Благовещенск. Железнодорожный вокзал [VI/16061]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный,
городской
Класс: Архитектурный
Исторический
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Амурская обл.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Благовещенск
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 1
РЕЙТИНГ
Нашли: 2
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Автор: макс и сцветка
Создан: 18.07.2014
(отредактирован 20.01.2015)

Описание окружающей местности

 «Амурская железная дорога является событием колоссальной важности в жизни Амурской области,– говорил в своём докладе в 1909 году благовещенский Городской Голова Иосиф Прищепенко, – дорога должна связать область с Империей и пробудить к развитию в ней культурно-экономической жизни». Дорогу построили, но не совсем там, где хотели благовещенцы. Однако железнодорожную ветку к столице Приамурья всё же провели. И в городе появился железнодорожный вокзал.

 Построенный в старорусском стиле, с оригинальными архитектурными элементами, он скорее похож на терем, чем на административное здание. Сведений о том, кто и как его проектировал и строил, практически не сохранилось. Фамилии двух архитекторов упоминаются в связи с постройкой вокзала в Благовещенске: Олтаржевский и Гофман. Но документов об авторстве пока не найдено. Как бы там ни было, к тому времени, когда началась постройка вокзала, в городе наконец-то завершились многолетние споры о том, как вести к Благовещенску железную дорогу.

 Дело в том, что столица Приамурья в конце XIX века оказалась примерно посередине между двумя железнодорожными узлами, разделёнными двумя тысячами километров, в центре практически абсолютного бездорожья. Только Амур и Зея в течение пяти месяцев в году позволяли осуществлять относительно стабильные грузоперевозки.

 Из «Пояснительной записки к проекту Амурской железной дороги», Благовещенск, 1896 год.: «… строго говоря, сухопутных сообщений в Амурской области не имеется… В распутицу, во время ледохода на реках прекращается всякое сообщение в области».

 Необходимость железной дороги была очевидной. Рассказывает историк Мария Вивдыч: «Вопрос о строительстве железной дороги обсуждался с 1890-х годов. Когда планировалось строительство Транссиба. И только в 1908 году приступили к строительству. Точно так же очень долго решался вопрос о направлении трассы Амурской железной дороги, и одним из главных вопросов было – пройдет ли амурская железная дорога через Благовещенск?»

 В 1902 году на заседании городской Думы выступил Городской Голова Александр Васильевич Кириллов. Само название доклада «О необходимости и важности соединения г. Благовещенска рельсовым путем со Сретенском», чётко обозначало позицию городского самоуправления по этому вопросу.

«Конечным пунктом железной дороги Благовещенск должен быть по двум причинам: во-первых, потому что до устья Зеи Амур не может быть признан надёжным и удобным путём и, во-вторых, потому что Благовещенск представляет собой самый населённый пункт в крае и, как административный и промышленный центр, играет видную роль среди других городов Приамурья…»

 Здесь же говорилось о том, что общее количество транзитных грузов в городе составляло на тот момент от 6,5 до 7 миллионов пудов, что обосновывало экономическую целесообразность наличия железной дороги, которая тоже не осталась бы без работы во все времена года. Доклад направили в Министерство путей сообщения Российской империи, однако ещё несколько лет вопрос находился на стадии обсуждения.

 Дальнейшее развитие Благовещенска оказалось в прямой зависимости от маршрута основной магистрали Транссиба. Наконец, с 1906 года изыскательские работы возобновились. «И тут снова возникли вопросы: докуда именно строить? По правому берегу реки Зея или по левому? – продолжает Мария Вивдыч. – Если по правому, то сам железнодорожный вокзал, депо и все мастерские должны располагаться в Благовещенске, если по левому – то вокзал мог бы оказаться не в самом Благовещенске».

 Проект было поручено разработать известному русскому инженеру-путейцу, действительному статскому советнику Валерию Алексеевичу Саханскому.

 В 1909 году в дискуссию о направлении железной дороги вступил теперь уже другой Городской Голова – Иосиф Прищепенко. Из нескольких вариантов, предложенных Саханским, он добивался от министерства путей сообщения «чтобы железная дорога действительно соединяла Благовещенск с сетью железных дорог и этим способствовала его культурно- экономическому росту, а не обрекала его на медленное вымирание».

 

« … для города Благовещенска необходима железнодорожная станция на правом берегу реки Зеи, где расположен самый город, иначе оживлённый и торговый город замрёт, и хочется верить, что при выборе направления Благовещенской ветви будут приняты во внимание интересы города Благовещенска и рассмотрены справедливые желания Благовещенского населения », – это ходатайство Благовещенской городской Думы было направлено телеграфом в Совет министров.

 Из стратегических соображений железнодорожную ветку от Бочкарево (ныне Белогорск) до Благовещенска решено было провести по левому берегу Зеи, со строительством моста возле Белогорья, и станцией в самом Благовещенске.

«Ещё до начала строительства люди не знали, где будет построено здание вокзала, но ажиотаж на земельные участки был неимоверный, – говорит историк Мария Вивдыч, – и выбор места строительства среди предпринимателей вызвал оживление. Потому что предполагалось, что это будет самое бойкое место в городе. Цены на земельные участки возрастали до огромных размеров».

 В 1908 году окончательно определилось место постройки здания вокзала на северной окраине города, и строительство началось. Из «Амурского Торгово-промышленного календаря на 1914 год»: « В длину, с запада на восток, город раскинулся почти на 8 вёрст и в ширину, с юга на север, вёрст на пять, но рост города ещё не закончился. На северной его части в настоящее время строится железнодорожный вокзал и около него, безусловно, в непродолжительном времени возникает пригород».

 Есть версия, что, пока строилось кирпичное здание вокзала, первые служащие станции Благовещенск размещались в деревянном доме недалеко от нынешней привокзальной площади. Он сохранился до сих пор. Построено здание в 1912 году. Рассказывает Татьяна Никифорова, житель дома: «У нас в комнате, когда ремонт делали, бабушка говорила, что провода были всякие, телефоны старинные. Интересно. А я когда-то была в музее, на железнодорожной станции, и там сказали, что в начале века наше здание, оно было на площади единственное. А в остальных – подальше, жили работники».

 Строительство дороги продолжалось почти 8 лет. Кстати, на стройке активно применялся труд заключённых – опыт, который в дальнейшем в нашей стране используют не раз. В 1913 году в Благовещенск пришла часть Амурской железной дороги. Пробное движение от Благовещенска началось 5 октября 1913 года. А уже через 2 месяца был отправлен первый сквозной поезд Благовещенск – Санкт-Петербург. Вся Амурская железная дорога до Хабаровска была построена к 1916 году. Конечно, она повлияла на экономическое положение не только Благовещенска, но всей Амурской области.

 Из книги «Амурский переселенческий район», Благовещенск, 1914 год: «С проведением Амурской железной дороги сбыт хлеба и других продуктов сельского хозяйства значительно облегчится, особенно после того, как будут построены для ссыпки хлеба казённые амбары или, как их называют иначе, элеваторы. Последние, в первую очередь предполагается построить в городе Алексеевске, при станции Бочкарёво и в посёлке городского типа Бурее».

 Благодаря проложенной железнодорожной ветке, в город хлынула новая волна переселенцев, увеличилось количество транспортных средств, удвоился бюджет, благовещенские купцы и предприниматели активно работали на госзаказы и, несмотря на мнения скептиков, город не потерял статуса административного центра. А столько всего приобрел! В том числе и красивое здание вокзала. Теперь это ещё и памятник архитектуры, охраняется государством.

 

http://video.amur.info/dom/8557.html

Описание тайника

Содержимое тайника

Виртуальное

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Slava_by (24.10.2014 11:32:34)
Очень интересная история вокзала! Прогулялся по площади. Из всех знаковых событий, происходивших здесь, выбрал нужное.
Спасибо автору!
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118