Лет тридцать назад друзья туристы пригласили в поход выходного дня в сожженную немцами деревню Лаки. Шли проселочной горной дорогой от Кудрино. Маршрут казался ничем не примечательным: не было пещер, гротов, отвесных скал, водопадов и других примечательностей, притягивающих туристов. И вообще эта глубинка, расположенная между шумными Качинской и Бельбекской долинами, не имела таких объектов, как каньон, пещерные города и пр. и редкие туристы посещали эти места. Тем более, что расположенная в этих местах воинская часть огородилась колючей проволокой с запретными табличками. В общем, мы шли, и за разговорами незаметно прошли эти семь километров, благо по пути не было больших перепадов высот. И вот впереди, за очередным поворотом, неожиданно вырос силуэт церкви. Это было как чудо: среди гор, в лесу, на большой поляне стояла одинокая церковь, одинокая в том смысле, что никаких других строений и признаков жилья вокруг не было. Только лес и поля на открытых склонах. Поля тогда действительно были засеяны и ухожены. Собственно это был остов церкви, без купола, с зияющими дырами окон, заросшая бурьяном, с мусором внутри. Я не знаю законов зодчества, но, помню, тогда был поражен изяществом этого белокаменного чуда. Никаких следов жилья вокруг не было, вся местность, не покрытая лесом, была распахана и засеяна. Но мы знали, что здесь была греческая деревня, что жили в ней греки, что во время войны многие её жители ушли в партизаны и что вся деревня, как могла, помогала партизанам провиантом, одеждой, теплом. За что и была уничтожена гитлеровцами и их прислужниками. Потом были другие походы, «множество дел и людей». На заводе, где я работал, работали братья Виктор и Константин Спаи, наверняка выходцы из Лак. Жаль, что недосуг было выяснить это. Проходили слухи о якобы готовящейся реставрации церкви в Лаках, что видели её в строительных лесах. Но, к сожалению, это были благие задумки. Потом времена изменились, было не до реставраций. Думая о закладке очередного тайника (собственно думал не о количестве тайников, а о местах, которыми хотел поделиться с истинными любителями Крыма и истории), вспомнил о том походе и церкви, как памятнике погибшей деревни. Порывшись в Интернете убедился, что тема Лак близка многим, и это понятно. Не буду повторяться, а просто дам ссылки на интересные материалы по «Крымской Хатыни». Дореволюционная история села живописно изложена в книге одного из первых исследователей Крыма, члена Крымского горного клуба Бертье-Делагарда. Сама трагедия и современное состояние дел изложены здесь и здесь. Про установку памятника погибшим читайте вКрымском Обзоре за 12 мая 2004г. Из публикаций ЧУДО И ЗНАМЕНИЕ В РАЗРУШЕННОМ ХРАМЕ В КРЫМУ и ПОМОЛИМСЯ О СПАСЕНИИ ХРАМА видно, что многих волнует история села и храма.
Не по зимнему теплым и солнечным декабрьским днем отправились в путь, который по замыслу должен был охватить места, описанные у Бертье Делагарда, т.е. в Высокое и Лаки. Заложив тайник на развалинах Керменчика, по дорогам, хорошо видимым в Google, двинулись в Лаки. Несмотря на сухую погоду, глинистая дорога была весьма раскисшей, очевидно, выпадавший по ночам обильный иней, днем таял и делал свое грязное дело. Дорога вполне проходимая, в сухую погоду даже для недопривода. Из Качинской долины добраться еще проще. От главного шоссе между Баштановкой и Машино (см. карту) через мостик отходит дорога на юг. Следуйте по ней, и километра через два, перед колючей проволокой (милитаристский Крым!) сверните налево, на хорошую грунтовку, которая и приведет в Лаки, на карте обозначенную как Горянка. Дорога имеет крутые участки, но вполне проходима для недопривода, по крайней мере у церкви стояла грязнющая копейка, доехавшая по этой дороге. По ней же мы ехали назад к Каче. Не поленитесь, гляньте Google, там все дороги как на ладони. Добравшись до Лак, еще раз восхитился изяществом полуразрушенной церкви, но еще более удивило наличие посетителей: на пригорке на солнышке отдыхала группа байкеров, подъехала копейка с целью осмотра. За церковью стоит хибара, в которой живут служители культа – там сейчас действующий скит. Правда никого из иноков увидеть не удалось, дверь была на замке, наверное были в отъезде. В церкви убрано, висят иконки, есть свечи для поминания, стоит ящик для пожертвований. Состояние церкви видно на фото. Сейчас отреставрирована греческая надпись над входом, её содержание читайте в ссылках. Напротив храма, на пригорке установлен памятник погибшим жителям села. Памятник построен на средства Бахчисарайской греческой общины.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: