Посёлок Лисино-Корпус [MV/14237]

Церковь во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста (1862).
Церковь во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста (1862).
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Прогулка
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Ленинградская обл.
Тосненский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Лисино-Корпус
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 1
РЕЙТИНГ
3.33Нашли: 9
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Охотничный дворец Александра II (1857).
Охотничный дворец Александра II (1857).
Здание лесного техникума (1855).
Здание лесного техникума (1855).
В.В. Магэ, 1899. Портрет Николая Леонтьевича Бенуа.
В.В. Магэ, 1899. Портрет Николая Леонтьевича Бенуа.
Автор: Я - Svetlanka
Создан: 18.09.2013
(отредактирован 06.03.2016)

Описание окружающей местности

ПОСТРОЙКИ АРХИТЕКТОРА Н. Л. БЕНУА В ЛИСИНО–КОРПУСЕ

Здания, возведенные в 1853-1862 гг. всемирно известным архитектором Николаем Леонтьевичем Бенуа в Лисино, являются, безусловно, украшением поселка.

Они образуют центр учебного комплекса, как и предусматривалось генеральным планом архитектора в 1853 г., и включают три здания. Это «дом для 40 практикантов» (нынешний колледж), охотничий дворец и церковь. Все постройки отнесены к разряду памятников архитектуры общероссийского значения.

Николай Леонтьевич Бенуа (1813-1898) — родоначальник блестящей плеяды талантливых художников, архитекторов, искусствоведов династии Бенуа. К ней принадлежат Александр, Альберт, Леонтий Бенуа, Зинаида Серебрякова, Николай и Евгений Лансере.

Несколько лет Н.Л. Бенуа работал под руководством архитектора К.А. Тона на строительстве храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца и Малого театра в Москве, много строил в Петербурге и его окрестностях.

В период активного осуществления своих проектов по застройке Петергофа Н.Л. Бенуа получил заказ от техническо-строительной комиссии Министерства государственных имуществ построить в Лисино главное здание лесной школы взамен сгоревшего при пожаре 5 июня 1852  г.

В 1853 г. Н.Л. Бенуа составил генеральный план строений лесничества, содержащий 23 объекта (главный каменный дом для 40 практикантов, каменный дом на случай приезда Высоких гостей, флигель для служащих при лесничестве, егерское училище, дом священника, дом для мастеровых и кучерская, лазарет, флигели для чиновников, кузница, сушильня, кухня, баня, мастерская, прачечная и др.).

В современном поселке планировочная система и сеть улиц учебного комплекса в основном сохранились в том виде, как они были разработаны Н.Л. Бенуа.

10 июня 1853 г. Н.Л. Бенуа собственноручно сделал разбивку территории под будущие строения, а 26 июня того же года состоялась их закладка, во время которой в фундамент были положены медные позолоченные доски с гравированными надписями. Эскизы досок изготовил сам архитектор, он же заказал, несколько золотых серебряных монет «для положения их по русскому обычаю в закладные каменные доски».

Лисинские постройки архитектора свидетельствуют, что мастер искал новые композиционные приемы и выразительные архитектурные детали вне излюбленных исторических стилей.

Двухэтажный «дом для 40 практикантов» представляет собой прямоугольное в плане здание с центральным внутренним коридором, по обе стороны которого расположены жилые и учебные помещения. Главная лестница начинается от центрального входа, две вспомогательные – от входов, расположенных на заднем фасаде.

Здание сложено из красного кирпича. Окна охвачены сверху стрельчатой аркой, в нижнем этаже они крупные, в верхнем – более мелкие. Оконные наличники, окрашенные светлой краской, контрастируют с красным кирпичом фасада. Центральный вход перекрыт такой же аркой, как и окна. Вынужденный отказаться от многих декоративных деталей из-за требований экономии средств, Бенуа сумел придать зданию строгий, но выразительный характер (1855 г.).

В 1981 г. к зданию сделана пристройка второго корпуса.

Первоначально архитектор получил заказ на проект лишь «дома для 40 практикантов лесного училища». Он должен был включать в себя те же помещения, которые были в сгоревшем здании, а именно: «для обучающихся кондукторов, музеум, библиотеку, канцелярии музеума и комнату на случай приезда в лесничество Высочайших особ».

Вскоре же было решено строить два разных здания: для практикантов и части свиты царя «самой простой и правильной архитектуры, в 2 этажа, из которых нижний каменный» и «на случай приезда Его Высочества со свитою» — небольшое строение, коему «придать приличный характер стилем архитектурным и отделкой».

В окончательном варианте охотничий дворец получил в качестве пристроек боковые помещения (1861 г.). Центральным ядром его явилась двусветная зала, с трех сторон окруженная помещениями: в 1-м этаже — кабинетом, «опочивальней», камердинерской и бильярдной царя; в верхнем — помещениями для свиты; в подвальном этаже находился буфет и подсобные помещения. Новый корпус дворца архитектор органично соединил со старой его частью одноэтажной галереей — переходом повышенной высоты. В 1-м этаже общая гостиная так же связана с бильярдной, появилась еще одна «опочивальня». Пристройка имеет самостоятельный вход, находящийся в «башне» (лестничная клетка для круглой лестницы, осуществляющей дополнительную связь между этажами).

Лисинский охотничий дворец относят к удачам архитектора: в нем появились элементы будущего стиля «модерн». Охотничий павильон органически вписался в окружающий пейзаж на крутом изгибе реки Лустовки.

Внутреннее убранство охотничьего дворца было тщательно разработано архитектором, хотя эскизов с его авторской подписью не обнаружено. Тем не менее, существуют подробные рисунки этих интерьеров, и косвенным путем доказывается принадлежность их именно Бенуа. Индивидуальный почерк мастера здесь угадывается в использовании плафонной росписи, лепки, резьбы, узких полос зеркал, охотничьих атрибутов, в неожиданных и смелых сочетаниях контрастных цветов.

Сохранилось, например, описание купленных у фабриканта Сак-Галле двух каминов в большую залу: «из черного французского мрамора с чугунной топкой и медными боками.., в кабинете государя императора камин черный, мраморный, фигурный, в спальне государя императора камин белого мрамора, простого рисунка...».

Зримо представить внутренний облик охотничьего дома дает возможность журнал «Нива» за 1885 год: «Убранство комнат зимнего павильона... чрезвычайно просто. На стенах висят картины, оленьи головы с огромными ветвистыми рогами, барельефы, оружие и прочие украшения. В комнатах расставлены чучела разных диких зверей, убитых на высочайших охотах. Между этими чучелами особенно бросается в глаза чучело большого медведя, убитого покойным императором (Александром II) близ ст. Белой. В одной из комнат дворца находится небольшая оранжерея, убранная, как и прочие комнаты, в охотничьем вкусе. Вообще внутреннее убранство дворцовых комнат не походит на роскошное убранство Санкт-Петербургских дворцов: в Лисинском дворце все дышит деревенской простотою. С главной стороны фасада у парадных дворцовых дверей сделана небольшая горка, на вершине которой устроена деревянная площадка, оканчивающаяся маленькою террасою. После охоты вечером при ярком освещении горящих костров, у подошвы горки рядами раскладываются убитые звери, охотники обыкновенно выходят на террасу полюбоваться на свою добычу».

Из журнального описания явствует, что кроме зимнего павильона для охотников, существовал еще и летний, находившийся в 2,5 верстах от села Лисина. К нему вела прямая, как струна, прекрасная шоссейная дорога. Здесь для кратковременного отдыха охотников служила двухсветная комната с бревенчатыми стенами, посреди которой находился большой некрашеный сосновый стол, а вдоль стен — широкие сосновые лавки. Большая комната соединялась стеклянной галереей с двумя другими небольшими комнатами и кухней.

Вокруг павильона вверху проходила крытая галерея, открывавшая чудный обзор окрестностей. При взгляде в сторону охотничьего «зверинца» с правой стороны виднелся кабанник, с левой — та часть «зверинца», где помещались лани: Их почти всегда можно было наблюдать группами, пасущимися в полной безопасности, чего не сказать о кабанах, предпочитающих скрываться в чаще леса.

Большое пространство охотничьего зверинца было на несколько верст окружено высоким бревенчатым тыном.

Помещение охотничьего дворца (зимнего) занимали в советское время лесная опытная станция (1931 г.), общежитие студентов Ленинградской лесотехнической академии, под которое дворец используется по сей день.

Третья крупная постройка Н.Л. Бенуа в Лисино — церковь, воздвигнутая в 1862 г. на средства министерства государственных имуществ. На эскизе церкви, датированном 10 октября 1858 г., сохранилась авторская пометка: «Во время присутствия Государя Императора в Лисинском учебном лесничестве, вечером 20 октября 1858 г. Его Величеству по рассмотрении сего проекта благоугодно было сказать мне: «Церковь мне очень нравится». Арх. Бенуа».

С начала основания Лисинского учебного лесничества (1834 г.) здесь не было церкви. Совершал все требы и преподавал закон Божий в егерском училище Григорий Черницкий, священник Марьинского погоста Новгородской губернии, находившегося отсюда на расстоянии 14 верст.

Церковь в честь Происхождения Честных Древ Честного и Животворящего Креста была устроена в здании училища в 1840 г., освящена 30 июля 1846 г., иконы в ней написаны академиком С.К. Зарянко, но такая домашняя церковь не удовлетворяла потребности возросшего числа воспитанников и служащих училища. В 1858 г. последовало Высочайшее разрешение соорудить новую, каменную церковь, что и было поручено профессору архитектуры Н.Л. Бенуа. Строительство началось в 1860 г., в основание новой церкви положена была бронзовая доска с надписью: «В пятый год царствования императора Александра II, при митрополите Григории, министре государственных имуществ, генерале от инфантерии М.Н. Муравьеве, товарище генерал-майоре А.А. Зеленом, директоре лесного департамента генерал-майоре Неверовском, директоре лесничества Бекмане и церковном старосте подполковнике Субботине».

По проекту Н.Л. Бенуа церковь имеет в плане вид римского креста, высота каменной кладки до основания купола 18 сажен, длина 16 сажен, ширина 5-7 сажен. Вместимость 600 человек, имеет 3 входа, крыта железом, внутри выкрашена светло-голубой краской. Иконостас по рисунку Бенуа сделан петербургским купцом И.И. Николаи. Иконы Спасителя, Божией Матери, Тайной вечери и др. — работы академика В.В. Васильева. Пол в алтаре в большой половине паркетный, в остальной части — каменный. Бронзовые, вызолоченные люстры, подсвечники и канделябры украшали внутреннее убранство храма. Утварь и ризница куплены были в ювелирной фирме Сазикова В.И. Имелось 6 колоколов, самый большой — в 50 пудов. Всего министерство государственных имуществ затратило на постройку 40 тысяч рублей серебром.

Освящение церкви состоялось 14 октября 1862 г. На современников она произвела исключительно благоприятное впечатление: «Храм этот, как в художественном, так и в техническом отношении построен с большим искусством. По указаниям талантливого архитектора производивший работы подрядчик И.О. Леднев с умением и усердием исполнил свое дело. Резной дубовый иконостас, паркетный дубовый пол, шпиль колокольни из английского кирпича, золотые грани и звезды купола церкви, вызолоченные главы, бронзовые, осмиконечные, вызолоченные через огонь, кресты, словом, все частности сделаны с безукоризненной отчетливостью и чистотой, и церковь поражает зрителя согласием целого с подробностями: изящному стилю соответствует чистота и тщательность отделки».

За заслуги по возведению лисинских построек архитектор Н.Л. Бенуа получил второй орден Станислава 2-й степени. Священниками при церкви служили А.Д. Лубов (1846-1848), Ф.Д Лубов (1848-1862), И.М. Тяжелов (1862-1878), П.Д. Городцев (1878-1879), Н.В. Триодин (1884).

К приходу церкви причислялись еще дер. Лисино (8 дворов) и дер. Неникюль (3 православных двора). В 1867 г. прихожан обоего пола значилось 287 человек.

На средства, собранные от прихожан, в 1866 г. при участии директора лесничества П.Е. Петрова и священника И.М. Тяжелова при церкви устроена богадельня для призрения неимущих вдов.

Во время оккупации фашисты использовали церковь под конюшню. Ее ремонт, начатый по инициативе местного краеведа С.А. Соловьева в 50-е годы, хоть и медленно, но продолжается.

ТОСНЕНСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Из истории Тосненского района «ЛИСИНСКАЯ ЛЕСНАЯ ДАЧА», Глава VI.
Составитель текста Р. В. Тихомирова
Ответственный за выпуск Г. И. Зиновьева
http://www.sablino.ru/tosn/liskorp_datcha_6.htm

Описание тайника

Содержимое тайника

Постройки архитектора Н. Л. Бенуа в Лисино–Корпусе.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Missing (18.07.2017 11:26:36)
Часто проезжал рядом с посёлком к другу в деревню, но никак не складывалось заехать. А посёлок оказался очень интересен. С удовольствием осмотрел творения Бенуа.
Странно, что при цифровом ответе зачёт не выставляется автоматически.
Автору спасибо!
sikmir (20.06.2016 18:25:10)
Посетил Лисино-Корпус и взял тайник 13.06.2016 во время велопрогулки. Понравился поселок, вековые лественницы. Спасибо автору.
alvic (14.06.2016 00:15:12)
ChateNoire (26.05.2016 16:09:09)
Карелия (13.03.2016 23:06:28)
Sergafan (11.03.2016 20:40:31)
Gluker (20.10.2015 10:43:56)
Sergio79 (28.02.2015 14:26:50)
Cossacks (15.12.2013 08:41:10)
dbarashev (30.09.2013 02:30:03)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118 Карта 119