Памяти Гастелло [TR/14727]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Традиционный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Беларусь
Минская обл.
Молодечненский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Радошковичи
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 1
РЕЙТИНГ
4.00Нашли: 12
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Автор: maxspb
Создан: 08.01.2014
(отредактирован 15.01.2014)

Описание окружающей местности

Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолета. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолет на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолетом героя.

Из сообщения Совинформбюро 5 июля 1941 г.

 

Николай Францевич Гастелло капитан, командир 2-й авиационной эскадрильи 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. Родился 6 мая 1908 года в Москве в семье рабочего. Белорус. Работал слесарем на Муромском паровозостроительном заводе и Государственном механическом заводе строительных машин. В мае 1932 года по специальному набору был призван в ряды РККА. В 1933 году окончил Луганскую военную авиационную школу летчиков. Служил в бомбардировочной авиационной бригаде в Ростове-на-Дону. Воевал на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. В мае 1941 года капитан Гастелло назначен командиром 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка (42-я дальнебомбардировочная авиационная дивизия, 3-й бомбардировочный авиационный корпус, ДБА). Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Первый свой боевой вылет совершил 22 июня 1941 года в 5.00. В первые дни войны полк понес большие потери. Оставшиеся летчики и самолеты 24 июня были сведены в две эскадрильи. Капитан Гастелло стал командиром 2-й эскадрильи.

Не найдя должного противостояния на границе, немецкие войска стремительно продвигались в глубь захваченной территории. Танковые соединения генералов Гудериана и Гота уже на седьмой день войны встретились северо-западнее Минска. Кольцо окружения вот-вот готово было замкнуться. В авангарде сопротивления (прежде всего по факту отсутствия альтернативы) выступили военные летчики. Главной ударной силой, способной разбросать вражеские танки на подступах к Минску, считался 207-й авиационный полк, дислоцировавшийся под Смоленском. 26 июня бомбить бронетанковые колонны противника под Радошковичами взлетела первая тройка самолетов, ведомая капитаном Гастелло... 

Тихоходные бомбардировщики были идеальной мишенью для немецкой ПВО. И хотя без сопровождения штурмовиков и истребителей ДБ-3Ф вообще не имели права летать на боевые задания, в порядке экстренного исключения отступления от правил сделаны все-таки были. Есть сведения, что в один из дней в небе над Радошковичами было сбито 15 советских бомбардировщиков, экипажи которых практически были лишены шансов на спасение.

26 июня 1941 года во второй половине дня Гастелло вылетел во главе звена ДБ-3Ф для нанесения удара по немецким войскам в районе Молодечно - Радошковичи, наступающим на Минск. Истребительного прикрытия не было. Наши летчики обнаружили немецкую колонну, двигавшуюся по шоссе. Снизившись до 400 м, они сбросили бомбы на танки и автомобили противника. После выхода из атаки Гастелло приказал своим ведомым лейтенантам Воробьеву и Рыбасу возвращаться на аэродром, а сам направился к другой дороге, проселочной. По ней тоже шла колонна. Снизившись до предельно малой высоты, он прошел вдоль нее. Стрелки Калинин и Скоробогатый, ведя огонь из пулеметов, вывели из строя 12 автомобилей (включая легковые и штабной автобус). Немецкие зенитки открыли по самолету огонь. От попадания зенитного снаряда ДБ-3Ф загорелся. Гастелло повернул на свою территорию. Пожар разгорался все сильнее. Сбить пламя скольжением не удавалось. Гастелло понял, что до своих не дотянуть, и решил направить горящий самолет на расположившуюся в деревне Моцки немецкую воинскую часть. Он развернул над лесом свой самолет, но до деревни не дотянул - самолет упал на опушке леса. Вместе с Гастелло погибли члены экипажа: штурман лейтенант А.А.Бурденюк, стрелок-радист старший сержант А.А.Калинин и стрелок лейтенант Г.Н.Скоробогатый (летчик того же полка, он напросился в боевой вылет вместо штатного стрелка). Все они посмертно награждены орденом Отечественной войны 1 степени. Взрыв видели ведомые, когда подлетали к Радошковичам (довольно крупному населенному пункту, нанесенному на карту) и в донесении привязали к нему бой. Уже на следующий день после представления капитану Гастелло Николаю Францевичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Уже в 90-е годы появилась и альтернативная версия. Спустя 10 лет в ознаменование героической даты зампредседателя Совмина БССР тов. Киселев отдает распоряжение произвести более тщательное исследование места подвига и смерти Героя Советского Союза капитана Гастелло, осуществить раскопки могилы и сбор частей самолета. Представительная экспедиция в составе научных сотрудников, фотографа, специалистов авиадела и судмедэкспертов выдвинулась в Радошковичи. Однако полученный накануне грядущего перезахоронения Гастелло результат оказался неожиданным. Никакого экипажа Гастелло в районе раскопок не было! По восстановленной надписи на документе, хранившемся в пластмассовом футлярчике, было установлено, что здесь покоится прах старшего лейтенанта Григория Реутова. Последующей проверкой все вопросы были сняты окончательно. Реутов, 1918 года рождения, проходил службу в должности воздушного стрелка-радиста в 42-й авиационной воздушной дивизии, и, по данным отдела по учету потерь Советской Армии, значился пропавшим без вести с 26.06.41 г. Благодаря этим данным было установлено, что вместе с ним на борту находились капитан Александр Маслов (командир экипажа), лейтенант Владимир Балашов и младший сержант Бахтурас Бейскабаев. Выполнявший 26 июня 1941 года боевое задание экипаж самолета ДБ-3Ф в полк уже не вернулся, и командование, не имея никаких сведений, посчитало летчиков без вести пропавшими. Не исключено, что именно падающий самолет Маслова и привлек внимание коллег Гастелло, поскольку Маслов действительно предпринял попытку тарана. По некоторым оценкам, до шоссе и, следовательно, до главного скопления техники не хватило 180 м. Поэтому особого ущерба рухнувший самолет фашистам не причинил. Тем не менее российское руководство спустя 55 лет после прецедента адекватно отреагировало на всплывшие на поверхность истории новые сведения: указом президента Ельцина Александр Маслов посмертно удостоен звания Герой России…

В 1976 году на месте гибели самолета героев был установлен величественный памятник капитану Гастелло. Как считают исследователи, противопоставление Гастелло и Маслова несправедливо. Они оба совершили подвиги! И Гастелло, и Маслов знали, что рано или поздно их тяжеловесные самолеты будут сбиты. И независимо от выбираемой версии, данный памятник у шоссе можно считать монументом всем летчикам, павшим в боях за Родину.

 

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=275

http://hronograf.narod.ru/05/gastelo.htm

http://www.bibliotekar.ru/informburo/5.htm

http://ru.wikipedia.org

Описание тайника

Содержимое тайника

Миниблокнот, карандаша нет

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Святланка (07.08.2016 22:26:20)
Тоже нашла без проблем. Правда, не ожидала, что склон на подходе к памятнику будет такой крутой! Зато, действительно, все Радошковичи видно.
Автору спасибо!
banderaz (28.06.2016 12:24:37)
banderaz, Xanthippe и миникэшер Лиза взяли тайник 19.06.16.
Микрик нашли без проблем.
Автору спасибо!
Семья Тумановых (06.11.2014 12:12:12)
ilasica (12.08.2014 14:19:33)
Yolka (28.07.2014 18:41:45)
Dionisiy (28.07.2014 18:34:33)
Мартиша Адмс (27.07.2014 18:25:17)
zefir (16.06.2014 11:36:11)
Leon1 (10.02.2014 12:43:07)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116