Основание Новогрудка (летописный — Новгородок, Новый город, Новгород, Новогродок, Новый городец, отсюда разговорная форма, используемая местными жителями до наших дней, — Наваградак), относится к 1044 г., когда Ярослав Мудрый после похода на Литву заложил город как оплот своего владычества на этих землях. Самые ранние упоминания о Новогрудке можно найти в Галицко-Волынской летописи (XIII в.), где сообщается, что князь Даниил Галицкий послал на Конрада Мазовецкого «Литву Миндога (и) Изяслава Новгородьского».
К этому времени Новогрудок достиг высокого социально-политического положения. Плодородные земли способствовали развитию земледелия, здесь выплавлялось железо, обрабатывались различные изделия, в том числе из золота. Потребности новогрудских ювелиров удовлетворялись импортом: серебро и золото поступало из стран Востока, медь — из скандинавских стран и Альп, свинец — из силезских и краковских месторождений. Новогрудок торговал горным хрусталем с Кавказом. Сюда поступали амфоры, оконное стекло, другая посуда. Местные купцы торговали и с крестоносцами, а также, по мнению историков, принимали непосредственное участие как воины в походах на Византию и Сирию.
Уже в XI в. Новогрудская земля была страной развитого феодализма с соответствующими классовыми различиями. Новогрудок стал прибежищем для многих жителей Европы, когда на Русь, Польшу и Прибалтику обрушились с одной стороны татаромонголы, с другой — крестоносцы. Новогрудчина, как и вся Беларусь, не знала татаро-монгольского ига. Местная знать давно мечтала объединить вокруг Новогрудка белорусские земли, для чего на княжеский престол приглашают известного своей доблестью князя Миндовга, который принимает христианство. Согласно Густынской летописи, в 1246 г. он со своими боярами «прия веру Христову от Востока» (это значит, принял православие). Миндовг начинает объединение земель. Опасаясь союза галицко-волынских князей с Ордой, он заключает договор с Орденом и принимает католичество. Буллой папы Иннокентия IV от 17 июля 1251 г. Миндовг признается «сыном святой Римской Церкви». Он получает титул короля, а его государство становится королевством — «Regnum». В начале июля 1253 г., вероятнее всего, в Новогрудке епископ Кульмский Гейндрих короновал великого князя на короля. Об уважении к нему свидетельствует холм, который издавна называют «Могилой Миндовга».
Дело отца продолжил Войшелк. Объединение им вокруг Новогрудка литовской и нальшанской земель, Деволты, союз с Полоцком и Пинском были началом создания Великого княжества Литовского (ВКЛ), первой столицей которого стал Новогрудок, а герб — всадник на белом коне — был признан государственным. Поскольку город возник на землях древней Литвы, которая являлась центром державы, образование и получило такое название — Великое княжество Литовское. Здесь господствовала белорусская культура, белорусский язык являлся государственным. Войшелк продолжил христианизацию языческих балтских племен.
Даже после того, как Гедимин основал Вильню, сделав ее в XIV в. столицей княжества, Новогрудок продолжал сохранять статус одного из главных центров политической и общественной жизни. Именно здесь в XIV—XV вв. находилась резиденция православного митрополита ВКЛ. Жители богатого города сражались с татаро-монголами, крестоносцами. В Грюнвальдской битве участвовало 500 новогрудских рыцарей.
В 1422 г. в фарном костеле король Польши Ягайло венчался с княжной Софьей Гольшанской, о чем свидетельствует мемориальная доска. От брака родились два сына — Владислав и Казимир. Династия Ягеллонов была спасена, поскольку от трех прежних жен король не имел наследника по мужской линии. В 1428 г. весь город с землей и селами Витовт передал в пожизненное пользование своей жене Ульяне. Здесь часто бывали Гедимин, Ольгерд, Кейстут, киевские митрополиты.
Город рос и развивался. В начале XVI в. в нем жило около 5 тысяч человек. В 1507 г. Новогрудок становится центром воеводства, а 26 июля 1511 г. Получает магдебургское право. Согласно грамоте короля Жигимонта I, вводилась должность войта, ему подчинялись все мещане. Непосредственное руководство находилось в руках городского совета (рады), из членов которого выбирались два бургомистра православного и католического обрядов. Рада руководила городской полицией, рассматривала гражданские дела, следила за моральными устоями. Горожане получили большую экономическую свободу и освобождались от великокняжеской власти. Вместе с тем имелись и обязанности: платить налоги, каждую субботу поставлять в замок мясо, при необходимости предоставлять повозки. Просуществовало самоуправление до 1795 г., когда Новогрудок вошел в состав Российской империи. В 1595 г. грамотой Жигимонта III город получил герб: на красном поле — Архангел Михаил, который держит в правой руке меч, а в левой — весы. У герба тоже своя история. Согласно Статуту ВКЛ 1566 г., за всеми уездами Великого княжества была закреплена «Погоня». Под флагом с таким гербом новогрудские хоругви выступали в Грюнвальдской битве. Но в книге польского геральдиста Б.Попротского, изданной в 1578 г., в качестве символа Новогрудской земли подается изображение «Черного Ангела». Корни такого названия, возможно, уходят в те времена, когда «Белой Русью» считалась Витебщина, Полотчина, Смоленщина, первыми принявшие христианство. Жители Новогрудка, которые долго оставались язычниками, назывались «чернорусами», а земли — «Черной Русью». Герб 1595 г. напоминает прежний, но сделана новая редакция в соответствии с христианскими канонами. Вместе с тем и здесь сохранена индивидуальность: как правило, Архангел Михаил изображается в белом, золотом или голубом одеянии. В данном же случае одежда черная. Правда, после присоединения Беларуси к Российской империи это отличие было устранено.
В XVI в. заканчивается строительство замка, возводится новый в Мире (местечко относилось к Новогрудскому уезду), заложен Радзивилловский замок в Любче (Новогрудский район). Здесь с 1612 г. до середины века действовала типография, где напечатано около 100 книг. После заключения в 1569 г. Люблинской унии и объединения Польского королевства с ВКЛ в федеративную державу Речь Посполитую значение Новогрудка в общественной и культурной жизни государства мало уменьшилось. В 1617 г. в Руте около Новогрудка создается орден униатов св. Василия Великого, ставивший своей целью распространение униатства и образования. В 1636 г. на Новогрудчине уже было 30 монастырей базилиан. Митрополит Руцкий, основатель ордена и уроженец Руты, в Новогрудке основал униатскую школу, где обучение велось в том числе и на белорусском языке. В начале XIX в. в городе размещалось 5 костелов, 5 католических монастырей, 3 униатские церкви и один униатский монастырь. В 1827 г. уже действовало 56 униатских храмов и 6 базилианских монастырей, а число прихожан достигало 95 тысяч.
После присоединения белорусских земель к Российской империи в 1795 г. усилилось крепостное право, увеличились налоги, закрывались католические и униатские храмы. Новогрудская шляхта активно участвовала в восстаниях 1794 г. под руководством Тадеуша Костюшко, в 1830—1831 гг. и в 1863 —1864 гг. Многие повстанцы погибли, часть была сослана в Сибирь.
В XX веке Новогрудчина пережила Первую мировую войну, революцию, до 1939 г. находилась в составе Польши. Было создано Новогрудское воеводство. Сюда в 1922 г. приезжал руководитель польского государства Юзеф Пилсудский, в мае 1924 г. — президент Станислав Войцеховский. В июле 1925 г. сейм Польши провел аграрную реформу, согласно которой мелкие участки государственной и помещичьей земли продавались так называемым осадникам, вводилась хуторизация сельских хозяйств. В начале 1933 г. в Новогрудском уезде насчитывалось 846 осадников. В то же время шло расслоение крестьянства. Многие новогрудчане покидали родину и отправлялись на заработки в Западную Европу и Америку. В городе действовали семилетние школы, лицей, польская гимназия, библиотека, клуб. Незадолго до 1939 года был открыт частный кинотеатр на 70 мест.
17 сентября 1939 г. Новогрудок вошел в состав БССР. Началась новая жизнь: создавались сельские Советы и первые коллективные хозяйства, проводились выборы в Народное собрание. В то же время проходили аресты, выселялись и ссылались в первую очередь представители интеллигенции и зажиточные крестьяне. И если вначале к приходу Советской власти большинство жителей отнеслось положительно, то за короткий период пришло разочарование.
Во времена Великой Отечественной войны новогрудчане мужественно сражались в партизанских отрядах и подполье. Во время оккупации в Новогрудском районе вели борьбу 26 партизанских отрядов, которые насчитывали более 4000 бойцов. На их базе в 1943 г. было создано 6 партизанских бригад. Много славных имен вписано в историю борьбы с оккупантами. Одновременно с советским партизанским движением на Новогрудчине действовали подразделения четырех округ польского Сопротивления — Армии Крайовой (АК).
После войны началось восстановление Новогрудского района, развивалось сельское хозяйство и промышленность. Сегодня Новогрудчина является одним из передовых районов Беларуси по социально-экономическим показателям.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: