Очень многие, услышав слова «детская железная дорога», тут же представят себе игрушечную железную дорогу (скорее всего – немецкую, фирмы PIKO) с крохотными паровозиками и вагончиками, которую когда-то собирали на полу комнаты с папой или старшим братом, а потом долго гоняли поезд по кругу, пока строгая мама не отправляла спать. Приятные воспоминания…
Так вот, на самом деле детская железная дорога это совсем другое – это самая настоящая железная дорога, пусть и узкоколейная, по которой ходят самые настоящие поезда из самых настоящих вагонов и тепловозов. А почему же она детская, спросите вы? Да потому, что работают на ней школьники 9–15 лет.
«Малая Горьковская» - так раньше называли Горьковскую Детскую железную дорогу, теперь же просто ДЖД. Несмотря на название, здесь все настоящее — и тепловозы с вагонами, и правила движения, и машинисты, и проводники, и начальники станций, и, конечно, пассажиры. Управляют всем на детской железной дороге дети от 10 лет. Конечно, под присмотром взрослых.
Детская железная дорога в Нижнем Новгороде одна из самых старших в России, была открыта 8 ноября 1939 года.
От большой магистрали Детская железная дорога отличается лишь шириной колеи и длиной трассы.
Изначально дорога была длиной 9.1 километра от Парка 1го мая до автозаводского района и имела 4 станции: Родина, Пушкинская, Маяковская, Счастливая. На конечных станциях Родина и Счастливая были построены монументальные вокзалы по проекту архитекторов Яковлева и Анисимова. В настоящее время эти здания являются памятниками архитектуры. На промежуточных остановках имелись деревянные вокзалы по проекту архитектора Бажана и ни один из них не сохранился.
Из искуственных сооружений был построен 14ти метровый мост через речку Ржавку. Для оборота паровозов существовали поворотный круг на ст. Родина и разворотный треугольник на ст. Счастливая. На дороге работали 2 паровоза серии 63/65, 1 паровоз Кп-4-430 и 12 мягких вагонов изготовленных по спецзаказу.
Во время Великой Отечественной войны дорога не работала, а оборудование использовалось для обучения "взрослых" кадров для войны и фронта, а к "мирной жизни" и обучению детей железнодорожному делу ДЖД вернулась лишь в конце 1946 года.
В 1965 году железная дорога совершенно "внезапно" стала в 6 раз (!!!) короче: под "чутким" руководством инженера Н.Колганова работники строительного треста Стройгаз; разобрали участок железной дороги под строительство жилого района. Похоже, что ни вопросы безопасности детей и пассажиров поезда, ни дальнейшей судьбы уникального учреждения варваров не волновали, включая тогдашнего председателя горисполкома (мэра города) А.Д.Проскурина, подписавшего преступный приказ о строительстве домов до переноса трассы железной дороги в сторону.
После "обрезания" дороги, вокзал станции Счастливая около десяти лет работал как Дом технического творчества, а в конце 70-х стала Дворцом бракосочетания. Там, где раньше ходили поезда, сейчас ходят влюблённые (и не очень) молодожёны, зачастую и не догадываясь о первоначальном предназначении Дворца. Возможно, это не самый худший вариант для здания вокзала.
До 1991 года детская железная дорога существовала в полуторакилометровом варианте оканчиваясь на станции Пушкино, больше напоминающей забытый в лесу разъезд. В 1991-94 годах дорога была реконструирована с продлением до 4х километров и ещё одной станции, которую в память о прошлых временах назвали "Счастливой". В настоящее время существуют наполеоновские планы по увеличению ДЖД до 12 километров, однако глядя на карту местности и бурно растущий город поверить в такие планы очень сложно.
Круглый зал станции Родина- главная достопримечательность ДЖД. Зал имеет сводчатый потолок и обладает неповторимой акустикой. Потолок расписан сюжетами из жизни детского лагеря "Артек". В нем проводятся традиционные выставки детского технического творчества, новогодние праздники, в период летней поездной практики - это кассовый зал. На стендах круглого зала музея показана история Российский железных дорог, Горьковской железной дороги и Детских железных дорог. По периметру башенной части расположены скульптуры юных железнодорожников.
На третьем этаже станции Родина находится музей (восстановлен в 2009 году) Детской железной дороги, в котором воссоздан макет дороги с момента постройки в 1939 году до 1965 года, когда ее сильно укоротили. Основой композиции музея являются два действующих макета масштаба 1:87. Первый макет показывает путевое развитие и станции Детской железной дороги с 1939 по 1965 годы; второй - с компьютерным управлением разработан специально для наглядного обучения юных железнодорожников таким профессиям как: дежурный по станции, диспетчер, машинист тепловоза, СЦБист. Раритетами музея являются два метровых отрезка рельса.
На ДЖД работают шесть профильных железнодорожных кружков. Теоретическое обучение ведется по направлениям: вагонное хозяйство, организация движения поездов, пассажирское хозяйство, локомотивное хозяйство, путь и путевое хозяйство, хозяйство СЦБ.
В настоящее время Детская железная дорога объединяет 3 станции (Родина, Пушкино, Счастливая), длина пути 3,2 км.
Современные характеристики ДЖД
Общая длина путей: 4,1 км.
Общая протяженность: 3,2 км.
Количество посадочных платформ: 4.
Количество грузовых платформ: 4.
Сооружения: 2 моста.
Подвижной состав: паровоз Кп-4-430, тепловозы: ТУ2-155, ТУ2-233, ТУ7-2567, 14 пассажирских вагонов ПВ51 и 2 открытых вагона типа "дилижанс", 4 грузовых платформы, снегоочиститель.
Режим работы: с 1 июня по 31 августа - летняя производственная практика.
движение поездов в летний период: вторник - суббота
отправление поездов: в 10:00, 11:00, 14:00, 15:00 часов.
Стоимость проезда: взрослый 120 руб., детский 80 руб.
Выходные дни: воскресенье, понедельник.
Находится детская Железная дорога около парка 1 мая. Узнать главный вход Детской железной дороги можно по красивому зданию вокзала голубого цвета с фигурками юных железнодорожников наверху.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: