Взору ежедневно посещающих обитель паломников и гостей предстает восстановленный из развалин и запустения Троице - Сканов монастырь, который день ото дня приобретает свой неповторимый первоначальный вид с его устремившейся ввысь колокольней, величественным двухэтажным собором, белым фасадом зданий, угловыми башенками, делающими монастырский ансамбль стройным, гармонично завершенным в архитектурном плане. Это самый красивый из всех здешних исторических архитектурных памятников. Это - "жемчужина" Пензенского края.
Троице-Сканов монастырь основан в середине XVII века как мужской монастырь. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось. По одной из версий название произошло от речки Скановой, якобы протекавшей недалеко от монастыря. По другой версии, по преданию, Скановым монастырем его назвали по фамилии боярина Исканского, местного землевладельца.
Пожар 26 апреля 1676 года уничтожил все деревянные строения монастыря. После пожара были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы, которая просуществовала до пожара 1785 года, и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, которая в 1802 году была разобрана в связи с ветхостью колокольни, в которой она находилась. В 1795 году на их месте был заложен новый каменный пятиглавный двухэтажный храм с наружной росписью. Первым строителем нового храма был настоятель монастыря иеромонах Арсений I, а после его смерти – игумен Корнилий, при нем собор расписан иеромонахом Парфентием, он же писал для собора иконы. В нижнем этаже храма был размещён престол во имя Успения Божией Матери, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме размещён престол во имя Живоначальной Троицы, освященный 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Вокруг храма были возведены многочисленные жилые, служебные и хозяйственные постройки. После 1917 года монастырь был закрыт.
После закрытия, монастырский храм превращен в склад и птицеферму, кладбищенская церковь в кормокухню для птиц, с колокольни сброшены колокола, надгробные памятники с монастырских склепов утоплены в реке Мокше. Ценности, иконы, библиотека частью разграблены, частью переданы в местный музей. В храме Усекновения главы Иоанна Предтечи был организован клуб: играла музыка и устраивались танцы. В других зданиях были магазин, гараж, столовая и жили рабочие местного совхоза.
В 1990 году по ходатайству и требованию общественности обитель была передана Русской Православной Церкви. По благословению Владыки Серафима, Архиепископа Пензенского и Кузнецкого, был учрежден женский монастырь. После 60-летнего запустения обитель вновь обрела свое первоначальное назначение, в ней возобновилась монашеская жизнь. Но теперь продолжателями монашеского делания в этом святом месте стали уже не насельники, а насельницы.
12 марта 1990 года приехала из Рижского женского монастыря монахиня Митрофания (Перетягина), назначенная в этот монастырь на настоятельскую должность. С ней и первые насельницы. Всего было 7 сестёр и игумения. А к концу первого года возрождения обители насельниц насчитывалось уже около тридцати. Первое богослужение в монастыре было совершено 12 апреля 1990 года в Великий Четверг на Страстной недели. На клиросе монастырский хор состоял всего лишь из трех человек. Регентовала сама матушка Митрофания. На первой Божественной Литургии присутствовало много прихожан и паломников. Матушка Митрофания приняла обитель в разорении. Центральный храм до уровня первого этажа был завален землей. В нижнем храме не было полов, окна затянуты пленкой. Настенная роспись специально забелена, местами соскоблена. В некоторых местах не было крыши. Во время дождя вода лилась прямо на молящихся, на полу были лужи. Первое время жили все вместе в двух неблагоустроенных кельях. В окна дул ветер, крыша протекала во время дождя, ставили тазы для воды, которая текла с потолка. Печки сильно дымили или вовсе не топились. Было холодно и сыро. Насельницы с утра до позднего вечера проводили в труде: расчищали территорию от хлама и завалов, засыпали ямы и разравнивали землю, разгружали машины с кирпичом, досками, копали землю под огород, сажали картофель и другие овощи. С первых же дней начались восстановительные работы. Первыми объектами стали сестринский корпус, котельная и храм. Все заботы, трудности, а также финансовые затраты возложил на себя Владыка Серафим. По его благословению из г. Пензы была прислана бригада строителей. Он часто приезжал в обитель, по-отечески ободрял сестер и укреплял в них монашеский дух. В этот период приезжало много паломников из разных мест, которые бесплатно трудились и помогали из руин поднимать монастырь.
Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая "Трубчевская", которая была писана в городе Трубчевске (Брянская область) монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году, как значится в надписи на иконе.
Чудотворная икона Трубчевской Божьей матери – единственная подобная в России.
Подробных сведений о том, как оказалась икона в Троице-Скановом монастыре, не сохранилось. Эта икона числится в списках чудотворных икон России, хотя письменных свидетельств о чудотворениях не сохранилось в связи с пожаром 26 апреля 1676 года, при котором сгорели все документы о монастыре. Но остались воспоминания и рассказы старожилов о чудесной помощи этой иконы.
Страшное несчастье в конце прошлого века дважды обрушивалось на Наровчат обвальной эпидемией холеры. Сотни жизней поглотила кладбищенская земля. Из поколения в поколение передается рассказ о том, как в один из этих тяжелых дней, переживаемых наровчатцами, при стечении множества народа духовенством был начат крестный ход вокруг города с выносом иконы из Троице-Сканова монастыря. Как гласит летопись, благоговейные чтители этой иконы приписывали милосердию и покровительству Царицы Небесной скорое прекращение эпидемической болезни.
В знак особого почитания иконы, прихожанами неподалеку от монастыря в 18531 году была построена кладбищенская церковь во имя Трубческой Божией Матери.
В 30-е годы, после разграбления и закрытия монастыря, икону взяли в Наровчатскии краеведческий музей, где она пролежала в хранилище почти полстолетия в пыли и забвении. На грязную, истрепанную икону, с которой были сняты драгоценные камни, серебрянная риза, не обращали внимание и использовали как стол для экспонатов. При очередной описи музейных ценностей против строки "Трубчевская икона Божией Матери" написали: "утеряна". Это было в 1975 году.
Но икона нашлась все в том же запаснике через 18 лет, когда возобновился поиск пропавших музейных ценностей. По дате ее написания, обнаруженной в нижнем углу, и по другим признакам, компетентная комиссия признала в ней утерянную икону.
Вновь возвратившуюся в монастырь икону решили сфотографировать. Был хмурый день. Небо застилали черные тучи. Угол, где находилась икона, был совсем темным, только лампадка еле освящала лик Матери Божией. "Бесперспективное дело, - сказала посетительница, наводя объектив фотоаппарата на икону, - что ж, попробуем..." И вдруг сверху, из-под купола храма в решетчатое окно хлынул поток солнечного света. Икона осветилась, заиграв всеми красками. Вокруг головы Матери Божией и венца засиял нимб. Дважды щелкнул фотоаппарат и снова тучи закрыли солнце, стало темно. Присутствующие были поражены и радостно удивлены: "Икона радуется своему возвращению..." (Из воспоминаний В. А. Полякова).
Долгое пребывание иконы в запасниках музея, небрежное отношение к ней сделали свое дело: покоробилась доска и холст, кое-где появилась плесень. По благословению ныне почившего в Бозе Высокопреосвященнейшего Владыки Серафима, архиепископа Пензенского и Кузнецкого, икону отправили на реставрацию в Свято-Троице-Сергиеву Лавру.
И вот икона вновь в монастыре. Для нее сделан искусной работы киот. Икона Царицы Небесной, перед образом которой молилось не одно поколение, вернулась в Сканову обитель обновленная. И верующие, прикасаясь к ней, получают всеосвящающую благодать Святаго Духа.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: