Давным-давно…лет так 3000 назад в Финляндии плескалось кристально чистое озеро, которое сейчас зовется Сайма. Многочисленные озера, заливы, болотца и водоемы, соединенные в цепочки рукавами, проливами и протоками, создали четвертое по величине в Европе озеро. По берегам этого озера, много веков назад были разбросаны стоянки древних людей. Они жили обычной жизнью, охотились, молились своим богам, строили лодки и все это пытались передать с помощью рисунков.
Рисунки, скорее всего, наносили древние шаманы, для удачи в охоте и для каких-то других ритуалов, а может просто кто-то от нечего делать приходил по вечерам на берег и рисовал.
Рисунки в Финляндии в основном делались с лодок или зимой со льда на отвесных скалах, которые спускались в воду. Ориентированны рисунки с востока на запад, это связано с восходом и заходом солнца.
Наскальные изображения в Астувансалми, являются самой крупной коллекцией наскальной живописи во всей Скандинавии, содержащая около 70 рисунков.
Эти изображения на скалах были издавна известны среди местного населения. Но официально открытие было сделано в 1968 году финским археологом Пеккой Сарвасом. Рисунки расположены на крутых береговых скалах озера Юовеси. Изображения были созданы на камне, при определенном ракурсе, напоминающем человеческую голову, скорее всего шаманы из-за этого и выбрали это место. В настоящее время он возвышается почти на 30 метров над поверхностью озера. Скала сложена преимущественно из гранита. Во многих местах ее поверхность была гладко отполирована древними ледниками. Писаница нанесена красной охрой на слегка наклонном участке на площади около 60 м2, на высоте 7.7–11,8 метров над поверхностью озера. Здесь можно выделить около 80 различных фигур: это 18–20 изображений лосей, примерно столько же существ с человеческими головами, несколько десятков отпечатков рук и следов животных, 8–9 лодок, геометрические фигуры и рисунки, на которых предположительно изображены рыба и собака. Рисунки, очевидно, создавались на протяжении длительного периода времени, поскольку во многих местах фигуры накладываются друг на друга. Лось традиционно является важнейшим предметом охоты для людей севера. Лось также означает центр вселенной. У большинства лосей, изображенных на писанице Астувансалми, отмечены точки в области сердца. Одни лоси изображены бегущими, другие — стоящими. Лодка являлась важнейшим средством передвижения в озерных районах доисторической Финляндии. Большие деревянные и кожаные лодки строились еще до того, как викинги начали сооружать свои крупные корабли. Лодки с финских скал можно сравнить с судами североамериканских индейцев.
Уникальна фигура женщины с луком в руке —это крайне редкое изображение в наскальном искусстве Фенноскандии. Предполагается, что оно символизирует мифическую богиню Теллерво. В мифах она предстает прародительницей всех людей.
Женщины, как правило, не принимали участия в охоте, поэтому этому изображению приписывается божественный характер.
В ходе археологических раскопок, проведенных под рисунками, были обнаружены два обломка наконечников стрел, один из которых датируется неолитом, второй — ранним железным. По мнению некоторых археологов, эти артефакты могут свидетельствовать о ритуальной стрельбе из лука, проводимой на этом месте, хотя каких-либо отметин на скале не обнаружено. На дне у берега озера также был найден археологический материал. В том числе небольшие янтарные статуэтки древних
богов Укко и Акка, украшения с изображениями животных, в том числе подвеска в виде головы медведя.
Наскальные изображения Астувансалми датируются по изменениям крупной озерной системы Сайма. В результате подъема земной поверхности, отсюда стали вытекать три реки и уровень водоема сильно понизился. Формирования последней из них — реки
Вуокси произошло около 3800 до н.э. До этого над поверхностью воды могли находиться только самые верхние изображения. Приблизительно через 1000 лет озеро отступило, и скала открылась целиком из-под вод озера. Исходя из этого, нарисованные фигуры и наброски датируются периодом после образования реки Вуокси, то есть около 3800–2200 до н.э. Эти рисунки близки к сибирской и северо-европейской шаманским традициям. Предки народа саами верили, что Солнце — это бегущий солнечный олень. Солнце, как символ жизни, поднималось на Востоке, где, согласно древним верованиям, находился дом Большого лося и всех добрых духов и богов. Запад символизировал край мертвых, где они передвигались на лодках, украшенных лосиными головами.
Вероятно, люди, изображенные на рисунках — шаманы, которые стуча в барабаны и напевая магические песни, впадают в транс для общения с миром духов. Шаманизм, скорее всего зародившийся еще в каменном веке, является старейшей культурной традицией Финляндии.
Изображения были нанесены красной охрой. Точный состав и способ приготовления краски до сих пор неизвестны. Вероятно, она изготавливалась из оксида железа путем нагревания и добавления жира, крови и, возможно, яиц для вязкости.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: