Инкерманские высоты — самый дальний восточный рубеж великой Римской империи на заре нового летосчисления, ставший приютом для неугодных светской или духовной власти огромной державы. И как сосредоточию мятежных духом ему суждено было стать оплотом молодой христианской религии, питаемой лишь верой и чудесными деяниями первых проповедников. А начиналось согласно преданиям христианская история Крыма с вдохновенных проповедей святого апостола Петра, эхом отбивавшихся от инкерманских скал, чтобы прорастить первым зерном веры в сердцах тех, кто, не смотря на гонения власти и покорной ей толпы, шел на покарание в поисках истины.
Потом было проникновенное слово к слабым духом сосланной на каторжные работы каменоломен в 96 году племянницы римского императора Тита из рода Флавиев Домитиллы, которая пожертвовала всем ради своей веры — лишилась высокого положения, своего состояния, казненного супруга-единоверца и свободы по обвинению в “безбожии” и “поклонении иудейским идолам”.
Возникновение же пещерного монастыря в толще известняковой скалы над устьем Черной речки связывают с именем еще одного из первых мучеников веры – мятежного римского царедворца Климента I ,которому от рождения были даны все земные блага, но душа металась в поисках истины. Климент I, рожденный и воспитанный в роскоши приближенной к римскому императорскому дворцу семье; дитя, избалованное вниманием близких и подобострастием слуг, стал одним из первых, кто оставил роскошь придворной жизни в погоне за Истиной. И был в его судьбе сначала долгий путь в поисках апостолов, приведшим его в царь-град Александрию и в земли Палестины, и крещение от руки апостола Петра, и тяготы и лишения пути странника, и возведение в сан епископа, и сотни новообращенных им, и Святой римский Престол… Но у новой веры были свои завистники и враги, которые не жалели сил и средств на очернение как христианства, так и его последователей. Одна из метких стрел их желчного доноса достигла цели – по обвинению в опорочении римских богов император Траян сослал не пожелавшего отречься от истинного Бога папу римского Климента I на далекие рубежи государства — полуостров, позднее названный Крымом. Его каменоломни стали новым домом непокорного воле властей великого просветителя, но веру понтифика поколебать было уже не возможно. Его слово стало живительной влагой для тысяч сердец новообращенных христиан, а доказательством могущества Слова Божьего – на его мольбы в обезвоженной вершине холма карьера пробился источник, превратившийся в реку для исцеления страждущих узников, позднее названный Климентьевским. Но столь вопиющие деяния, даже на окраинах державы, не могли ускользнуть от всевидящего, подозрительного ока римского императора, и, согласно сказаниям, IV папа римский был предан водам Черного моря у берегов Херсонеса, а источник его, уже в наши дни, влился в лазоревое зеркало озера на месте, где так истово проповедовал апостол-каторжник почти две тысячи лет назад. Тело же его, по-преданию, нетленным возвращено, расступившимися водами Черного моря, на мольбы верующих в 861 году, чтобы найти упокоение в храмах столиц Европы и Святоклиментовском монастыре, на земле, где он принял мученическую смерть с якорем на шее.
Потом его через пять с половиной веков сменит еще один мятежный первосвященник римский Мартын , сосланный на далекий полуостров за противостояние компромиссным уступкам власти в вопросах истинной веры, чтобы найти здесь закат своих дней в укреплении духа последователей Христа.
Так северный форпост Херсонеса превратился в оплот будущей мировой религии, чтобы, окрепнув, через века (по оценкам специалистов VII век) превратиться в единый огромный монастырский комплекс, выдолбленный рукой и силой веры добровольных последователей в отвесной скале инкерманской высоты.
Потом будет мирное благоденствие в течении восьми столетий, пока единый удар мусульманского меча не оборвет его в 1475 году, чтобы погрузить в забвение инкерманский монастырь на триста с небольшим лет.
Жизнь вернется в эти стены с установлением в Крыму власти Российской империи в конце XVIII, и то лишь в затем чтобы превратить в пороховые склады молодого Черноморского флота.
Возрождение же, уже в качестве православной твердыни, монастырь на Инкерманской высоте обязан архиепископу Херсонскому и Таврическому Иннокентию (1800 — 1857), стараниями которого в его пещерных криптах была открыта киновия (1852 год) в честь святого Климента, чтобы спустя два года вновь пасть под ударом грозных коалиционных войск во время Крымской войны 1853 — 1856 годов, когда часть его пещерных келий и храмов было разрушено, а наземные сооружения получили значительные повреждения.
Однако же сразу после подписания Парижского мирного договора от 18 мирта 1856 года договора пещерный храмовый комплекс начинает возрождаться к жизни в былом великолепии, а на протяжении последующих десятилетий последователями первых христиан в толще скалы и возле нее сооружаются новые церковные помещения: церковь Мартина (1867), храм великомученика Пантелеймона (1895), церковь Николая Мирликийского (1905), храм Благовещения Пресвятой Богородицы (1910) (не считая вспомогательных построек).
В 20-х годах ХХ столетия подпадающий под атеистическую политику правящей партии инкерманский монастырь закрыли, предоставив на волю беспощадных стихий, постепенно разрушающих его древние стены как когда-то в прошлом. Его имущество было передано Севастопольскому музейному объединению, а келии опустели.
Вторая мировая в 1941 – 1944, огненным смерчем прокатившаяся по Крымскому полуострову, закончила дело уничтожения климентьевского комплекса — наземные сооружения были стерты с лица земли, а пещерные — большей частью обрушены.
Исход второго тысячелетия и труды архимандрита Августина (1955 — 1996) вдохнули свежий глоток жизни в умирающую твердыню Инкермана, и в 1991 году начались восстановительные работы, в ходе которых были вновь сооружены наземные храмы и монастырские здания, а так же расчищены и вновь освящены пещерные церкви и вспомогательные помещения.
Обитель была открыта двумя годами позднее и продолжает свое богоугодное дело и по ныне, проповедуя слово Божье, так же и в восстановленном в 2010 году храм великомученика Пантелеймона.
Инкерманский монастырь, созданный трудами и истовыми молитвами многих поколений верующих представляет собой симбиоз эпохальных культовых сооружений. Ныне он состоит из восьми храмов наземного и пещерного устройства с целым комплексам вспомогательных сооружений (келейный корпус, гостиница, подсобные помещения). Пещерная часть монастыря включает в себя разветвленную сеть из нескольких десятков соединенных между собой отдельных помещений. Ее центром является трехнефная (разделены арками с тремя парами колон) с нартексом базилика святого Климента, полуциркульные своды которой подпирают лотосовидные капители из мастерски обработанного инкерманского камня, а стены еще хранят следы былого великолепия фресковой живописи. С внешней стороны скалы в воздухе парит ее выступающий балкон, а с с внутренней — два лестничных марша поднимаются к вершине. Соседствует с ней небольшая прямоугольная пещерная церковь святого Мартина с полуциркульным сводом, отличительной особенностью, которой является единственный подпорный столб у входа.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: