Здeсь жили птицы [TR/20546]

Фото пользователь фланкер (30.11.2005)
Фото пользователь фланкер (30.11.2005)
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Архитектурный
Прогулка
Техноген
Размер: Маленький
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Грузия
Кахетия
Дедоплисцкаро р-н
Ближайший нас.пункт
Аркхилоскало
Оценки тайника[?]
Доступность: 2
Местность: 3
Рейтинг
5.00Нашли: 2
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Год 1979-80. Су-17м2 168гв.апиб. Фото пользователя фланкер (23.11.2005)
Год 1979-80. Су-17м2 168гв.апиб. Фото пользователя фланкер (23.11.2005)
Фото пользователя фланкер (28.02.2007)
Фото пользователя фланкер (28.02.2007)
Автор: DenVut
Создан: 06.07.2017
Опубликован: 27.08.2017
(отредактирован: 03.09.2018)
Компаньоны: MagDi, Zlatous

Описание окружающей местности

На восточном краю Алазанской долины недалеко от села Аркхилоскало в полях затерялся заброшенный военный аэродром Диди-Шираки. В советские годы здесь базировалась в/ч 10287, 168 полк АПИБ, награжденный орденом Александра Невского, входил в состав 36 дивизии. Общая численнсоть бортов в полку составляла 54-56.

фланкер А вот про место рассположения в Грузии нам рассказывали в свое время такую байку. Летали на америконовских "Бостонах" наши бомберы сразу после войны в районе Телави (аэродром базирования там же был). И вот в году 1947 или 57-м на этом эроплане рулил командующий авиацией в Грузии Нанейшвили-старший. Толи он с курса сбился над Б. Шираками, то ли отказ какой вышел. В общем экипаж решил садиться на вынужденную. Выбрали эту самую долину для посадки и все удачно завершилось .Выйдя из самоля и осмотрев окрестности, Нанейшвили решил, что лучшего места для будущего аэродрома не сыскать. И своим решением затвердил. А потом уже был военный бюджет и все как в те времена полагалось через ЦК КПСС решение на строительство и пошло и поехало. Наибольший расцвет аэродром и жилой городок испытал на себе с середины восьмидесятых, когда образовалась дивизия ИБА, во главе с комдивом Тимченко В.П. Отстроили еще пару пятиэтажек с гостинницей и че-то еще, стала появляться не тока холодная, но и горячая вода, правда по расписанию.

Су-17М3 "борт 13" 1-й АЭ 168-го АПИБ 36-й АДИБ, аэродром Большие Шираки, Грузия, 1982 г.
В 1982 году в Большие Шираки на пополнение 1-й АЭ 168-го Краснознамённого АПИБ с завода прибыл Су-17М3. По полковой традиции самолёты первой эскадрильи несли тактические номера, начинавшиеся с единицы. К прибытию новичка незанятым остался лишь номер "13". И традиция перевесила суеверия - на борт самолёта нанесли "несчастливое" число. Техником стал Никита Азарян, а летал на нём комполка полковник Бондарик. Число сработало с точностью до наоборот - "борт 13" стал лучшим самолётом, а его индивидуальное железобетонное укрытие - лучшим укрытием полка. Впрочем, когда через три месяца выбыл один из самолётов эскадрильи, судьбу решили дольше не искушать, и "борт 13" получил номер выбывшего.
(По материалам Н. Азаряна и О. Мутовина).

фланкер По 168лидерному гв. апиб могу сказать за период с 1975г. по 1982г. в котором с лейтенанта летчика прослужил до капитана -командира первой аэ. Далее ВВА им. Гагарина. Все что выше сказано про борт №13 и укрытие-образцово показательное -подтверждаю.Но по словам своих сослуживцев в вопросе самолетов и их обмена могу внести следующую инфу: Первая смена самолетов произошла в 1981 г. Когда мы стали их гонять после покраски из ТЭЧ в Чирчик, а те дальше в Афган. Нам же они отдавали свои абсолютно нулевые из Комсомольска, доработанные с фальшкилем, с индивидуальной привязной системой,заводским камуфляжем (именно из этих и был борт №13). Вторая смена - после 1984 г. - 1985 г. (похода туда полка) эти новые (уже бывшие новыми) борты оставили там Марнеульцам, которые поменяли ширакский полк, а сами приняли те, которые были у марнеульских. А у марнеульских были отовсюду, в т.ч. и из Овруча.

wwg777 В Шираках был дед с позывным "Водяной", рассказывал как на Су-7 переучивались ещё. Он как-то сиганул с него и кажется после этого его списали.

фланкер Так точно, был такой "Водяной", это после знаменитого мультика, где есть такие слова "я Водяной, я Водяной... и мне летать охота" - его так и прозвали, он когда после чарки, так шутил и голос на кадровый был похож.

Из переписки на форуме мы узнали, что в Б. Шираках служил и Константин Максимов (родился в г. Заволжье  Нижегородской области).

Klim Выпуск ЕВВАУЛ-1977 год, прибыл в Шираки, как обычно прибывают выпускники лётных училищ в начале осени. В рядах выпускников и был Константин Максимов. К тому времени в Шираках уже не было Су-7. Их всех перегнали в Ситал-Чай (скорее всего в течении 1977 года), который до этого летал на МиГ-17. Надо отметить, что в Шираках были следующие модификации Су-7. Это Су-7Б; БМ; БКЛ. Когда осенью 1977 года прибыло молодое лётное пополнение, полк полностью имел новую технику в виде двух аэ Су-17м2 и одной аэ Су-17м3. Спарки были Су-17ум, со слов Константина оборудование кабины было схоже с Су-17м2. Молодёжь начали теоретически переучивать, сначала в полку, а затем отправили в Липецк. Новый Год они встретили в Липецке.

В 1988 году летчиков переучили на Су-24, а тремя годами позже полк расформировали в Мариновку (Волгоградская область).

моторист8305 1991 год запомнился жуткими бытовыми трудностями после ноября, когда вслед за водой (причем даже и на колонках) пропало электричество, по городку расставили дизели-250-ки и от них электричество давали 3-4 часа вечером. А за водой выстраивались огромные очереди к КПМкам и ТЗ, в коих тоже возили воду. Полком тогда командовал Дехтеренко. С зимы 91-92 года усиленно циркулировали слухи о выводе из Грузии, Дехтеренко тогда изрек интересную фразу перед строем ТЭЧ-в ответ на вопрос-а на хрена тут восстанавливать баню сгоревшую, когда выводимся, командир сказал: "Да никуда мы не выводимся!". Потом после паузы:" А если выводимся, то в Чебеньки". В Грузии базировались до, если мне не изменяет память, 10 июня 1992 года. Был я в тот момент в отпуске, сидели у брата в Энгельсе на даче, когда принесли телеграмму от моего начальника группы, Бориса Прощаева - приезжай вещи собирать. Помчались к родителям на Чкаловскую, там запрыгнули в компании еще толпы таких же бедолаг на "тушку" - тогда летали борты на Вазиани по расписанию. Добрались до Ширак на перекладных, с попутным Ан-12. Самолеты все уже угнали в Мариновку, под Волгоградом. Там с марта уже сидели другие бедолаги - учебный полк Армавирского училища на L-39, эвакуированный из Грозного. Сам аэродром раньше был лагерным от Ставропольского училища. До конца года перебазировали наземку, разбирали и грузили в самолеты все, что только можно было, вплоть до шкафов и стульев. Нам еще повезло, что в Восточной Грузии, тем более в глухой деревне, не было никаких эксцессов, грузинских банд под флагом национальной гвардии и пр. Грузились без помех (в отличие, скажем, от Копитнари - я просто в ноябре 92 был в Морозовске в командировке, газовал движки, т.к. у них вся группа ДРААД подалась в самостийные армии, видел, как они выводились под мандаринами). Домашнее барахло тоже вывозили самолетами. Типа приходишь утром строиться, объявляют: "Сегодня Ил-76 на Ростов, Ан-12 на Краснодар, кто записан - будьте готовы". Еще более-менее функционировала база, подгоняли машины к домам, толпой налетали, грузились, перегружали в самолет по 5-6 семей, улетали, сгружались кто где пристроился у родных, возвращались в полк окольными тропами. Быт был жуткий, электричество с марта, правда, снова появилось, но с водой так и осталось. Доходило до того, что по утрам умывались сухим вином. Все ходили с оружием, патронов не считали, палили почем зря. Сначала писали объяснительные типа "На шум в кустах произвел предупредительный выстрел в воздух, истрачено 18 патронов", потом на это забили. Грузинам продавали все подряд, у кого до чего руки дотянулись. Процветала охота на "диких" коров, свиней, кур. Большой популярностью пользовались разного рода пластиковые бочки - в них возили бортами с имуществом вино (на дворе был 92 год, алкоголь по карточкам и пр.). Часть полка сидела уже в Мариновке, часть в Грузии. Я окончательно улетел 25 сентября (как раз на годовщину гибели Алферова с Уразмановым на "31"). Летели вместе с Дехтеренко, который уже сдал командование полком Горелкину В.М., и известным Вам по Марнеули Сашей Шаховым. В Мариновке нас слили с остатками учебного полка. Аэродром представлял собой жуткое зрелище - голый бетон, ЦЗ нет, ТЭЧ нет, есть разбитое, как из пушки расстреляное, здание бывших СВАРМ - ангар под МиГ-15. Все пришлось начинать с нуля, восстанавливать кое-как. Приспосабливались как могли, жили по казармам, бытовкам, снимали комнаты по окрестным деревням и в Калаче-на-Дону. Летали мало-не было керосина. В ТЭЧ поставили надувной ангар-палатку УПС-16, в ней делали регламент, а сильно извернувшись-замену двигателя зимой. На улице - в любую погоду. С весны 93 года стали строить на немецкие деньги жилой городок-подряд отхватил "Самсунг". Городок и аэродром хорошо видны в Гугле, только снимки староваты. На аэродроме сделали ЦЗТ, питание. Полегчало. Летом вывели из Германии 2 полка - 11 орап и то, что осталось от полка МиГ-27 (Гроссенхайн) - самолеты они свалили в Чебеньки, половина л/с разбежалась кто куда смог. Нас формально расформировали, а фактически все осталось на базе нашего полка, но номер в/ч стал 11229, 296 бап. Так что формально 168 гв. бап на этом закончился. Трюк с переименованием полка был нужен для того, чтобы мы все оказались вроде как частью, выведенной из Германии и подлежащей заселению в новый городок. Командный состав остался наш, да и весь остальной л/с тоже процентов на 80-тоже. Хотя к тому времени ширакская публика была уже изрядно разбавлена грозненскими, каршинскими, екабпилсскими "вынужденными мигрантами". В первую чеченскую войну работали со своего аэродрома. Начало войны было жутким - как раз навалило снега, потом мороз рванул за 20, тут вылет полка на применение - половина движков не запустились, ПНК сплошь в отказе - простояли по 2-3 месяца, керосина нет, 1 технарь на 2-3 самолета, результат плачевный. Неделю вообще с аэродрома не уходили, там и жили. Под занавес первой кампании поработали одной эскадрильей из Моздока в мае - июне 96, посмотрели пролет ЕБН. В конце 97 - начале 98 годов была инициатива вернуть полку исторический номер и гвардейское звание, но тут нас окончательно расформировали, часть народа разогнали по другим полкам, у кого выслуги хватало - на дембель турнули, кому повезло - попали в орап служить дальше. Горелкин командовал полком до самого разгона, сейчас генерал, служит, по-моему, за кривым озером. 2 эскадрильи угнали гнить в Чебеньки (пророчество Дехтеренко сбылось отчасти), а одна эскадра стояла еще пару лет головной болью инженера 3аэ "фотокружка" ((с) Коля Сыроваткин) Иннокентича Полякова, потихоньку разворовывалась ушлыми "металлистами" и в конце концов была пущена на распил прямо на месте. Вот и все.

Сейчас от военного аэродрома остались только заросшие ангары, небольшая часть из которых используется местными колхозами для стоянки полевой техники, хранения урожая и ночлега для скота... Доступу на огромную территорию совершенно никто и ничто не препятствует. Даже наоборот, работники с интересом спрашивают у нечастых, но любопытных туристов - кто они и откуда. Можно спокойно поездить по бывшей взлётке, зайти в ангары, посмотреть, как всё было устроено. Многие огромные ворота до сих пор в действующем состоянии. Очень познавательно почитать сохранившиеся надписи снаружи и внутри ангаров: указатели на техническое оборудование, лозунги (напр, "Победа в воздухе куётся на земле") и даже цитаты В. И. Ленина. Атмосфера даёт возможность мгновенно представить это место в годы "рабочего" состояния.

Неподалеку от ангаров можно наблюдать сохранившиеся постройки центра управления полётами. Сейчас это место "заселено". Но даже со стороны можно наблюдать, как в быту применены множество различных деталей самолётов. А ещё чуть дальше ближе к населённому пункту сохранились многоэтажные жилые здания бывшего военного городка Большие Шираки и дом офицеров. Ныне всё в запустении, а из постоянных посетителей только пастухи да коровы.

--
форум http://forums.airbase.ru

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

MagDi (12.10.2018 12:17:25)
Были здесь с DenVut и Gobichi 02.09.2018. Проинспектировали и восстановили тайник.
Gobichi (04.09.2018 09:23:56)
Покатались по взлётке, в компании авторов. Вспомнил детство, ведь оно прошло в похожем военном городке с таким же аэродромом. Капсула уже пропала, поэтому Денис с Мариной заложили новую. Спасибо авторам!
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.