Старинное село Владимирское раскинулось на правом берегу красавицы Волги недалеко от Козьмодемьянска. Здесь находится чудотворная Владимирская икона Божией Матери — одна из православных святынь Марийского края. Обретение образа и строительство храма уходит в глубь столетий.
В старинных документах это село называлось "деревня Басурманская", "село Богородицкое Басурманское гож", "село Богородицкое Новокрещенское", "село Владимирское Басурманово", "село Владимирское", "село Басурманово". Марийское название "Пысырман" в своей основе имеет русское слово "Басурманово", связанное с прозвищем "басурман", то есть "нехристианин". Действительно, первыми жителями этого селения была "служилая черемиса" - некрещеные горные марийцы и чуваши, применительно к которым русское православное население Козьмодемьянска и соседних сел и деревень использовали в обиходе это слово. Впервые "деревня Басурманская" упоминается в 1594 г. Она появилась после основания Козьмодемьянской крепости (1583 г.) как стан городовой стражи в 5 верстах от нее и находилась у устья р. Обуховка на поляне. Деревня состояла из нескольких дворов "служилой черемисы", представленной горными марийцами и чувашами, в дальнейшем принявшими христианство и полностью обрусевшими.
Согласно писцовой книге 1685 г., в селе Богородицком, "что была деревня Басурманская на речке на Обуховке и на ключе" Подгородного стана Козьмодемьянского уезда, имелась "церковь во имя Владимирския Богородицы деревянная с трапезою об одном верху" и 21 двор служилых людей Тихона Ивановича Чоракова, Иаума Федоровича Ерышева, Прокофья Ивановича Токарева, Ивана Федоровича Толмачева, Дементья Ивановича Тумашева и др. Материалы описания 1685 г. позволяют утверждать, что село Владимирское располагалось на возвышенности, было окружено приусадебными участками и полями. Отсюда виднелись обширные леса из различных пород деревьев (дуб, липа, береза, сосна, вяз), сенокосные угодья и полянки, озера и Волга; проходившие вблизи села дороги на пойменные луга и протянувшийся вдоль Волги старинный сухопутный трат из Нижнего Новгорода в Казань; одиноко стоящий дуб на пригорке и постоялый двор; места марийских языческих мольбищ - кереметей и знаменитая "Ивановская гора", на которой, согласно историческим преданиям, осенью 1552 г. временную стоянку имел и пировал царь Иван Грозный, возвращавшийся со своим войском в Москву из победоносного Казанского похода.
В начале XVIII в. в результате большого пожара с. Владимирское сгорело почти дотла. Удалось спасти лишь две иконы Владимирской Божией матери: храмовую Чудотворную и небольшую запрестольную, а также книгу "Служебник" 1653 г. После этого события жители села и 1705 г. переселились с прежнего жилища (находилось между совр. с. Владимирское и д. Волна) на новое место. Тогда же они просили казанского митрополита Тихона о дозволении построить новый каменный храм во имя Владимирской Божией матери. Средствами в этом деле им помог чебоксарский купец Михаил Игумнов со своей женой Варварой. Были заложены и построены две каменные церкви: одна теплая, во имя Николая Чудотворца, освященная в 1712 г. (разобрана в 1829 г., материал употреблен на постройку каменной колокольни); другая, холодная, в честь чудотворной иконы Владимирской Божией матери с приделом Иоанна Предтечи, освященная 8 сентября 1713 г. самим митрополитом Тихоном, разрешившим в 1719 г. крестные хождения с иконой из с. Владимирского в г. Козьмодемьянск.
Колокольня построена в 1835 году. Вокруг храма в 1868 году поставили каменную ограду. На северо-восточном углу ограды была сооружена часовня. Так возник интересный ансамбль Владимирской церкви — одной из древнейших православных святынь марийского края. Владимирский храм — трехпрестольный: главный летний во имя Владимирской иконы Божией Матери и приделы зимние — с правой стороны во имя Иоанна Предтечи, с левой — во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. В храме имеются две чудотворные Владимирские иконы Божией Матери. Одна из них запрестольная, другая храмовая. Чудотворениями особенно прославилась храмовая икона. Она большого размера (102 x 80 см) составлена из трех досок. На иконе серебряная риза, пожертвованная неизвестным лицом в 1689 году и вызолоченная в 1839 году на средства козьмодемьянского купца Семена Игнатьевича Лаптева. Малая икона находится также в серебряной ризе, вызолоченной на средства купца Матвея Дмитриевича Зубкова. В 1860-е годы на средства церкви устроен иконостас, стены и своды храма были расписаны.
Внешний вид храма свидетельствует о древности постройки, тяготеющей как по композиции, так и декору к церковному зодчеству XVII века. Основной куб храма несет одну главу, украшен великолепным кирпичным фризом, состоящим из кирпичных гирек и поребрика. По четыре полукружия закомар с каждого фасада четверика, наличники окон храма, типичные для XVII века, делают в целом храм памятником еще допетровской Руси. Зато широкая трапезная с большими окнами представляет типичную постройку XVIII века. Строившаяся в самом начале XVIII века Владимирская церковь вобрала в себя элементы древней и новой архитектурной церковной традиции. Колокольня храма — памятник архитектуры эпохи классицизма, удачно гармонирует с храмом и трапезной.
В советский период Владимирская церковь не избежала закрытия. В 1940 году храм был закрыт властями. Началось его разрушение. Оно коснулось в первую очередь интерьера. Рубили храмовые иконы, сжигали книги. Пропала церковная утварь, чудотворные иконы, казалось, исчезли бесследно.
В декабре 1944 года по просьбе жителей села на волне улучшения государственно-церковных отношений был зарегистрирован приходской совет, а в январе 1945 года церковь была передана православной общине. Началось восстановление храма. Собирались иконы и утварь. В 1948 году выяснилось, что обе чудотворные иконы находятся в запасниках Козьмодемьянского краеведческого музея. Из “заточения” иконы вернули две женщины — Наталия Михайловна Львова и Ираида Павловна Архипова. Как писал иерей Михаил Заузолков, отважные женщины ночью подъехали на лошади к музейной сторожке и долго уговаривали сторожа. Наконец, тот уступил: вынес обе иконы. Их погрузили на телегу и святыни вернулись в свою обитель.
С тех пор прошли десятилетия. Храм иконы Владимирской Божией Матери находится под особым покровительством Царицы Небесной, озаряя благословением людей.
В дальнейшем тайник будет переведен в традиционный, с виртуальной зимней частью. В самом храме очень красиво, поэтому советую планировать посещение во время утренней или вечерней службы.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: