Федор Кузьмич (родился в 1684) - один из родоначальников тульских промышленников Мосоловых. Тульский оружейник, мануфактурщик в 1740 году запустил Дубенский металлургический завод на р. Дубне близ с. Протасова Алексинского уезда, которым владел вместе с сыновьями Александром, Андреем и Филиппом.
В 1828 году Петр Иванович Мосолов (сын Ивана Меньшого Филипповича, из династии заводовладельцев Мосоловых) построил в поселке Дубна напротив чугунолитейного завода на берегу пруда дом в три этажа из кирпича и дерева. Дом был красиво украшен с фасада, веранда и литые чугунные элементы: колоннами с виноградными лозами и гроздьями, затейливыми кронштейнами и парадной лестницей с листьями и цветами винограда добавляли дому изящества. Рядом располагалась контора Мосоловых, по другую сторону – кухня и прачечная, людские, амбары и конюшни. Все эти постройки сохранились до наших дней. Но многое и утеряно. По рассказам старожилов, со стороны пруда за мосоловским домом был разбит прекрасный парк, плавно переходящий в большой фруктовый сад. Примерно на границе парка и сада располагалась оранжерея, где выращивались экзотические растения и фрукты. От мосоловского дома в Дубне начиналась первая улица поселка, которая переходила в вымощенную булыжником дорогу к мосоловскому дому в селе Протасово, схожему по архитектуре с дубенским, построенному в конце ХVIII века. Дом в селе Протасово не сохранился до наших дней, он разрушился относительно недавно.
В 1972 году В.Н. Уклеин описывает дом так: «Деревянный дом на каменном цокольном этаже решен в формах, очень характерных для архитектуры первой половины XIX столетия. Центральная ось строго симметричного уличного фасада подчеркнута довольно высоким мезонином, завершенным треугольным фронтоном. Типичны для того времени и деревянные детали здания, выполненные в формах каменной архитектуры. Обычное для таких зданий закрепление углов крупными квадрами простодушно имитировано деревянными дощечками, прибитыми к углам стен; не менее наивны и выполненные из дерева модильоны карниза над мезонином. Декоративное убранство дома более чем скромно. Возможно, многое было упрощено, а то и вовсе уничтожено при неоднократных ремонтах…». «…Имеются, например, некоторые указания на то, что перед центральными тремя окнами первого этажа имелся ранее балкон. Оконные наличники на боковом фасаде имеют иную, к тому же весьма причудливую, форму. Вероятно, и здесь дело не обошлось без переделок».
**********
Из воспоминаний старожилов Дубны: «Парадный подъезд был очень красивым. Даже, насколько я помню, передние стойки были чугунными и отлиты как витые. Боковые перила были также чугунные и фигурные. Вверху была фигурная линия из чугуна в виде решетки, служившая карнизом. Это все делалось на нашем заводе. Лестничная композиция тоже была красивой по отливке. Ширина входной лестницы была примерно 2,5-3 м, а лестница на второй этаж сохранилась до сих пор. Через весь нижний этаж дома проходил прямой коридор с выходом на запад в парк и с выходом на южную сторону на открытую летнюю веранду с лестницей в придомный сад, в котором была большая клумба с цветочницей (вазой) в центре, игральная площадка, спуск в пруд для купания».
***********
Что касается завода, то известно, что отливались там в те времена предметы повседневного обихода, которые реализовывались на Нижегородской ярмарке, в городах Туле и Ельце: чугунные горшки, утятницы, сковородки, утюги, рукомойники, печные приборы. И на них также присутствовали элементы художественного декора.
В своих исследованиях 1980 года тульский искусствовед З. Афанасьева отмечает: «На печных дверцах, созданных в Дубне, встречаются рисунки, близкие по почерку, позволяющие предполагать одного автора. Вот, например, большая дверца со всадником и малая — с конькобежцем и санками. На первой тщательно выписаны палаш на боку всадника, детали конской сбруи и сама фигура лошади. Рисунок на второй дверце гораздо обобщеннее: коньки кавалера и муфта его дамы, сидящей в санках, — вот и все подробности. Но сходство композиции и особенно обрамляющего дверцы по краям растительного орнамента очевидно».
Однако творчество дубенских умельцев находило свое воплощение не только в рисунках, но и в художественном литье.
Тот же И. Ф. Афремов так описывает результаты строительства «нового казенного Тульского оружейного завода», которое длилось около 8 лет и полностью завершилось в 1843 году: «Великолепный новый завод этот, с новыми плотинами, каменными шлюзами, цепным мостом (над верхним шлюзом Упы в 50 сажен длины, для пешего сообщения завода с Чулковской слободой) и всеми механическими мастерскими, чугунными решетками набережной, Красным и Кривым мостом, стал государству более двух миллионов рублей серебром. Прежняя железная решетка заменена чугунной, несравненно красивейшей формы, с фонарями на железных пьедесталах. Все чугунные материалы отливались… частью на наших тульских заводах: Одоевском, Дубенском П. И. Мосолова…»
В экспозиции Дубенского краеведческого музея вы можете увидеть интересные печные дверцы, затейливые пепельницы, уникальные надгробья – саркофаг, часовня, крест - и другие предметы литья мосоловского периода.
В 1912 году Мосоловы продали свой дом и предприятие в Дубне разбогатевшим крестьянам братьям Барановым и Курицыну, а с приближением революции эмигрировали за границу.
В 30-х годах ХХ века он начал выпуск канализационных труб, фасонов к ним, канализационных люков. В годы Великой Отечественной войны, осенью 1941 года, заводское оборудование эвакуировали на Урал, где оно и затерялось. После освобождения Тулы и Дубны, уже в начале 1942 года на завод привезли оборудование из разрушенных корпусов Черепетского металлургического завода. После реконструкции Дубенский чугунолитейный завод начал выпуск продукции для фронта: окопные печи, печи-буржуйки, котлы для полевой кухни. Недолгое время в секретном цехе производили орудийные снаряды. С 1943 года открыли линию отопительных ребристых труб, необходимых для восстановления поврежденных войной зданий и строительства новых. Эта продукция была востребована не только в СССР, но и в социалистических странах за рубежом. Ребристые трубы Дубенский завод выпускал до 80-х годов ХХ века, до «перестройки». Затем литейный цех по чугуну закрыли, а открыли алюминиевое производство: конвекторы, редукторы, дверные ручки, накладки и другие предметы. В 90-х годах ХХ века литейное производство на заводе закрыли совсем, оборудование было вывезено.
Использована информация:
http://antikclub.ru/load/club_collektors/1/42-1-0-1045
http://buiskoe.ucoz.ru/publ/rod_mosolovykh/rod_mosolovykh/51-1-0-469
http://tulalmanac.blogspot.ru/2010/07/blog-post_1801.html
http://www.btula.ru/fullbrend_171.html