Автор: Mara
Создан: 10.08.2015
Опубликован: 10.08.2015
(отредактирован: 11.08.2015)
Компаньоны: Anatoliy
Описание окружающей местности
Спасский-Раифский-Кезовский женский монастырь.
Год основания: По поводу года основания монастыря нет точных данных. Но достоверно известно из книги Строева П.М. "Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской империи" ( год издания 1877), что в 1677 году настоятелем и (как там написано) строителем Спасораевского На Кезе в Балахнинском уезде единоверческого монастыря был Тихон.
Спасо-Раевский или Спасский-Раифский-Кезовский монастырь ( ныне село Спасcкое — Борского района Нижегородской области). Основан в начале XVII в. выходцами из Москвы. В монастыре велась активная культурная деятельность, в частности именно здесь впервые была записана легенда о граде Китеже. Также интересным историческим памятником является монастырский синодик, находящийся в настоящее время в Российской государственной библиотеке (Москва). В ризнице монастыря имелась чаша из дворцовой церкви царя Алексея Михайловича. Об этом ценном произведении прикладного искусства упоминает в своих записках В.Даль, лично посещавший с. Спас в середине 19 в. В 1713 г. насельники монастыря были заподозрены в расколе и высланы. Монастырь стал женским. Как женский он просуществовал до 1764 г., когда был упразднен при учреждении монастырских штатов. В составе монастыря были две церкви каменная Происхожения Честных Древ Животворящего Креста Господня и деревянная Введения во храм Пресвятой Богородицы В книге Архимандрита Макария "Памятники церковных древностей" ( издания 1857 года) описано , что в селе Спасе на Кезе, Семёновского уезда, в Спасской церкви, прежде бывшей монастырскою имеется серебрянный позолоченный потир, в пять вершков вышины, с высеченной на краях его дна надписью: " Лета 7189 (1681 года)Августа 1 день, повелением Великого Государя царя и Великого Князя Фёдора Алексеевича, всея великая и малыя и белыя России Самодержца построены сии сосуды(потир, дискос,с звездицою и блюдцы) в церковь Распятия Господня , что у Великого Князя вверху ( т.е. одна из дворцовых церквей царя). Слово вверху было не вычеканено, а вырезано ввиду нехватки места. На верхних краях потира была надпись: "Тело Христово Примите, Источника бессмертного вкусите. Аллилуйя" К этому потиру принадлежат дискос и блюдцы с надписями. По краям дискоса вычеканены слова:" Се Агнец Божий вземляй грехи мира." На одном из блюдцев надпись :"Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и Святое Воскресение Твое Славим." . На другом блюдце вычеканено:" Достойно есть, яко, во истину блажити тя Богородицу." В той же книге Макария было указано , что в церкви был напрестольный Евангелие обложенный бархатом с золотыми на нём цветами. Он был подарен монастырю 2 марта 1692 года по указу митрополита Аврамия Рязанского и Муромского по своим родителям в вечное поминание. Митрополит Аврамий был родом из Балахнинского уезда. А 17-18 веках те места были Балахнинским Уездом. В Российской Национальной Библиотеке храниться синодик схимника Васъяна (Василия Михайловича Колтовского). Основатели рода служили царю Ивану Васильевичу Третьему. Правнучка основателя рода Анна Алексеевна Колтовская около полугода была царицей. (Женой Ивана Грозного с апреля 1572 года по осень того же года) Потом её постригли в монахини и сослали в Введенский монастырь под именем сестры Дарьи. Там она прожила до 5 апреля 1627 года. Многие её родственники попали в "опалу" к царю. Возможно уже тогда они и появились в глухих лесах Балахнинского Заузолья. Дата рождения схимника Василия пока точно неизвестна. Приблизительно он родился на рубеже 16-17 века , так-как был племянником (не родным) царицы Анны. Когда умер тоже точно не установлено. Все эти сведения из книжной версии его синодика изданной в 1913 года И.М. Диомидовым.
Существует ещё много свидетельсв непростой и интересной истории Спасо-Раевского монастыря.
Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня.
Год постройки:1740.
Церковь во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня входит в комплекс бывшего Спасо-Раевского или Спасского-Раифского-Кезовского монастыря.
После его упразднения в 1764 г. стала приходским храмом села Спас-на-Кезе.
Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
Год постройки:1760.
Каменный монастырский храм построен в 1760 году вместо раннего деревянного построенного в 1716 году. После упразднения в 1764 году Спасо-Раевского женского монастыря, храм стал приходским. В 1937 г храмы были закрыты. В них разместились мастерские МТС, а впоследствии храмы были заброшены и полуразрушены.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: