Город Вилейка располагается на правом берегу реки Вилии. Время его основания относят к XVI веку, однако следы древнего городища, сохранившегося на северо-западе современного города, свидетельствуют о том, что поселение в этой местности возникло значительно раньше.
Основными достопримечательностями Вилейки являются два памятника архитектуры, которые находятся на главной площади: церковь Святой Марии Египетской конца XIX века и Крестовоздвиженский костел начала XX века. Эти сооружения являются основными высотными доминантами центра города.
Церковь Святой Марии Египетской была построена в 1816 году. Храм стилизован под старинный русский стиль, подражающий московскому стилю XVII века.
Церковный комплекс включает в себя трапезную, молитвенный зал, притвор-колокольню и полукруглую аспиду. Четырёхскатная крыша здания завершена пятикупольем, дополненным луковицеобразной главкой колокольни над притвором. Интересной архитектурной особенностью этой церкви является то, что на ее башне установлены часы. Редко увидишь их на православных храмах.
Преподобная Мария Египетская — христианская святая, которая считается покровительницей кающихся женщин. Мария родилась в Египте в середине V века и в возрасте двенадцати лет покинула родителей, уйдя в Александрию, где стала блудницей. Однажды Мария, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами…
В Иерусалиме Мария попыталась понять веру паломников и войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту.
Всю свою оставшуюся жизнь, 47 лет, Мария провела в пустыне в полном уединении, посте и покаянных молитвах. Христианское вероучение рассматривает пример Марии Египетской как образец совершенного покаяния. Считается, что помолившись преподобной Марии, верующие могут избавиться от блудной страсти.
Имея такой храм, видимо, можно быть спокойным за нравственный облик горожан.
Крестовоздвиженский костел.
В марте 1905 года Николай II объявил свободу вероисповедания. Было отменено привилегированное положение православия в государстве. Все религиозные культы становились равными перед законом. В западных губерниях империи, где проживало большое количество католиков, стали появляться новые храмы, активно реставрироваться старые.
Разрешение на возведение нового костёла в Вилейке было дано Министерством внутренних дел в ноябре 1906 года после нескольких ходатайств местной католической общины. С помещиков-католиков была взята подписка о том, что необходимые средства в сумме 30 000 рублей они соберут путем добровольного в течении нескольких лет обложения по три копейки с каждой десятины принадлежащей им земли. Обязательство обеспечить внутреннее убранство храма взял на себя помещик Александр Иванович Любанский. Он же пожертвовал участок своей земли для строительства римско-католического костела.
21 июля 1907 года состоялось освящение углового камня под новый костел. Автором проекта и главным руководителем строительства до 1912 года был архитектор Август Клейн. В 1912 году строительство продолжил архитектор из Вильно Антоний Адам Филипович-Дубовик. 9 сентября 1913 года храм был освящен. В 2013 году святыня будет праздновать свой юбилей.
Костёл представляет собой трёхнефную базилику с развитым трансептом и высокой 4-гранной башней со стороны главного фасада. Храм имеет асимметричную объемно-пространственную композицию. Его объёмы усложнены готическими (ступенчатыми) контрфорсами, «подрезкой» невысоким рустованным цоколем из обтёсанного камня. Доминантой композиции является башня, 4 стороны которой завершены треугольными щитами с круглыми и стрельчатыми оконными проемами, углы фланкированы маленькими игольчатыми башенками. Пятигранная апсида прорезана полуциркульными оконными проёмами, а портал выделен многослойными арочками. Внутри костёл расписан под мозаичные арабески. Высота храма впечатляет - 48 метров.
Сегодня это памятник архитектуры неоготики - направления в архитектуре XVIII-XIX веков, возрождающего формы и конструктивные особенности средневековой готики.
За время существования храм очень мало времени использовался по своему прямому назначению. Он был закрыт во время Первой мировой войны, когда в прифронтовой Вилейке стояли русские войска. За Первой мировой пришла Вторая…
С 1946 года костёл был опять же закрыт и использовался как склад. В 1978 году по проекту архитектора Л. Павловой храм был реставрирован. 16 октября 1988 года в нём был торжественно открыт Дом искусств имени Никодима Юрьевича Силивановича.
Только в 1990 году святыню вернули верующим. В 1991 году началось строительство главного алтаря. Из Латвии были привезены 3 статуи по2 метравысотой каждая: Божией Матери, св. Франциска и св. Антония, которые были размещены в боковых алтарях. Внутреннее убранство украсили витражи, созданные художниками Минска.
Эдуард Матюшонок обновил фреску «Несение креста» на южном фасаде костёла. До этого её закрашивали красками, обливали кислотой, но изображение Христа проявлялось. В 1993 году для храма был приобретён электрический орган. В костёле редчайшая акустика – 4 секунды длится эффект вибрато.
Вилейские храмы по своей архитектуре представляют собой подделку под старину: церковь — под «древнерусское или византийское зодчество», костел — под «готику». Такое явление было обычным в архитектуре культовых зданий со второй половины XIX века.
Следует отметить высокое профессиональное исполнение сооружений, хорошую прорисовку архитектурных форм и деталей. Сейчас, включенные в ансамбль новой обширной площади, они придают ей своеобразный облик.
По итогам поездок в Беларусь Викка (НЕСЕЗОН) скомпилировала свой опыт, написала статью "Едем в Беларусь!...или бытовуха путешествий" и любезно предоставила мне возможность поделиться ею с вами.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: