Вокзальные истории. Тайна сочинской башни с часами [VI/18377]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный,
городской
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Логический
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Краснодарский край
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Сочи
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 3
РЕЙТИНГ
4.83Нашли: 13
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Первые два варианта вокзала
Первые два варианта вокзала
Алексей Душкин
Алексей Душкин
Сочинские и симферопольские часы
Сочинские и симферопольские часы
Современный вид башни и двориков вокзала
Современный вид башни и двориков вокзала
Автор: Katerin-ka
Создан: 06.02.2016
(отредактирован 21.03.2016)
Компаньоны: Pachita, ~ЛюЛя~

Описание окружающей местности

  Станцию Сочи сколотили еще до революции, но первый поезд до нее добрался лишь в 1919 году. До деревянного вокзала с кассами и залом ожидания руки дошли только в 1934 году. Однако, к концу 30-х, Сочи из провинциального городишки превращается в летний центр отдыха огромной страны. И тогда большой вокзал для самого большого курорта СССР задумывает возвести Иосиф Сталин. Во время Олимпиады от сочинского перрона «взлетят» скоростные «Ласточки» в Олимпийский парк и горный кластер Игр-2014. 

  Великий метро- и вокзалостроитель

  В 1942-1943 годах Сочи был связан с Закавказьем — железнодорожная ветка продлена до Сухуми, что привело к увеличению пассажиропотока после окончания войны. Еще одной причиной, может быть даже более важной, была любовь вождя к Сочи и в 1947 году начинается проектирование нового железнодорожного вокзала.

Работы над созданием нового образа главных ворот Сочи велись под руководством академика архитектуры - Алексея Николаевича Душкина.

Душкин в те времена – глыба, главный архитектор Метропроекта с Метростроем (1941-1943) и Центральной архитектурной мастерской Наркомата путей сообщения СССР (с 1943 года). Наконец, он один из любимейших архитекторов вождя. К концу войны Душкин явил стране и миру несколько красивейших станций Московского метрополитена: «Дворец Советов» в 1935-м (ныне «Кропоткинская»), «Площадь Революции» (1938), «Маяковская» (1938), «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская», 1943).

Уже позднее из-под его кисти выйдут станция «Новослободская» (1952) плюс величественные железнодорожные вокзалы в Днепропетровске. Кроме того, в 1953-м Душкин построит знаменитую высотку Министерства транспортного строительства у Красных ворот и универмаг «Детский мир» на Лубянской площади в 1957-м.

  Виноград в арках, аркадах и двориках

  Душкин для Сталина разрабатывает три варианта вокзала. 

Из воспоминаний жены архитектора Т.Д Душкиной:

"Процессы проектирования и сооружения сочинского вокзала были трудными, даже болезненными. Много было у Алексея бессонных ночей, хотя взялся он за работу с энтузиазмом. Ведь и сам город Сочи, и его роскошная, буйная природа воодушевляли архитектора. Всё дело осложнялось двумя факторами.

Первый — это то, что Сочи — ворота всего Черноморского побережья. Второе, а может быть, и главное — поблизости были дачи Сталина и других руководителей страны. Проект сочинского вокзала утверждался не только в МПС (министром в то время был Ковалёв, которого вскоре сменил Б.П. Бещев), но и в Комитете по делам архитектуры, в Совете Министров СССР, потом в ЦК, где Каганович в то время курировал транспорт, и, наконец, был показан Сталину.

При обсуждении в МПС в совещании принимали участие начальники разных служб — пассажирских, грузовых и прочих. Каждый давал совет в отношении архитектурного облика здания, выдвигая свои требования (совсем как в басне Михалкова «Слон-живописец»). Кроме того, проект возили на утверждение даже в Тбилиси, поскольку Сочи являлся важнейшим звеном Черноморского побережья и всего Кавказа. Там он очень понравился и был поддержан председателем совета, известным инженером-архитектором, академиком Г.М. Термикеловым, окончившим в прошлом Институт гражданских инженеров в Петербурге."

13 сентября 1950 года состоялся торжественный митинг, посвящённый закладке здания нового ж/д вокзала. Митинг открыл начальник строительства тов. А. Быков. 

К строительству приступают в 1950 году, справляясь за год и восемь месяцев.

- Новый вокзал и Привокзальная площадь как единое целое удачно вписались в генеральный план реконструкции Сочи – Мацестинского курорта, который стал отражением градостроительной науки и культуры страны советского времени, - скажет, впервые взглянув на новостройку, Сталин.

Открытые веранды гармонично связали вокзал с ландшафтом и тропическим нарядом курорта. Каждый внутренний дворик индивидуален благодаря арочной системе. Через арки, лоджии и аркады видны панорамы окружающей роскошной природы, пойма реки Сочи, привокзальная площадь, город и, конечно, Черное море. Вся детали вокзала и орнамент архитектурных украшений происходят от уникальной субтропической растительности Сочи.

При постройке вокзала приморский колорит удалось сохранить благодаря использованию местных стройматериалов. При отделке потолков использовались кессоны-картины. Внутренние дворики были озеленены цветами и вьющимся виноградом. Цокольный этаж облицовывали песчаником, а колонны главной аркады со стороны города – полированным гранитом. При отделке стен всех фасадов применялась цветная штукатурка с мраморной крошкой на белом цементе, а внутренние помещения оделись естественным мрамором. Люстры изготавливались по новому типу – с фонариками в виде пальм. Все столярные изделия для вокзала делались из массива дуба.

Вокзал был открыт 19 сентября 1952 года и вызвал бурю хвалебных отзывов. Открыл митинг секретарь горкома ВКП(б) Михаил Иванович Гладков. Выступали строители и председатель приёмной комиссии Министерства путей сообщения – генерал-директор 3-го ранга товарищ Якушев. Пионеры вручали строителям и автору проекта Алексею Николаевичу Душкину букеты цветов. Председатель исполкома Сочинского горсовета товарищ Федин разрезал красную ленту у главного входа.

Обошлась новостройка в 22 миллиона рублей. По курсу того времени – примерно пять с половиной миллионов долларов. Получилась она не только красивой, но и удобной. До сих пор не каждый областной центр может похвастаться этим, а в 50-е вообще считали диковинкой, чтобы перрон находился на уровне входа в вагон.

- В самый разгар его строительства я с Митей отдыхала в доме творчества в Гаграх, - это отрывок из книги «Жизнь архитектора Душкина», написанной его супругой. – Когда мы проезжали Сочи, Лёля пришёл к поезду, но в Гагры к нам не приехал – был очень занят. Вскоре он вернулся в Москву, где его ждали другие объекты и руководимая им мастерская. Многие архитекторы, отдыхавшие в то время в Гаграх, специально ездили в Сочи посмотреть на строящийся вокзал, и по возвращении все в один голос говорили, что здание должно получиться прекрасным. Архитекторы, уроженцы Кавказа, удивлялись, как будучи северянином, Алексей почувствовал стиль и колорит южного сооружения, смог его гармонично вписать в кавказский ландшафт… 

Тогда ещё никто и не мыслил, что сочинский вокзал сыграет трагическую роль в творческой жизни его автора. После смерти Сталина и приходом к власти Никиты Хрущева на архитектора и вокзал начались гонения. Творение Душкина особо упомянули в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»:

«Наибольшие излишества допущены в зданиях вокзалов, построенных по проектам архитектора Душкина. В запроектированных им вокзалах в гг. Днепропетровске, Симферополе и Сочи объём зданий завышен по сравнению с действующими нормами на 180-190 процентов, а стоимость строительства увеличена в два-три раза. Намного завышена стоимость вокзалов в гг. Краснодаре, Армавире, Брянске, Витебске, Смоленске, Бахмаче и на ст. Всполье, построенных по проектам мастерской, руководимой архитектором Душкиным».

И вердикт:

«Обязать Министерство транспортного строительства освободить от должности главного архитектора Мосгипротранса т. Душкина, а Мосгорисполком – освободить от должности руководителя Архитектурной мастерской института Моспроект т. Полякова за допущенные ими излишества и расточительства государственных средств при проектировании и строительстве и за неправильное руководство проектными организациями».

В итоге, Душкина отстраняют от всех проектов и должностей, списывая в историю. Разбитый Алексей Николаевич уходит преподавать в Московский архитектурный институт. Лишь за два года до смерти, в 1975 году, заслуги мастера вновь признают, а сочинский железнодорожный вокзал внесут в число памятников архитектуры федерального значения. Вдобавок Юнеско зачислит вокзал Сочи в свою «Красную книгу» как один из красивейших вокзалов Европы.

В 1997-98 годах вокзал реконструировали турецкие строители из «Ильк-Умут» и «Дженк». Уютные залы ожидания обзавелись новыми модными креслами, кафе и барами, появился Офис-Центр и места ожидания на платформах.

  Загадка часов Душкина

  Длина здания вокзала составляет 145 м, ширина – от 30 до 50 м. Высота смотровой башни со звездой на шпиле – 55 м. Диаметр часов на башне – 5 м. Каждой цифре на циферблате часов соответствуют знаки зодиака. Правда, зодиакальный круг у Душкина получился уникальный.

Архитектор в нем придумал загадку, над которой бьются уже полвека – убрал из зодиакального круга знаки Водолея, Тельца и Скорпиона, заменив их на созвездия Гончих Псов, Лебедя и Змеи. Все знаки он перемешал, оставив на своих местах лишь Льва, Деву и Весы.

За год до открытия вокзала в Сочи Душкин удивил и часами на вокзале в Симферополе (тайник Симферопольский вокзал - тайна башни с часами). Здания похожи, как родные братья, да и циферблат почти тот же. Единственное отличие – на симферопольских часах нет Весов, которые есть на сочинской башне…

Что же кроется за загадочным шифром? Можно лишь предполагать…  

Нетрадиционные знаки зодиака, расположенные на циферблате часов, имеют прямую связь с верованиями славян.

Гончие псы на древних изображениях запряжены в колесницу Даждьбога, покровителя плодородия и солнечного света. С образом змеи олицетворялся Велес, бог сказителей и поэзии. Ладу — богиню весны и любви, связывали в славянской мифологии с образом белого лебедя.

В свою очередь, интересным предположением поделился  экскурсовод Алексей Волошин. По его словам, Душкин увлекался архитектурным стилем Древнего Египта. О чем, в частности, говорит его исполнение станции метро «Кропоткинская» в Москве. Поэтому на циферблате может быть зашифрована дата окончания строительства вокзала.

Расположение и симферопольского, и сочинского вокзалов соответствует положению Солнца. Фасад симферопольского вокзала смотрит на восходящее солнце 21 декабря, когда начинается астрологический год. А фасад сочинского развернут в противоположную сторону — в сторону заката, на северо-запад. Учитывая, что симферопольский зодиак раскрашен красным цветом, а сочинский — черным, очевидно, они символизируют день и ночь, а может быть, свет и тьму...

 (Душкина Н. Книга воспоминаний. Жизнь архитектора Душкина (1904-1977 гг.)).

Источники: туттут и тут 

 

 

 

 

 

 

Описание тайника

Содержимое тайника

новые впечатления

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

eagle (18.12.2016 20:46:37)
Побывал в Сочи в конце ноября. Жил недалеко от вокзала. Поэтому не найдя ответа в первый вечер пришел сюда на следующий день. Но и тут оказалось, я невнимательно прочитал задание, почему-то я решил найти тот барельеф, который на фото тайника и определить его номер. Ну отправил - ответ неверный. Я удивился, но переделывать не стал, так как все барельефы были сфотографированы. И уже сейчас дома, внимательно прочитал задание. Сильно удивился своей невнимательности. Пересмотрев фотографии быстро нашел правильное значение - зачет получен :) Спасибо автору за интересное задание!
chxol (04.12.2016 19:56:54)
Красивый вокзал с загадочным циферблатом. Прогулялся, полюбовался. Задание простое, но довольно интересное. Автозачет!
Dimom30175 (03.12.2016 10:25:56)
Natiс (27.09.2016 17:55:36)
kevi (22.09.2016 22:36:39)
HunterLip (03.09.2016 17:35:25)
Detroit (19.08.2016 09:05:23)
General99 (18.08.2016 21:03:33)
Dmitry13 (06.08.2016 23:16:19)
Putin&Lipovka (02.07.2016 19:41:15)
Лисицын (10.05.2016 08:15:31)
RuNi (30.03.2016 17:36:34)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115