Может ли один человек изменить мир? Навряд-ли. Может ли человек изменить окружающий его мир? Католический ксендз Йозас Булько доказал, что да – может.
Местечко Мосар, расположенное недалеко от районного центра Глубокое, известно с 1514 года. В качестве приданого невестам оно переходило от одного шляхетского рода к другому. Владели им виленский земский писарь, ловчий Великого княжества Литовского, староста жмудский, кашталян трокский. На протяжении около 200 лет Мосар принадлежал роду Бжестовских, представители которого занимали в Литве не самые последние должности. По заказу Роберта и Анны Бжестовских итальянские архитекторы в конце XVIII века спроектировали в имении дворец. При скромном и классическом внешнем фасаде внутри он был убран очень роскошно. Королевский зал украшался стилизованным генеалогическим древом, ветви которого увенчивались овальными медальонами с изображением всех польских королев и королей.
Дворец традиционно окружался парком, главным акцентом которого была дубовая аллея, высаженная в 1792 году. Увы, два огромных дуба, этакие неразлучные друзья, — все, что осталось от дворцово-паркового ансамбля в Мосаре. Остальное унесло военное лихолетье.
Мосар означает «болото». То, что окружало уцелевший костел Святой Анны в послевоенные времена, именно его и напоминало. Пройти к храму можно было разве что в резиновых сапогах. Но, видимо, суждено было этому месту обрести райское величие. Волею судьбы, а может и чего-то еще более высшего, в Мосаре остановилась лошадь с телегой, в которой перевозились мощи Святого Юстиниана — одного из первых борцов и учителей христианства, жившего во II веке н.э. Так святой и остался в местном костеле. Однако главным знамением можно назвать приезд в Мосар священника Иозаса Бульки, ставшего не только местным ксендзом, но и настоящим спасителем для жителей местечка. Агроном по образованию, Булька посеял в захудалой белорусской деревушке вместе с семенами цветов и саженцами деревьев семя духовного возрождения.
Все началось с “врачевания душ”. Булька отказывался венчать или отпевать, если потом предполагалось употребление спиртных напитков, а потом он создал в бывшей звоннице антиалкогольный музей. В нем собраны любопытные сведения о вреде зеленого змия еще со времен древней Спарты и китайских императоров.
Местом, где началось наведение порядка, было выбрано кладбище. 20 лет назад могилы были не видны из-за выросшего бурьяна и крапивы. Сейчас деревенское кладбище является образцовым: диких кустов и деревьев больше нет, кроме уже упомянутых двух вековых дубов. Православные могилы соседствуют с католическими, нет мусора, кругом стоят памятники и растут цветы. К кладбищу сделаны две дороги: живых и мертвых.
Но главной достопримечательностью является, конечно же, сам костел Святой Анны и дендропарк вокруг него. Парк вокруг костёла живописен настолько, что описывать его не имеет смысла - этот "Белорусский Версаль" надо видеть! Такой лужайки: фонтанчики, скульптуры, пруд с розовыми и белыми кувшинками, фигурно подстриженные кусты и газоны, каплички (часовенки) и т. д. - в Беларуси, пожалуй, больше нигде нет. Перед стенами костёла - один из первых в мире (если не самый первый) памятник Папе Иоанну-Павлу II. Позади костёла - тоже куча интересного, например святой источник и самый большой в стране крест на горе (высота 25 м).
Внутри здания есть музыкальный зал, куда приезжают играть музыканты. Пока мы осматривали дендропарк, играли Моцарта. Это позволило нам прогуляться без свидетелей, и даже сфотографировать кое-что внутри помещения.
Если Вы любите фотографировать, то рекомендуем приехать под вечер, когда закатные лучи освещают скульптуры.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: