Самарские легенды. Родина Буратино [VI/14431]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный,
городской
Класс: Замечательные люди
Музей/экскурсия
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Самарская обл.
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 3
РЕЙТИНГ
4.28Рекомендаций: 1Нашли: 66
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Автор: Инструктор
Создан: 02.11.2013
(отредактирован 04.11.2014)
Компаньоны: СамаРадуга

Описание окружающей местности

Давно ходил вокруг и около музея Алексея Николаевича Толстого в Самаре. Первым делом он привлёк меня своей сюрреальной вывеской: "Литературный музей А. Н. Толстого имени А. М. Горького".  Долго думал, достоин ли он тайника. Но после того, как в сентябре 2013 года возле дома-музея писателя  к его  130-летию установили памятник - всё стало ясно: Самара - родина Буратино. 

Я не смогу сказать лучше, чем литературовед Елизавета Тарнаруцкая:


У Самары чрезвычайно мало своих собственных, доморощенных героев настоящего, то есть всероссийского масштаба. И поэтому несколько странно, что на фоне фейковых Деточкина и Сухова, 130-летие действительно крупного писателя Алексея Николаевича Толстого проходит как-то до неприличия буднично и затрапезно.

Понятно, что дата не самая «круглая», понятно, что юбилей музей писателя всё-таки отмечает, осваивая те немногие деньги, которые Департамент культуры в связи с этим выделил. 10 января, в день рождения выдающегося писателя, даже кинофильм «Золотой ключик» детям показали. Ну, местная пресса напишет ещё тройку полемических статей, в течение года в усадьбу десять человек придут смотреть немую «Аэлиту», а преподаватели Аэрокосмического университета расскажут о свойствах лазера, и снова мы вспомним, что Толстой по образованию – инженер. Все эти акции заявлены в годовом пресс-релизе самарского музея-усадьбы Толстого. Но все-таки, а что если оторваться от музея (работникам которого, по большому счету, этот юбилей, в первую очередь, интересен) и задуматься над самыми общими вопросами: «Кем Толстой является для Самары?» и «Насколько значим и должен ли быть значим для города его юбилей?». Ведь ничто не предвещало Толстому именно самарской славы.

Уроженец Николаевска Самарской губернии (ныне Пугачёв Саратовской области), проведший детские годы в Сосновке (ныне Павловка Красноармейского района Самарской области), прожил писатель в Самаре всего 2,5 года, оставив о ней не самые лестные воспоминания. Творчество также не пестрит ностальгией по городу – несколько самарских картин в «Хождении по мукам», смерть самарского губернатора Блока в «Автобиографии» и буколическое «Детство Никиты», да и то не о Самаре, а о Сосновке.

В 50-60-е годы прошлого столетия самарский след Толстого глубоко и прочно прятался за фигурой «великого пролетарского писателя» Максима Горького. Немногие документы, связанные с Толстым, хранились в музее Горького. Сам факт открытия в Куйбышеве музея-усадьбы Толстого представляет собой цепь счастливых, но все-таки случайностей. Не найдись у бывших соседей Бострома (отчима Толстого) семейного архива, то не видать Самаре ни музея Толстого, ни толстовских штудий в виде книг, защищенных диссертаций, конференций и шумих по поводу юбилея. Прибавить к этому следует также подвижнический характер М.П. Лимаровой – создателя и первого директора музея, а также стремительно приближающийся юбилей (музей открыт в 1983 году – к столетию писателя), который естественно в советские времена отметить нужно было чем-то культурно-грандиозным.

Так и вышло. Звезды сошлись, и прекрасная усадьба в центре Самары уже 30 лет как литературный музей. Конечно, музей хорош – с богатейшими фондами, компетентными сотрудниками, крепко сбитой, хотя и кажущейся старомодной экспозицией. Но все-таки - кто такой Алексей Толстой для Самары? Какую роль эта спорная фигура играет в современности? Если оторваться одновременно и от официозных казенных формул «великий – русский – советский - писатель», и от либеральных усмешек «красный граф – сталину продался», то фигура Толстого открывает два разных, но невероятно современных ракурса рассмотрения.

Ракурс 1. Толстой – герой-авантюрист, герой-оборотень, успешно менявший маски на протяжении писательской карьеры. Толстой прекрасно вписывается и сливается с любой эпохой и компанией. Он одинаково органично выглядит, играя в снежки с крестьянскими мальчишками в Сосновке, предаваясь лени в кругу аристократической богемы на коктебельской даче Максимилиана Волошина, наконец, выступая на трибуне Дома Союзов в 1934 году под портретом Сталина и бюстом Ленина. Дело тут не в сознательной мимикрии или натруженном притворстве, а в удивительном умении быть всегда актуальным, нужным и интересным той среде (богемной или институциональной), в которой Толстой был заинтересован. Пожалуй, единственная среда, в которой Толстой так и не стал своим – это среда русской эмиграции. Там не ценились люди, обладающие способностями Зелига из фильма Вуди Аллена. Русская эмиграция свято хранила и берегла идентичность, платя за это кто бедностью, а кто - забвением. Толстой же – игрок, ему, подобно Набокову, не нужна были поза героя, жертвенность и самостояние. Поэтому одному открылся путь в США – страну авантюры и чужого языка, другому в СССР – страну ролей и масок.

Ракурс 2. Однако перемена костюма не означает перемены актера. Хотя Толстой действительно играл, менял маски, и ангажированность его ролей не подвергалась сомнениям, эти роли не могли лишить его собственного лица. Толстой не превратился в «человека без свойств», его барская идентичность никуда не делась. Жизнелюбивый и трудолюбивый, одинаково ценящий очаровательных женщин и жареные мурены, любитель застольных разговоров и острых шуток. Оказалось, что определенной доли трудолюбия и таланта (а этим всем Толстой обладал) было достаточно, чтобы этот образ жизни остался неизменным как при Сталине, так и при Николае. Ни революция, ни эмиграция, ни заказные романы, ни приемы в Кремле не могли лишить цельности эту личность. Наверное, помог язык, оставшийся прежним, хотя мир в новой советской России безнадежно изменился. Да и от казенного, мертвого языка соцреалистических романов к 30-м годам устали все. А орудовать живым, выразительным словом Толстой умел всегда. Не хочется повторять затертую цитату желчного Бунина о «Петре Первом», но очень уж она хороша: «Алешка!.. Хоть ты, конечно, и сволочь, но талантливый писатель. Продолжай в том же духе!».

Это умение оставаться самим собой при постоянной перемене лиц, писать хорошо, не витийствуя и не геройствуя, кажется парадоксальным. Для того времени – несомненно. Но взирая на все это с постмодернистских позиций, фигура Толстого оказывается невероятно сегодняшней. Дискретность, разбитость при горячем стремлении к целостности, жажда перемены мест при постоянном чувстве дома, желание раствориться в «другом», встроиться в «тусовку» и сохранить идентичность и равенство себе, ироничная дистанцированность при абсолютно серьезном подходе к жизни – все это словно списано с любого из известных нам медийных и окололитературных персонажей.

Однако самое интересное в том, что все вышесказанное можно отнести не только к Толстому, но также к нашему городу. Самара – город-скачок, Самара-маска, Самара-городок… От купеческой затрапезности к промышленному центру, от города с количеством кабаков, превышающем количество церквей, к городу университетов, от прекрасного модернового центра к не менее поэтичному в своей уродливости Машстрою. И сколько бы контрастных масок Самара ни примеряла, устойчивый провинциализм, кулацкая и купеческая идентичность будут сквозить из всех её щелей. Все это давно превратилось в повод, а потом и в ритуальную привычку местной интеллигенции громко выражать презрение к такой выпуклой провинциальности города. И действительно - позитивных выводов из этого можно сделать мало. Единственное, что сказать можно совершенно точно — только то, что Толстой все-таки самарский писатель. Прожив в городе два с половиной года, он то ли так впитал его дух, то ли просто изначально обладал местным жизнеощущением. Даже его отзывы о Самаре удивительным образом напоминают фразы из современных диалогов интеллигенции. Хотя бы это: «Люди спивались и свинели в этом страшном, пыльном, некрасивом городе, окруженном мещанскими слободами…». Самый стиль жизни этого писателя-авантюриста, умеющего вроде бы круто менять судьбу, а на самом деле ничего не менять, остаться на всю жизнь парнишкой-реалистом, которого за веселый нрав и тучность прозвали Ленька Квашня, - все это будто повторяет стиль именно самарского существования. При таком ракурсе Толстой, конечно, оказывается не самой лучшей рекламой города, но, по крайней мере, по-настоящему правдивым (если не единственным таким!) самарским брендом.

Елизавета Тарнаруцкая

Описание тайника

Содержимое тайника

Сумма чисел на памятнике станет зачётом за посещение.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Вуки (15.12.2016 19:35:23)
Симпатичный памятник, хорошее украшение города! Нос потерла, цифирки нашла. Автору спасибо! Зачет получен.
A&Y (31.10.2016 20:15:11)
Да Буратино не прост, пожалуй как и его автор :) Но и сказка то написана для взрослых и про взрослых. Так что памятник - в точку!
Зачёт получен. Автору спасибо!
Varg (21.09.2016 00:53:15)
Клуб Ф. (05.09.2016 20:39:50)
Marazm (02.09.2016 09:05:55)
gecata2020 (16.08.2016 07:26:01)
Nycher (01.08.2016 15:41:54)
AnMi (28.06.2016 12:20:18)
Вера (27.06.2016 20:39:23)
Dionis57 (21.04.2016 00:30:40)
Юлия84 (27.03.2016 14:48:34)
Savil (26.02.2016 19:36:36)
denisns (14.11.2015 13:45:05)
chance (05.11.2015 11:12:01)
izlis (24.09.2015 22:07:25)
Звезда (17.09.2015 11:45:11)
djin-sv (29.07.2015 16:01:08)
КругоСветка (16.07.2015 17:53:32)
Роман-Саратов (07.07.2015 18:50:50)
zzzuka (03.02.2015 09:09:21)
Pachita (27.01.2015 20:11:08)
klex (10.01.2015 21:58:21)
Scarabingo (08.01.2015 19:49:32)
Sovadlo (15.12.2014 15:41:07)
Putin&Lipovka (14.12.2014 19:46:43)
Trankvill (11.12.2014 16:41:56)
Aleslav (09.12.2014 21:37:34)
-nz- (09.12.2014 21:17:15)
mr_bo (09.12.2014 06:35:22)
delia и shimp (08.12.2014 21:29:19)
RaFaeL (08.12.2014 19:18:46)
Dionisiy (08.12.2014 15:35:13)
Беспокойная семейка (08.12.2014 13:06:23)
gremling (08.12.2014 09:57:53)
MagDi (07.12.2014 11:27:45)
Сергей Б. (06.12.2014 23:38:45)
tsepoff&anastasia (30.11.2014 16:46:18)
yug19 (07.11.2014 11:41:41)
Байдерины (19.10.2014 10:45:05)
Rogneda (01.10.2014 10:48:28)
Примус (17.09.2014 09:53:21)
Vils (25.08.2014 15:24:13)
Gwath (13.08.2014 21:11:58)
KTV (08.08.2014 21:16:47)
AleKat (30.07.2014 20:16:23)
mouses (27.07.2014 14:22:32)
Azvor (25.07.2014 20:17:44)
Йети (13.07.2014 21:43:20)
mlan (23.06.2014 15:00:24)
mamalena (23.05.2014 20:39:06)
lastochka491 (11.01.2014 16:47:38)
NR5 (07.01.2014 07:06:16)
sirena143 (25.11.2013 15:36:34)
elut (17.11.2013 16:33:55)
Инструктор (13.11.2013 21:58:32)
Алексий (13.11.2013 21:46:54)
Инструктор (13.11.2013 18:53:50)
Алексий (13.11.2013 16:07:11)
nutlet (04.11.2013 23:47:52)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116