Соловьёва переправа [TR/1509]

памятный знак на месте переправы
памятный знак на месте переправы
ТАЙНИК
Тип: Традиционный
Класс: Исторический
Автор запретил посещение тайника в зимний период
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Смоленская обл.
Кардымовский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Соловьево
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 2
Местность: 4
РЕЙТИНГ
4.00Нашли: 27
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
так виден памятный знак со Старой Смоленской дороги
так виден памятный знак со Старой Смоленской дороги
храм Иконы Божьей Матери «Взыскания погибших»
храм Иконы Божьей Матери «Взыскания погибших»
памятник реактивной установке «Катюша»
памятник реактивной установке «Катюша»
Место закладки
Место закладки
Автор: larja
Создан: 11.06.2006
(отредактирован 23.09.2015)
Компаньоны: Tolga, rum

Описание окружающей местности

Соловьёво – cтаринная русская деревня в 13 км к югу от г. Ярцево на правом берегу Днепра, по Старой Смоленской дороге. Соловьево назвали в XVIII веке в честь царского инженера Ивана Соловьева, впервые вымостившего сезонную дорогу щебнем. Знаменитая Соловьева переправа через Днепр известна еще с 1812 г. Это место сражений русской и наполеоновской армий в 1812 г., боевых действий в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Здесь находится мемориальный комплекс: памятный знак на месте Соловьевой переправы, памятник реактивной установки «Катюша» (архитектор Г.С. Тронин), братская могила советских воинов (1941-1943 гг.), новый храм Иконы Божьей Матери «Взыскания погибших», освященный 27 сентября митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда.,

Кому память, кому слава,
Кому темная вода, -
Ни приметы, ни следа.

Переправа, переправа!
Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Василий Теркин. Твардовский
http://lib.ru/POEZIQ/TWARDOWSKIJ/terkin.txt
...

1812 год
У деревни Соловьево Кардымовского района Смоленской области, шли бои русских войск с наполеоновскими летом и осенью 1812 года. На Соловьевой переправе дала бой Наполеону русская армия под командованием Барклая-де-Толли в августе 1812 года. Переправа - два плавучих моста - была построена жителями окрестных деревень под руководством духовщинского дворянина Ивана Глинки. На Соловьевой переправе отряды русской армии под командованием графа Орлова-Денисова преследовали французскую армию. Здесь состоялся бой с французским арьергардом маршала Нея.

1941 год
Соловьева переправа сыграла очень большую роль в боевых действиях наших войск под Ярцевом и Смоленском в июле 1941 г. Значение переправы со 2-й половины июля 1941 г. определялось тем, что после высадки немцами воздушного десанта в районе Ярцева, материально-техническое обеспечение войск Западного фронта в районе Смоленска осуществлялось по Старой Смоленской дороге. Эта дорога (узкое шоссе) шла от г. Дорогобужа на Соловьево (13 км южнее Ярцева) и далее на Смоленск. На “пятачке” около села Соловьево шли жестокие бои. Главной силой противника была авиация. Немцы выделили для блокировки переправы большое количество бомбардировщиков. Обладая господством в воздухе, они непрерывно наносили удары по переправе и частям, ее оборонявшим. Там действовал специально созданный сводный отряд полковника А. И. Лизюкова, которому ввиду важности дела командующий фронтом (маршал С. К. Тимошенко) лично поставил задачу обеспечить пути подвоза всего необходимого борющимся под Смоленском войскам, а в случае надобности — и пути их отхода. Солдаты отряда полковника А.И. Лизюкова в жесточайших боях удерживали район Соловьева и саму переправу. Саперные части Западного фронта и армий Смоленской группы непрерывно переправляли на западный берег Днепра автомашины с боеприпасами, горючим и продовольствием. Переправа шла круглые сутки. На левый (восточный) берег переправлялись раненые и больные.
Гитлеровцы постоянно стремились прервать сообщение с 16-й и 20-й армиями, которые обороняли Смоленск. У переправы почти ежедневно кипели бои, в которых неизменно с самой лучшей стороны отличались бойцы Лизюкова. Ценой больших потерь немецко-фашистским войскам на некоторое время удалось захватить переправу, но вскоре войска Рокоссовского восстановили положение.
В начале августа 16-я и 20-я армии получили приказание прекратить оборону Смоленска и через Соловьевскую и Ратчинскую переправы у Днепра отойти на его восточный берег. С утра 3 августа эта невероятно трудная переправа началась.
«...С высокого холма в нескольких километрах от Днепра, наблюдал за ней Рокоссовский. На многие километры вокруг столбы черного дыма застилали небо: это горели подожженные врагом древние села Смоленщины. Противник держал переправы под непрерывным артиллерийским огнем. Снаряды ложились или прямо в воду, поблизости от понтонных мостов, или же на берегу. Фонтаны воды и земли обрушивались на понтоны. Но войска продолжали переправляться. К середине дня гитлеровцы разрушили мосты. С большим трудом восстановить переправу удалось только к следующему утру. Так, под огнем немецкой артиллерии и постоянной бомбежкой вражеских самолетов в этот и в последующие дни героические защитники Смоленска, руководимые своими командирами – М. Ф. Лукиным и П. А. Курочкиным, организованно переправились на восточный берег Днепра. ...»
Части 16-й и 20-й армий, переправившись через Днепр, заняли оборону на его левом берегу и удерживали свои позиции два месяца. В боях в районе Соловьево наши войска поддерживали прибывшие на фронт новые реактивные установки “катюша”.

И напоследок, чтобы можно было хоть немного представить, что творилось в этих местах в далеком 41-ом, прочтите отрывок из книги И. Ф. Стаднюка «Москва, 41-й»

* * *
...Сотни две метров оставалось до Днепра, когда окопавшиеся и уцелевшие в Соловьеве немцы чуток оправились от очумления и, разглядев атакующих сквозь прогалины в стене ивняка, росшего по берегам Днепра, привели в действие свои уцелевшие огневые средства. А их оказалось немало: пулеметы, минометы, отдельные орудия, группы автоматчиков. Среди атакующих вражеские пули и осколки все чаще находили свои жертвы. Сырой луг, чавкавший под сапогами тысяч солдат, покрывался телами убитых и раненых. Взрывы немецких мин и снарядов многих заставляли искать укрытия.
Казалось, атака вот-вот захлебнется. Люди залягут на открытом лугу и будут лежать там, пока, их не перестреляют уцелевшие и опомнившиеся немцы. И, что немаловажно, враг успеет подтянуть в Соловьево резервы.
Полковник Лизюков бежал к Соловьеву и с огорчением замечал, что в суматохе боя его видят только те, кто рядом — справа и слева да группа его штабных командиров, бежавших сзади. Но когда он почувствовал, что сила атаки может вот-вот иссякнуть, что бойцы могут залечь, после чего поднять их будет почти невозможно, он, чтоб не упустить время, догнал шедший впереди легкий танк и, обжигая руки о его моторную часть, взобрался на броню, ухватился за скобу башни.
— Товарищи! — подал он клич. — Товарищи коммунисты, не посрамим наши боевые знамена! Вперед! Днепр рядом!.. Ур-р-ра!
Соскочив с машины и не прерывая своего боевого клича «ура!», он устремился к Днепру.
Не помня, как в его руках оказался немецкий автомат, он ринулся в воду, уверенный, что сзади мчатся автомашины с понтонами и он обязан любой ценой, даже своей жизнью, обеспечить саперам возможность перекинуть понтоны через реку. Верил также, что его примеру следуют десятки, и не ошибся. За Лизюковым кинулись в Днепр сотни умевших плавать. Река здесь не столь широка. На ее западном берегу завязалась штыковая баталия.
Это было то самое, к чему стремились русские бойцы. В штыковом бою им нет равных. Немцы начали убегать по взгоркам огородов, к уцелевшим домам, но уже ничто не могло их спасти.
Впрочем, они надеялись на свою авиацию, на прорыв танковых клиньев. А советские воины надеялись [32] только на себя и силу своего оружия. Но неожиданно у них появился еще один помощник: с лугов, что были юго-восточнее, вдруг стал наплывать густой, белый, как лебединый пух, туман. Днепр для него оказался главной привязью.
Под покровом тумана были построены понтонные переправы, и вскоре они загремели под колесами грузовиков и повозок. Вырвавшиеся из окружения колонны наших войск начали переправу на восточный берег.

* * *

Соловьева переправа стала символом доблести, самоотверженности и непревзойденного мужества русских воинов.

P. S. В 1941 году при выходе из окружения советские войска потеряли здесь более 50-и тысяч (по некоторым источникам около 100 тысяч) бойцов и командиров.

http://info.trud.ru/trud.php?id=200408111490502
http://main.izvestia.ru/russia/26-10-01/article8182
http://admin.smolensk.ru/history/raion/index.htm
http://admin.smolensk.ru/tour_sp/kard.htm
http://www.pnp.ru/archive/10711142.html

Описание тайника

Содержимое тайника

+++

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Туман78 (27.03.2017 09:55:11)
Тайник взят , впечатления положительные. Зажигалка очень пригодилась
Avega (27.03.2017 07:49:00)
Тайник взят во время субботней поездки! Впечатления положительные, Днепр разлился почти до тайника.
Взяли тигренка (Магнитик), уж оченб доче понравился, зажигалку и ручку - положили ручку, ДВД диски с фильмами. Пакет заменили, кто следующий поедет - контейнер на месте, искать под белым кирпичем, в черном пакете ))) Крота забрали - переложу в другой тайник. Да, если пойдете по весне - обязательно одевайте сапоги - уж очень мокро.
Fishus (17.11.2016 16:46:27)
Vladsc (05.11.2016 21:37:43)
Partizan67 (07.05.2016 21:52:48)
Aqvarius (02.12.2015 09:42:02)
Tolga (27.09.2015 22:08:23)
putnik67 (21.09.2015 13:09:08)
Duke Solo (18.05.2015 16:16:27)
putnik67 (20.08.2014 10:39:50)
ivando (12.05.2014 12:44:05)
Twilight Guardian (05.08.2012 18:24:03)
Шуруп (02.07.2012 00:23:52)
НЕСЕЗОН (10.12.2011 02:43:23)
Cossacks (12.11.2011 01:49:27)
djin-sv (05.11.2011 15:20:20)
Tolga (02.08.2011 13:25:13)
Tolga (19.06.2011 11:48:24)
fiat135 (04.11.2010 16:51:50)
djin-sv (17.10.2010 21:37:06)
Dushik (01.08.2010 01:19:57)
Ramzes (10.01.2010 14:33:44)
OcM (29.08.2009 17:19:11)
TJ (22.07.2009 17:45:31)
orlik (03.05.2009 22:41:32)
oktaff (16.11.2008 21:17:41)
Orange (05.11.2008 18:39:18)
Roomata (21.10.2008 19:51:03)
zzheka (19.10.2008 07:34:35)
опелевод (07.11.2007 14:55:40)
Captain Flint (29.07.2007 22:12:16)
MrBell (20.06.2006 11:26:46)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118