Трагедии "Кольцово" [MS/14231]

Памятник самолету БИ на площади перед аэровокзалом
Памятник самолету БИ на площади перед аэровокзалом
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный,
городской
Класс: Замечательные люди
Исторический
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Свердловская обл.
Кольцово р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Екатеринбург, Арамиль
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 2
Местность: 2
РЕЙТИНГ
4.33Рекомендаций: 1Нашли: 24
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Бюст Г.Я. Бахчиванджи в поселке Кольцово
Бюст Г.Я. Бахчиванджи в поселке Кольцово
Мемориал на братской могиле хоккеистов и экипажа Ли-2
Мемориал на братской могиле хоккеистов и экипажа Ли-2
Обелиск на могиле Г.Я. Бахчиванджи
Обелиск на могиле Г.Я. Бахчиванджи
Мемориал на братской могиле экипажа Ил-18в
Мемориал на братской могиле экипажа Ил-18в
Автор: LexaB77
Создан: 16.09.2013
(отредактирован 24.03.2016)

Описание окружающей местности

   В настоящее время авиация считается наиболее безопасным видом транспорта, однако так было не всегда. На заре ее развития и в первое время освоения воздуха довольно часто случались аварии и катастрофы . Вот только в советское время не часто о них говорили. Данный тайник посвящен людям которые положили свои жизни создавая авиацию, а так же пассажирам трагически погибшим в авиакатастрофах и авариях, которые произошли вблизи аэродрома Кольцово и тесно связаны с ним.

История военного аэродрома «Кольцово» началась в конце 20-х годов прошлого века, он был создан для нужд НИИ ВВС СССР.

  Строительство аэродрома началось в 1928 году с возведения комендантского здания, казарм и каркасно-засыпных домов для летного состава Военно-воздушных сил Красной Армии. 22 июня 1941 года, в день начала Великой отечественной войны, на аэродроме Кольцово началось грандиозное строительство взлетно-посадочной полосы с твердым покрытием. ВПП размером 1000 метров была построена в рекордно короткие сроки – за три месяца.
  В октябре 1941 года в Кольцово был эвакуирован Научно-испытательский Институт Военно-воздушных сил Красной армии, проводивший испытания новых типов самолетов.

   Не задолго до этого, весной 1941 г. сотрудники ОКБ В.Ф.Болховитинова - инженеры-конструкторы Александр Яковлевич Березняк (начальник бригады механизмов) и Алексей Михайлович Исаев (начальник бригады двигателей) по своей инициативе начали разработку эскизного проекта истребителя нового типа - с жидкостно-реактивным двигателем (ЖРД), обещавшего скорость 800 км/ч и более. Планер самолета был готов уже к лету. И вскоре начались летные испытания самолета «БИ» в планерном варианте на буксире за самолетом Пе-2. Летчик Борис Николаевич Кудрин в 15 полетах снял все основные летные характеристики «БИ» на малых скоростях. Однако началась война и сделать до эвакуации больше ни чего не удалось.
   После перебазирования на Урал, работы над созданием самолета БИ продолжились в декабре 1941 года и уже к весне 1942 года самолет был готов к испытаниям с собственной силовой установкой. 25 апреля 1942г. самолет был переправлен в Кольцово (НИИ ВВС). Начались работы по подготовке БИ к полету. 30 апреля провели 2 контрольных запуска двигателя.
   15 мая 1942 года с аэродрома взлетел первый в мире истребитель БИ-1 с ракетным двигателем. Вместо заболевшего летчика-испытателя Б.Н.Кудрина командование ВВС направило капитана Григория Яковлевича Бахчиванджи. Первый полет продолжался 3 мин 9 с. Самописцы зафиксировали максимальную высоту полета 840 м, скорость 400 км/ч, скороподъемность - 23 м/с. В послеполетном донесении летчик-испытатель отмечал, что полет на самолете «БИ» в сравнении с обычными типами самолетов исключительно приятен: перед летчиком нет винта и мотора, не слышно шума, выхлопные газы в кабину не попадают; летчик, сидя в передней части самолета, имеет полный обзор передней полусферы и значительно лучший, чем на обычном самолете, обзор задней полусферы; расположение приборов и рычагов управления удачное, видимость их хорошая, кабина не загромождена; по легкости управления самолет превосходит современные ему истребители.
   Последующие летные испытания самолета «БИ» проводились на втором (БИ-2) и третьем опытных самолетах, отличавшихся от первого только наличием лыжного шасси.
  Шестой и седьмой полеты выполнялись Г.Я.Бахчиванджи на третьем опытном самолете (БИ-3). Задание летчику на седьмой полет, состоявшийся 27 марта 1943 г, предусматривало доведение скорости горизонтального полета самолета до 750 - 800 км/ч по прибору на высоте 2000 м. По наблюдениям с земли, седьмой полет, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя самолет, находившийся в горизонтальном полете, опустил нос, вошел в пикирование и под углом около 50° ударился о землю. Комиссия, расследовавшая обстоятельства катастрофы, в то время не смогла установить подлинные причины перехода в пикирование самолета «БИ». Но в своем заключении она отмечала, что еще не изучены явления, происходящие при скоростях полета порядка 800-1000 км/ч. По мнению комиссии, на этих скоростях могли появиться новые факторы, воздействующие на управляемость, устойчивость и нагрузки на органы управления, которые расходились с принятыми в то время представлениями, а следовательно, остались неучтенными.
   Машина рухнула в шести километрах южнее аэродрома. Решение о строительстве 30-40 опытных машин было отменено, хотя летчик-испытатель Б. Н. Кудрин некоторое время ещё продолжал испытания ракетного перехватчика.
   Раскрыть тайну гибели Бахчиванджи удалось лишь через несколько лет. При испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивания самолета в пике, бороться с которым тогда не умели.
   В память об этом на привокзальной площади аэропорта установлена стела с макетом самолета, а в поселке авиаторов – бюст Героя Советского Союза капитана Григория Бахчиванджи.
  Похоронен Г.Я.Бахчиванджи — на кладбище посёлка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта «Кольцово». В феврале 1963 года на могиле был установлен обелиск.

  Это была одна из первых трагедий еще военного аэродрома "Кольцово". В 1943 году НИИ ВВС Красной армии передислоцировали на место прежнего базирования, было решено передать аэродром гражданской авиации. 10 июля 1943 года – день образования гражданского аэропорта Кольцово. Порт подчинили командованию северо-восточной воздушной транспортной магистрали «Москва-Уэлькаль». Впервые в истории нашей страны на единой базе были объединены военно-воздушные силы и гражданский воздушный флот.

  Спустя 7 лет на аэродроме снова разыгралась трагедия, значимость которой для советского народа была не меньше чем гибель Г.Я. Бахчиванджи .

  5 января 1950 года при заходе на посадку в Свердловске (ныне Екатеринбург) разбился самолет Douglas C-47 (Ли-2) регистрационный номер: 42 красный, принадлежавший Министерству обороны СССР.
В сложных метеоусловиях самолёт потерпел катастрофу. На борту находились 11 хоккеистов, врач и массажист команды ВВС, направлявшиеся в Челябинск на матч с местным «Дзержинцем», а также 6 членов экипажа.
  Самолет с хоккеистами на борту поднялся в воздух с Центрального аэродрома Москвы и взял курс на Свердловск. Полет проходил нормально, но при заходе на посадку на аэродром Кольцово произошла трагедия. Как рассказывали авиаторы, метеоусловия в районе аэродрома были крайне неблагоприятными - сильная метель, с резкими порывами ветра. Командир Ли-2 майор Зотов сделал три захода на посадку, но это не спасло - самолет врезался в землю, экипаж и пассажиры погибли. Самолёт упал в районе нынешнего существования новой полосы аэропорта.
  Расследование катастрофы
поручили Ф.Ф. Прокопенко, служившему в управлении боевой подготовки Московского военного округа. По мнению Прокопенко, катастрофа произошла из-за целого ряда неблагоприятных факторов. Во-первых, сказались сложные метеоусловия в районе Среднего Урала, из-за чего ряд аэродромов закрыли и все самолеты направлялись на аэродром Кольцово. Но и здесь погода была на пределе метеоминимума.
  Во-вторых, в полной мере проявились негативные последствия ведомственного подхода: местные диспетчеры заводили на посадку в первую очередь «свои», пассажирские самолеты. Чтобы военный Ли-2 не создавал помех этим «бортам», его отправили в зону ожидания, на верхние эшелоны. Ожидание длилось довольно долго; за это время стемнело, сохранялась интенсивная болтанка, на борту пассажиры стали проявлять беспокойство, да и экипаж занервничал. Хоккеисты сбились в хвост, что для такого небольшого самолета создавало определенные проблемы в пилотировании.
  К тому же в нескольких километрах от аэродрома Кольцово находилась другая, плохо оборудованная полоса аэродрома Арамиль, имевшая свой радиопривод с частотами, близкими к частотам аэродрома Кольцово, и с близким курсом захода на посадку. На него-то ошибочно и настроился штурман Ли-2. Майор Зотов, опытный летчик, проходя этот привод, посадочную полосу не обнаружил; ушел на второй круг. Вновь снизившись, включил прожектор, который в условиях интенсивного снегопада создал «экран», похожий на светящуюся стену. Это и стало последним, роковым обстоятельством.
  На месте катастрофы нашли искореженную груду металла, а также несколько пар хоккейных коньков с чудовищно изогнутыми лезвиями. По сломанному пополам серебряному рублю 20-х годов опознали врача команды Гальперина. Он всегда носил с собой этот талисман, который, увы, не спас его от смерти. В одном из кусков самолетной обшивки сохранилась колода игральных карт: Борис Бочарников - завзятый преферансист.
  Хоронили погибших торжественно, с подобающими воинскими почестями и салютом. Над братской могилой воздвигли обелиск. Каждый раз, когда Всеволод Бобров приезжал в Свердловск, он первым делом отправлялся на кладбище около Кольцовского аэропорта, умудряясь даже в зимнюю стужу доставать где-то живые цветы.

   В последующие годы с аэродромом было связано довольно много различных летных проишествий и катастроф, но три из них наиболее трагичны. Так как в них погибло наибольшее количество пассажиров и членов экипажа.

  16 ноября 1967 г. произошла катастрофа самолета Ил-18В Уральского управления гражданской авиации (УГА) вблизи а/п Кольцово (Свердловск). Самолет совершал рейс №2230 сообщением Свердловск - Ташкент.
  Экипаж 120-го летного отряда доложил о взлете в 21:02:40 местного времени. Во время прямолинейного полета при наборе высоты на скорости 340-350 км/ч и высоте 140-150 м., на удалении 4 300 м. от исполнительного старта самолет резко развернулся вправо и с интенсивным снижением столкнулся с землей в 5 300 м. от старта (2 900 м. от конца ВПП) и в 500 м. правее ее оси. Столкновение с землей на вспаханном поле произошло на скорости 440 км/ч с вертикальной скоростью 20 м/с. Первое касание - законцовкой правого крыла . Самолет полностью разрушился. Обломки были разбросаны полосой на протяжении 320 м. по полю с пересечением грунтовой дороги на небольшой насыпи. На месте катастрофы возникли очаги возгорания. Все 99 пассажиров (в том числе 12 детей) и 8 членов экипажа погибли.
   Точную причину катастрофы установить не удалось по причине полного разрушения всех узлов и агрегатов самолета. Комиссия считает наиболее вероятными две версии:
1) Кратковременное возникновение отрицательной тяги в результате отказа в системе регулирования крайнего правого двигателя.
2) Ложные показания авиагоризонтов в системе директорных приборов «Путь-1М» в результате отказа ее элементов.
  В то же время любая из этих причин могла привести к катастрофе лишь в сочетании с одновременным действием других факторов.
   Экипаж самолета похоронен в братской могиле на том же кладбище, где были похоронены хоккеисты, экипаж Дугласа C-47 и Г.Я. Бахчиванджи.

   30 сентября 1973 г.
10 км юго-западнее а/п Кольцово потерпел катастрофу Ту-104Б Хабаровского объедененного авиа отряда.
   Экипаж выполнял рейс №3932 Свердловск – Владивосток (с посадками в Омске, Новосибирске, Чите и Хабаровске). После прибытия на самолет экипаж в течение 50 минут ожидал разрешения на запуск двигателей из-за поздней загрузки самолета и неготовности ВПП, на которой проводились работы по ее осушению. Взлет в а/п Кольцово произведен в 18:33 московского времени. На борту находились 92 взрослых пассажира, 8 детей и 8 членов экипажа, в том числе включенный в состав экипажа сопровождающий МВД.
   Экипаж доложил диспетчеру круга о производстве взлета и получил от него условия выхода: левым разворотом с набором высоты 1 500 м. на Тахталым, на что экипаж ответил: «Доложим 1 500». На высоте 350 м. экипаж ввел самолет в левый разворот, движение которого диспетчер круга наблюдал на светоплане радиолокатора. В точке вывода самолета из разворота для следования на Тахталым диспетчер круга заметил, что самолет продолжает находиться в развороте, и сделал запрос экипажу: «Вы на Артёмовский пошли, да?». На запрос экипаж не ответил и на дальнейшие запросы не отвечал. Самолет был обнаружен полностью разрушенным и частично сгоревшим в лесу в 10 км. юго-западнее а/п Свердловск. Катастрофа произошла в 18:37. При столкновении с землей самолет находился в левом крене. По показаниям очевидцев, самолет сближался с землей с большими креном, углом снижения и скоростью. При столкновении с землей произошел взрыв.
  Причиной катастрофы явилась неправильная индикация основных авиагоризонтов и курсовой системы КС-8 пространственного положения самолета при полете в облачности из-за отключения электропитания.
    В результате катастрофы погибло 108 человек, в том числе 8 детей.

   Спустя 5 лет, 7 октября 1978 г. самолет Як-40 Казахского УГА, регистрационный номер 87437 выпонявший рейс 1080 Свердловск (Кольцово)-Кустанай-Джамбул разбился 7,5 км. юго-западнее а/п Кольцово.
  Экипаж 159-го летного отряда, произвел взлет в а/п Кольцово в 17:48:30 мск в простых метео условиях. На борту находилось 30 взрослых пассажиров и 4 ребенка.
  В 17:50:25 экипаж доложил: «отказал левый двигатель, раз…заводите нас…мы на сто метров». Диспетчер ответил: «87437, Свердловск-посадка, выполняйте первый разворот на сто». Экипаж передал: «437, выполняем первый на сто».
  Затем диспетчер наблюдал вспышку и пожар в районе холмов левее взлета. Самолет был обнаружен в лесу на склоне холма в 7 470 м. с азимутом 244° от контрольной точки аэродрома (3 300 м. левее линии взлета) разрушенным и частично сгоревшим. Первое касание о верхушки деревьев высотой 23 м. произошло в 17:51:55 на высоте 86 м. от уровня аэродрома. В дальнейшем самолет с левым креном и снижением двигался к земле, разрушаясь и срубая деревья. Касание земли произошло на удалении 168 м. от места первого касания деревьев с разрушенным левым крылом и креном 60°. На удалении 178 м. произошло разрушение пилотской кабины от удара о деревья. В дальнейшем, с продолжающимся разрушением фюзеляжа и правой плоскости, самолет развернуло влево на 110°. От фюзеляжа оторвались киль и стабилизатор. Погибли все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа.
  К катастрофе привели ошибки экипажа (не включение противо-обледенительной системы перед взлетом в условиях возможного обледенения), что привело к отказу одного двигателя и падению тяги двух работающих двигателей.

  После катастрофы 1978 года в районе аэродрома произошло еще несколько авиапроишествией и катастроф, в том числе повлекших за собой гибель людей. Однако все они уже были не столь драматичны.

(Материалы взяты с сайтов: www.airdisaster.ru, www.testpilot.ru, www.koltsovo.ru, www.darkgrot.ru, http://www.wikipedia.org)

Описание тайника

Содержимое тайника

1. Большая и малая эмблемы ВВС.
2. Хоккейная шайба.
3. Магнит аэропорт "Кольцово".
4. Компас-свисток.
5. Конструктор "Самолет" (игрушка).
6. Охотничьи спички.
7. Авто ароматизатор.
8. Блокнот, карандаш, точилка, 2 запасных пакета для упаковки контейнера.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

grenium (19.06.2016 12:24:17)
Ранее уже бывал в аэропорту, но вот погулять по окрестностям не приходилось. До последнего думал, что ошибся с координатами, не совсем понял первое задание, но прочитав ещё раз историю Кольцово всё встало на свои места. Все координаты бьют очень точно, поэтому долго искать тайник не пришлось. Совсем рядом с закладкой, прямо над головой совершают посадку пассажирские самолеты, также совсем рядом со мной пролетело два военных вертолета, вид отсюда открывается просто замечательный.
Garri67 (05.06.2016 17:18:52)
Взяли тайник 05.06.2016. Спасибо за маленькое приключение! Брать ничего не стали. Добавили брелок с фигуркой истребителя. Много комаров)))
Мне кажется, в описании координат некоторая путаница. Если я ввожу в навигатор минуты и секунды в формате - ХХ'XXX'', то меня забрасывает километров за 50 в какой-то лес. А если ввести минуты и секунды в формате XX.XXX', то все тип-топ.
Aleksanderch (16.03.2016 18:28:39)
Romanovvv (07.03.2016 08:49:02)
КОТ-проходимец (28.07.2014 11:43:02)
1 Dragon (29.06.2014 18:04:42)
Alex_Silver (13.06.2014 20:59:31)
Andy_IT (13.06.2014 17:33:25)
James.ru (05.05.2014 14:25:45)
Alex_NP (05.04.2014 11:35:25)
Vils (05.01.2014 20:43:56)
Spectre (05.01.2014 20:21:30)
geokoriphey (09.12.2013 18:43:02)
Снежный Барсик (03.11.2013 17:46:43)
mr_bo (13.10.2013 18:47:55)
klex (07.10.2013 19:02:00)
Nikolai1985 (24.09.2013 21:21:33)
Angel_A (22.09.2013 09:17:00)
Байдерины (21.09.2013 22:20:19)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117