Любавичи - мировой еврейский центр без единого еврея [MS/12994]

Униатская церковь в Любавичах
Униатская церковь в Любавичах
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Смоленская обл.
Руднянский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Любавичи
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 3
Местность: 4
РЕЙТИНГ
Нашли: 2
НАГРАДЫ
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Дом Любавических ребе
Дом Любавических ребе
Дорога к старому еврейскому кладбищу
Дорога к старому еврейскому кладбищу
могилы жен Любавических ребе
могилы жен Любавических ребе
Автор: -nz-
Создан: 07.12.2012
(отредактирован 06.06.2013)

Описание окружающей местности

Пролог

В мире есть места, всегда служившие местом паломничества людей той или иной веры. Рим, Иерусалим, Мекка, Медина… село Любавичи, затерянное в перелесках между Смоленском, Оршей и Витебском вполне можно поставить в этот ряд. Именно в Любавичах родилось и развилось иудейское религиозное течение Хабад (его до сих пор называют Любавическим хасидизмом). Адептов этого движения можно встретить везде: от Нью-Йорка (где сейчас и находится «штаб-квартира Любавичских ребе») до Токио, от Иерусалима до Хельсинки. Нельзя их встретить только в Любавичах – отдаленном селе Руднянского района Смоленской области.

Начало

Село Любавичи впервые упоминается в 1654 году. Сперва деревня входила в состав Речи Посполитой, потом, после первого передела Польши, вошла в состав Российской империи. С 1784 года – местечко Любавичи  Оршанского уезда Могилевской губернии. Любавичи входили в известную «черту оседлости» - территорию, где евреям в Российской империи дозволялось жить без всяких ограничений. Соответственно и состав населения деревни был очень пестрый: русские, белорусы, евреи. В 1800 году в Любавичах было 99 еврейских дворов.

В центре села в 1725 году была построена униатская церковь, построенная в стиле Виленского барокко (образцов этого архитектурного стиля на территории РФ всего два – один из них до сих пор сохранился в Любавичах). Правда, в конце XVIII церковь подверглась незначительной перестройке, когда, после указа Екатерины II церковь из униатской была превращена в православную. В 1812 году в селе почти две недели стоял французский корпус – больше никаких последствий для деревни война 1812 года не имела.

Расцвет

Расцвет и широкую (всероссийскую) известность село получило с переездом в 1813 году в Любавичи из Ляд рабби (раввина) Дов Бер, сын Шнеура Залмана. С этого времени село больше чем на сто лет стало крупнейшим мировым центром иудаизма. И даже само движение было названо Любавическим, по названию села. А руководителей движения стали именовать не иначе, как Любавическими ребе. По традиции, все Любавические ребе были из одной семьи Шнеерсонов. При этом третий, четвертый, пятый и шестой Любавические ребе родились именно в Любавичах.

В 1860 году в Любавичах насчитвывалось 2500 человек, причем больше половины населения составляли евреи. В центре села находился большой двор Любавичских ребе, в котором находилась одна из лучших библиотек, посвященная иудаизму (библиотека уцелела, сейчас часть библиотеки Любавичских ребе находится в Москве, в Российской государственной библиотеке, а часть в Нью-Йорке, в центре Любавичского хасидизма).

Кроме библиотеки трудами Любавичских ребе в селе действовало пять синагог (столько же, сколько в почти миллионной Москве), было двухклассное высшее еврейское училище первого разряда. В конце XIX века (1897) в селе была образована публичная библиотека.

В 1881 г. евреям принадлежали 238 домов из 382, а евреи составляли почти две трети населения села.

Конец

В 1915 году по причине приближения к Любавичам немецких войск (хотя Любавичи во время первой мировой войны так и не были заняты неприятелем) 6-ой Любавический ребе принимает решение переехать в Ростов-на-Дону. Это стало началом конца для еврейского места Любавичи. Больше Любавичские ребе на свою историческую родину не вернутся. После Октябрьской революции и установления Советской власти, были закрыты все синагоги в селе. Еврейское училище было тоже закрыто в 1918 году. А основанная на его месте начальная еврейская школа была закрыта в 1938.

Но даже после переезда ребе из Любавичей в Ростов-на-Дону, а потом в Ленинград и Нью-Йорк, население села было в значительной части еврейским. По переписи 1939 года в селе проживало 1069 евреев, что составляло более трети населения.

Все кончилось внезапно.

И трагически.

19 июля 1941 года, на 28-ой день войны Любавичи были захвачены фашистами.

В немецкой прессе писали, что Любавичи являются священным городом для евреев: «святым городом Иеговы, раввинов и ритуальных убийств».

В ноябре 1941 года все еврейское население села было собрано вместе, и разделено на две колонны – одну, в которой были молодые мужчины, а также – женщины и дети – вывели в лес и расстреляли. Вторую, состоявшую из стариков, пригнали в Рудню, где старых религиозных людей подвергали пыткам, и потом тоже расстреливали. За ноябрь 1941 года было расстреляно более 800 Любавичских евреев - все еврейское население села.

Из рассказа Марфы Лаврентьевны Давыденковой, жительницы села (рассказ полностью взят ОТСЮДА

«На нашей улице было очень мало русских домов. Все наши соседи были евреи: Брис, Розины, Каганы, Левитины, Шур, Рубины и многие другие.

После замужества я жила в городе Ломоносове Ленинградской области. Летом 1941 ехала на лето домой, в пути в городе Витебске, я узнала о войне. С двумя детьми и братом-десятиклассником я добралась до Рудни, где нас встретил отец с лошадью.

На 27-е сутки после начала войны в Любавичи пришли немцы, и жизнь остановилась. Появились полицаи и постоянный безысходный страх. Жители сидели в домах как тараканы, забившиеся в щели и ждали, что будет.

Мой муж был на Ленинградском фронте, а брат сумел уйти в лес к партизанам.

В начале ноября 1941 года евреев стали собирать в одно место, но они разбегались. Их снова собирали. Сбор был на Шиловской улице, на выгоне, где пасли обычно скот. Но немцы и полицаи с евреями обращались хуже, чем со скотом. Непослушных расстреливали на месте.

Днем 4 ноября колонну евреев погнали к месту расстрела. Старых, ослабленных, а также тела расстрелянных на месте сбора, везли на телегах. Местным жителям запретили в этот день выходить из дома. В тот день расстреляли 483 еврея. Позднее на этом месте расстрелы и захоронения продолжались.

Удалось скрыться нескольким детям, в том числе нашему соседскому восьмилетнему мальчику Мееру Кагану. Его мать готовила мальчику побег. С ним была запасная смена белья, баночка масла и хлеб. Но мать не сказала сыну самого главного, чтобы он бежал не к людям, а подальше от Любавичей, в лес, в поле. Меер бежал, полз и добрался до нашего огорода, где его забрал полицай. То же произошло и с другими детьми. Их собрали в один дом, потом расстреляли, тела бросили на тела расстрелянных матерей и родных.

Оставшиеся в живых русские жители ждали, что после евреев будут расстреливать семьи партизан и коммунистов, которые были во всех семьях. Такие расстрелы были, но всех расстрелять не успели.

В период моего детства разговорным языком в местности вокруг Любавичей был идиш, и я его знала».

Постскриптум. После конца.

Ныне в селе Любавичи руднянского района Смоленской области проживает 460 человек. Состав населения – русские и белорусы. Евреев среди жителей Любавичей нет. Остались только памятники невинным жертвам нацизма. И старые могильные камни на старом еврейском кладбище.

Описание тайника

Содержимое тайника

всякое разное.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

DarkElf (11.10.2014 16:27:07)
Ну, я там был в марте и брал бамперно.)))
putnik67 (22.09.2014 14:07:39)
Тайник взяли 20.09.2014. Зачем нужен именно "подготовленный внедородник и болотоходы" - непонятно. Все очень доступно и на обычной пузотерке (на 2-х улицах по деревне грунтовая дорога) и до кладбища - пешком по огороженной тропинке.
Посещение тайника оставило непонятное впечатление. Это место - часть нашей великой истории и великих трагедий. Однако все действительно очень закрыто. Двор Любавичских ребе за огромной стеной и огромным забором. Дом ребе закрыт (были в 3 часа дня). Местные на нас смотрели очень подозрительно и с удовольствием рассказывали о церкви, а как только мы начинали расспрашивать о евреях и доме ребе, есть ли в нем музей - сразу закрывались ("не знаем что у них там, видим - ходят и сегодня были"). На кладбище полное ощущение того, что ты тут лишний. Все надписи на иврите и иногда на английском. Выкопаны ямки, видимо под забор. Наверно его тоже будут облагораживать и будет ли оно доступно для свободных посещений - неизвестно. Но возможно, на все есть свои причины... Мавзолей был закрыт, тел.на двери написан, звонить не стали. Тайник на месте, правда пень уже почти совсем развалился. Отметились, поменялись. Ушли...
DarkElf (08.03.2014 23:25:35)
djin-sv (06.06.2013 22:25:54)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115