Один из самых древних греческих храмов Феодосии, построенных в средние века - Церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Точную дату возведения храма историки определить не могут, но существует гипотеза, что впервые Введенский храм открыл свои двери на рубеже VIII-IX веков. Действовал он еще до принятия Русью христианства. После Победы екатерининских войск над турками в этой церкви отслужили молебен и на территории похоронили погибших в боях за Феодосию.
Церковь оформлена в традиционном греческом стиле с характерными синими куполами и состоит из различных по времени сооружения частей. Наиболее древняя — византийская часть — в виде небольшой церкви зального типа. Известно, что изначально церковь была подобна храму Святого Димитрия что на Карантине, поскольку все древнегреческие храмы в Феодосии, похожи между собой. К более позднему времени относится нижняя часть колокольни, состоящей из четырех столбов, перекрытых куполом на парусах, которая служила входным портиком. В настоящее время между колокольней и древней частью расположена трехнефная часть сооружения, возведенная в 1829 г. Тогда же были заложены промежутки между столбами портика, и над ним возведен ярус для колоколов, а в коробовом своде древней части устроен световой барабан с шатровым завершением. В результате позднейших достроек храм приобрел вид трехнефной базилики с псевдороманским декором фасадов.
Введенская церковь была освящена в честь одного из главных событий в истории христианства - введения во храм Пресвятой Богородицы (святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребенка Богу, в трехлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом). Владела церковью греческая община города. Старожилы помнят, что службу в церкви проводили как на греческом, так и на русском языке.
В конце XVIII века в Екатеринославской епархии(1700-1917) было учреждено викариатство (разделение епархии на церковно-административные территориальные единицы). Во Введенском храме с 1787 года разместилась кафедра викария, которого называли Епископом Феодосийским и Мариупольским. Так церковь стала кафедральным храмом полусамостоятельной Феодосийской епархии. Первым епископом стал архимандрит Дорофей (Возмуйлов), переведенный из Нежинского Благовещенского монастыря. Ему Императрица Екатерина II лично подарила крест и панагию. Владыка Дорофей скончался в 1790 году и был похоронен в Таганроге. В том же 1790 году из-за ветхости архиерейский дом перенесли в Старый Крым, но все владыки продолжали служить во Введенской церкви. Всего было пять епископов Феодосийских и Мариупольских: первого епископа сменил Моисей (Гумилевский), затем епископами были Иов (Потемкин), Гервасий и Христофор (Сулима). При епископе Иове викариатству передали в подчинение Фанагорию (Тамань) и земли Войска верных казаков Черноморских. В январе 1800 года Феодосийская консистория (местный орган, ведавший до революции делами Православной Церкви на территории епархии) перестала существовать ввиду малого количества церквей и передачи земель черноморских казаков в гражданское ведение. Введенская церковь долгое время сохраняла память о феодосийских епископах.
В 1825 году церковь поменяла облик – была построена колокольня из белого камня. Позже в 1854 году церковь опять перестроили в псевдорусском стиле, в результате чего она полностью утратила свой архаичный вид. Храм получился на удивление прихожан довольно симпатичный. Внутри храм был оформлен изящной резьбой по камню и фресками. С северной стороны церкви на расстоянии 4-х метров, против жертвенника в стене, был расположен колодец с чистой водой, впоследствии вошедший в алтарную часть храма. Епископ Гермоген, посетивший Феодосию, оставил описание этой церкви:
Алтарь небольшой с тремя арками и одним окном. Престол на четырех каменных столбах с мраморною верхнею доскою, по сторонам между столбами изображены: с восточной стороны — воскрешение Лазаря, с западной — Воскресение Христово, с северной — снятие Спасителя с креста, с южной — распятие на кресте... Иконостас в византийском стиле устроен был еще в 1776 году, но в 1882 году уступлен тюремной церкви и заменен новым. Над царскими вратами — сияние, вокруг которого наложена деревянными греческими буквами надпись: «Со страхом Божьим и верою и любовью приступите».
В 1885 году храм насчитывал 1259 прихожан. Церковь имела жилые дома (во дворе стоял дом священника), торговые помещения, землю, сад, лесную дачу "Бакаташ" недалеко от Старого Крыма. При храме также имелась начальная школа, над входом которой красовалась надпись: "Элинико сколио" (греческая школа). Школа была построена в 1891 году меценатами Мануилом и Скирагдой Грамматиковыми и изначально была одноклассной, а затем - четырехклассной. С 1888 года к церкви была приписана часовня во имя святого пророка Ильи, находящаяся в двух километрах, на мысе Ильи. Греки оставались основными прихожанами церкви и в первой половине XX века, служба здесь так же велась на церковнославянском и греческом языках.
На сохранении в Введенском храме находилось немало драгоценных реликвий, в частности, греческое Евангелие 1766 года, украшенное серебром в малиновом переплете, а еще кадило из серебра, на котором был изображен Спаситель с двенадцатью апостолами по кругу. На кадиле была надпись на греческом языке, из которой следовало, что кадило является даром ключаря Федора Толкадзиса, который он сделал 10 октября 1300 года. В церкви хранилось блюдо из серебра с изображением Преображения Господня. На блюде имелась надпись, что оно является собственностью храма Преображения Господня и Святой Варвары в городе Кафе, и является пожертвованием полковника Спиридона, которое он сделал 5 июля 1700 года. К сожалению, сегодня никто не знает местонахождении и сохранности этих удивительных и бесценных церковных вещей, они были утрачены после революции.
Церковь расположена на Красноармейской улице, которая ранее называлась Дворянской. Известно, что на этой улице жили работники феодосийской табачной фабрики, а Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была главной достопримечательностью улицы.
Введенскую церковь закрыли в 1937 году. Перед закрытием храма в нём служил священномученик Варфоломей(Ратных). Члены местной греческой церковной общины были расстреляны по обвинению в "шпионской контрреволюционной деятельности". Варфоломея расстреляли в стенах НКВД в феврале 1938 года. Спустя годы Священномученник Варфоломей был канонизирован. Сегодня Русская православная Церковь отмечает его память 10 декабря. После всех этих бед и ужасов церковь существенно пострадала. Колокольня была разрушена, купол снесен, фрески закрашены, сбита изящная резьба по камню. Церковь была обезображена. В те страшные для нашей страны годы там разместился гимнастический зал, в правом нефе устроили раздевалки и тренерскую комнату.
В 1993 году храм вернули верующим. Церковь нуждалась в ремонте. Прихожане мыли полы, белили стены и своды, устанавливали временный иконостас. Трудно доподлинно установить, как выглядел храм раньше, каково было его внутреннее убранство — не сохранились фотографии с его видом. Но восстановить купол и колокольню было просто необходимо. В этом помогли кооператив «Коммунальник» и руководство феодосийского морского торгового порта, которое пожертвовало храму строительные материалы и отопительный агрегат. 4 декабря 1993 года в храме отслужили первую службу.
Постепенно хорошела древняя церковь, вновь становилась похожа на Дом Божий. Над входом возвели белоснежную колокольню, увенчали крестом купол, обнесли храм оградой. Заменили временный иконостас, его расписал сам настоятель храма отец Александр Винник. Он окончил Харьковское художественное училище, затем Одесскую духовную семинарию, служил в Свято-Екатерининской церкви и Казанском соборе, а теперь является настоятелем Введенской церкви. Восстановительные работы на этом историческом памятнике Феодосии ведутся по сей день, но воскресная школа при храме работает.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: