Местные жители называют городище "городком" и это не случайно. Старые славянские поселения, которые прекратили свое существование до прихода новых поселенцев, в народе получили название городищ, курганов. А поселения, которые продолжали существовать после монголо-татарского нашествия, и люди образом своей жизни так или иначе с ними были связаны, называли городками. С таким названием они врезались в народную память, хотя с чем это непосредственно связано, люди потом не знали или рассказывали об этих местах невероятные предания и легенды. Следовательно население Шпилёвки можно считать прямыми потомками и наследниками культуры славян - северян древних жителей Шпилёвская городища.
Об этом говорит и такой факт. Неожиданно в селе можно услышать разговоры: про Дунай-реку, про его ширину, глубину, а женщины расскажут, как они стирали в водах Дуная. Песни про Дунай на протяжении столетий поют хлопцы и девчата. Дунаем в Шпилёвке называют Псел во время половодья, который разливается до самого горизонта, а в селе подступает к огородам.
Почему же Дунай? Северяне впервые упоминаются в 7 столетии, когда на Дунае появляются протоболгары и дунайские славянские племена, среди них выделялись северяне, которые положили начало Болгарии. Вскоре они стали расселяться на левобережье Днепра, Появились они и здесь. Они скучали по Дунаю. И он пришел к ним с первой весной, половодьем. И поют до сих пор шпилевцы: “Хочу жити на Дунаї – там середина землі моєї”.
Современные жители села очень часто выкапывают на своих огородах обломки древней глиняной посуды. А вот в 1887 году под Байковой горой один из крестьян взял в аренду у местного помещика Римского-Корсакова участок земли. Выравнивая его, наткнулся на внушительных размеров камень. Когда камень был отвален, под ним оказался глиняный сосуд, немного уже раздавленный. Внутри были: - монеты 896/7-966/7 гг. – 99, из них: А)дирхемов 896/7-966/7 гг. – 98, из них 6 подражаний сасанидским дирхемам; Б)византийская монета 948-959 гг. (Константина VII Багрянородного и Романа II). - браслет серебряный с ребром посередине и завязанными концами (так называемый завязанный двускатнопластинчатый; по данным «Харьковск. губ. Ведомостей», браслетов было четыре). - бляшки от поясного набора серебряные – 3; две из них пятиугольные, третья сердцевидная с подвижным кольцом; все три украшения пальметтой (по данным «Харьковск. губ. Ведомостей», серебряных бляшек было много – от «нескольких уздечек, кроме того, одна серебряная пряжка»). - «Довольно ценное золотое кольцо» (по данным «Харьковск. губ. ведомостей», в Петербург не поступало).
Клад разошелся по рукам между крестьянами и помещиками. Жители долго не могли понять откуда взялись серебряные с причудливым обозначением монеты. Загадку взялся решить исправник. В том же году он направил 12 монет из этого клада в Петербургский археологический институт. Позже двое лиц туда же прислали серебряный браслет, 3 бляшки, 41 монету и 36 монет. Ученые высоко оценили находку и сообщили, что это дирхемы - арабские серебряные монеты, которые ходили между северянами в X веке и позже. На Руси их называли куны или ногаты. Чеканили их в Средней Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, в государствах, возникших на развалинах Арабского халифата, а если точнее, то в таких городах как Бухара, Самарканд, Шираз. Для ученых не составило труда объяснить путь проникновения дирхемов на Сиверянщину. Наш край находился в определенной политической зависимости от Хазарского каганата. Своей монеты хазары не чеканили, как торговая монета дирхем и проник сюда в большом количестве. Это как доказательство и подтверждение связей, существовавших тогда с арабскими странами. В 884 году Сиверянщина вошла в состав Киевской Руси, но до разгрома Хазарского каганата князем Святославом (в 965 г.) дирхемы продолжали сюда поступать.
Из нынешних достопримечательностей Шпилёвки следует отметить здание школы постройки 1912 года, о чем свидетельствует надпись под крышей. В этой школе в 1919-1920 годах учился уроженец села, будущий советский скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств Советского Союза (с 1970 г.) Михаил Григорьевич Лысенко. В честь своего земляка названа центральная площадь Шпилёвки, а на здании школы укреплена мемориальная доска. Еще одна доска посвящена Якову Андреевичу Мамонтову, драматургу и ученому-театроведу, который учился в шпилевской начальной школе в 1896-1899 годах.
Но больше всего Шпилёвка привлекает своей природой, которая очень живописна и претендует на звание "Сумской Швейцарии". С высоких “шпилей” открывается великолепное зрелище, особенно, когда восходит солнце. Видно далекий лес, заливные луга, среди которых несет свои воды Псел. Сквозь дымку виднеются Красное село и Низы. Учитывая высоту и крутизну склонов над Шпилёвкой даже планировали построить подъемник для лыжников. Залили бетонные фундаменты и на этом строительство прекратилось. Но в последнее время нашлись энтузиасты из Сум, которые в зимние выходные выезжают в Шпилёвку с мобильным подъемником и попутно предоставляют услуги по прокату лыж. Так что у села есть все шансы стать горнолыжным курортом:)
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: