен Дали в Нью-Йорке. В 1977 году, когда Дали с женой поменяли гражданство и поселились в княжестве Монако, машину переправили в Европу и сменили номер. Именно на этой машине Гала совершила свой последний вояж. Она мечтала быть похороненной в собственном замке, но умерла в Порт-Льигате. В соответствии с испанскими законами тело нельзя трогать, пока его не осмотрел судья, а разрешение на похороны вне стен кладбища выдается частным лицам крайне редко. Поэтому Дали, не оповестив власти о кончине жены, уложил ее тело на заднее сиденье собственного средства передвижения, и вместе с Артуром Каминадой отвез мертвую госпожу в Пуболь. Тело сопровождала сестра милосердия. Если бы машину остановили, всё выглядело бы так, будто Гала умерла по пути в больницу.
Крипту в помещении «Десятины» по поручению Дали построили в конце мая 1982 года, когда тяжело больная Гала была в Порт-Льигате. Она была рассчитана на захоронение двоих – с двумя надгробными плитами. Дали одобрил проект, но интереса к нему не проявил, так как состояние здоровья Гала в тот момент сильно ухудшилось. В этом помещении есть что-то откровенно театральное, какое-то стремление избежать насколько возможно, ассоциация с обрядом похорон. Дали спроектировал место, где Гала всегда будет в покое, под охраной разных персонажей, составляющих ей компанию: жираф, две классические лошадиные головы и обнаженный торс мужчины, опустившегося на одно колено, стоят в крайнем ряду аркады, с той стороны, куда на закате проникают лучи солнца, освещая эти фигуры. На лестнице, ведущей в крипту стоит ваза с бессмертниками, как этого хотела Гала.
Сам художник в конце 1988 года, когда его здоровье совсем ухудшилось, и он был переведен в клинику в Барселоне, объявил, что хочет, чтобы его похоронили в Театре-музее.
Многие удивились этому распоряжению Дали, отказавшемуся от романтической идеи захоронения в Пуболе двух тел, протягивающих под землей друг к другу руки. Но, видимо, оборвалась какая-то связующая нить, когда в 1968 году Гала и Дали пообещали преподнести друг другу подарки: ей – замок, ему – Театр-музей. В результате эти два места стали их усыпальницами. Два символических сооружения, объединенных общим смыслом и продолжающих служить искусству и своим создателям.
Более подробно о замке Пуболь можно прочитать в книге Антони Пичота, Монсе Агера и Жорди Пуча «Дом-музей замок Гала Дали Пуболь», изданной Фондом «Гала-Сальвадор Дали».
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: