Мортирные батареи Кронштадтской крепости [VI/21127]

Батарея "Демидов"
Батарея "Демидов"
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Музей/экскурсия
Фортификация
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Ленинградская обл.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Кронштадт
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 4
РЕЙТИНГ
4.86Рекомендаций: 2Нашли: 18
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Минная станция
Минная станция
Южная мортирная батарея
Южная мортирная батарея
Мортирная батарея № 2
Мортирная батарея № 2
Без подписи
Без подписи
Автор: Jackie
Создан: 10.03.2018
(отредактирован 01.05.2018)
Компаньоны: Wookie

Описание окружающей местности

В западной части острова Котлин сохранился уникальный комплекс Мортирных батарей. Здесь можно увидеть несколько этапов развития отечественной фортификации бетонного периода, включая наиболее ранний, при этом входящие в состав комплекса сооружения дошли до наших дней практически в первозданном виде, что является большой редкостью не только для Кронштадтской крепости, но и вообще для всех русских крепостей того периода.

В соответствии с распоряжением КГИОП от 18 октября 2016 года «Комплекс мортирных батарей Кронштадтской крепости» (г. Кронштадт, Южная Кронштадтская дорога, д. 44, лит. И, К, Л, М, Н, А) вошел в единый государственный реестр объектов культурного наследия в составе:

- Мортирная батарея №1 (1893-1897 гг. постройки);
- Северный дальномерный павильон Мортирной батареи №1 (1899-1902 гг. постройки);
- Южный дальномерный павильон Мортирной батареи №1 (1902 гг. постройки);
- Мортирная батарея №2 (1902-1906 гг. постройки);
- Батарея «Демидов» (1902-1905 гг. постройки);
- Дальномерный павильон батареи «Демидов» (1902-1905 гг. постройки);
- Каземат для керосинового двигателя батареи «Демидов» (1902-1905 гг. постройки);
- Южная мортирная батарея (1902-1905 гг. постройки);
- Минная станция (1905 год постройки);
- Южный дальномерный павильон (1909 год постройки);
- Северный дальномерный павильон (1909 год постройки).

Начало формирования комплекса было положено в 1856 году, в конце Крымской войны.  В 1902 году в непосредственной близости от мортирной батареи № 1 силами управления Строителя Кронштадтских укреплений началось строительство сразу трех батарей - Южной мортирной (на восемь 9-ти дюймовых мортир), мортирной № 2 (на восемь 11-ти дюймовых мортир), батареи "Демидов" (на шесть 6-ти дюймовых пушек Канэ). Бетонно-земляная батарея "Демидов" строилась на месте старого редута "Демидов" в 1902-1908 годах.

Новые батареи строились по схожим проектам. Они обладали исключительно расходными погребами, расположенными в одноэтажных казематированных траверсах. Ввиду отсутствия на батареях запасных погребов, расходные погреба в траверсах получили увеличенные размеры и в них предполагалось хранить весь основной боевой комплект орудий. С наиболее подверженной обстрелу стороны траверсы обсыпались грунтом.

Мортиры могли вести обстрел атакующих кораблей противника на фарватере по навесной траектории в палубу, где бронирование значительно слабее в сравнении с бронированными бортами. Удобны мортиры еще и тем, что имеют круговой обстрел, т.е. могли обстреливать как северный фарватер, так и южный.

В последнюю треть XIX века мортиры признавались необходимым элементом в береговой артиллерии. Единственным случаем, подтверждающим на практике уязвимость кораблей от мортирного огня, стала гибель под огнём русских батарей турецкого монитора "Люфти-Джелиль" 29 апреля 1877 года на Дунае. Тем не менее, мортиры прочно заняли место в системе вооружения приморских крепостей и одно время даже считались чем-то вроде идеального оружия.

По мере развития военных флотов и в сравнении с современными, на тот момент, орудиями морской артиллерии недостатки мортир становились всё более заметны: относительно небольшая дальность стрельбы, низкая скорострельность, большое время полёта снаряда, невысокая точность и значительное рассеивание снарядов из-за короткого ствола.

В годы Великой Отечественной войны и блокады по железнодорожным путям, сущестововавшим еще с 1860 г. и выполнявших хозяйственные задачи (подвоз снабжения и боеприпасов на батареи и форты) курсировал бронепоезд № 9, ведущий обстрел немцев в районе Петергофа и Терийоки.

В советское время батареи не использовались по прямому назначению. В сооружениях мортирных батарей № 1 и № 2 были размещены объекты ПВО Краснознаменного Балтийского флота. Позже, вплоть до середины 2014 года, мортирные батареи использовались в качестве складов. С 2014 года комплекс не используется.

В 2014-2015 гг., после того как ушли военные, на территории комплекса начался практически грабеж - мародерами были демонтированы металлические ангары, уничтожены некоторые элементы оригинального оборудования батарей, порезаны некоторые бронированные части, однако усилиями общественности разграбление удалось остановить. Инициативная группа по сохранению батарей и спасению их от разграбления была создана исследователем истории Кронштадской крепости, архитектором, издателем альманаха "Фортовед" Станиславом Воробьёвым и историком, гидом по Санкт-Петербургу и Кронштадту Романом Шапошником. Совместно с участниками поискового объединения "Северо-Запад" был проведен ряд субботников по расчистке и приспособлению батарей для безопасного посещения. К началу 2017 года удалось добиться включения мортирных батарей в реестр объектов культурного наследия.

Понемногу формируется экспозиция по истории батарей. Во время экскурсий можно увидеть  модели 6-дм орудия системы Канэ (стояли на вооружении батареи Демидов) и 9-дм мортиры обр. 1877 г. на лафете Дурляхера (в масштабе 1:35).

На базе мортирных батарей теперь еще и создается парк "Патриот" с его современной военной техникой и "партизанскими" деревнями. На Южной батарее создаются арбалетный и стреловый тиры и площадка для верховой езды. Перед батарей "Демидов" воссоздано 115 м железной дороги. Предполагается, что "на рельсы, в качестве выставочного комплекса, будет установлена точная копия огневой позиции 180-мм орудия на железнодорожном ходу".

Информация:
Сайт Администрации С.-Петербурга
Кронштадтский вестник: "У мортирных батарей есть шанс
"

Группа во ВКонтакте, где можно следить за ходом реставрации мортирных батарей и проведением экскурсий:
https://vk.com/kronstadtfortress

В заголовке тайника координаты входа на территорию комплекса. Тут же можно оставить машину. Координаты начала дороги к мортирным батареям от Кронштадского шоссе 60°1.348 29°41.431. От Кронштадского шоссе по грунтовой дороге до мортирной батареи № 1 около 200 м, до основного комплекса около 500 м.

Добраться сюда на общественном транспорте можно из Кронштадта на рейсовом автобусе № 2кр (ходит примерно раз в два часа) в сторону форта Шанц. Выйти у обелиска на братской могиле за кладбищем (у таможенного терминала) и пройти вперед или у остановки "Садоводство" и вернуться назад. Из Петербурга в Кронштадт ходят маршрутки 405 (от м. "Черная речка"), 407 (от м. "Пр. Просвещения"), автобус 101 (от м. "Старая деревня"), из Ломоносова - автобус 175, из Сестрорецка - 215.

Проход на батареи свободный.

Описание тайника

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

питерский (12.05.2018 20:06:28)
Гуляли большой приятной компанией. После официального открытия обязательно вернемся.
Cossacks (01.05.2018 13:12:06)
Погуляли по экспозиции 17 марта 2018 г. Размах впечатляет. Нам повезло, что в этот день на территории комплекса были высокие военные чины – все казематы оказались открыты, можно было везде погулять и все осмотреть. С ответом на вопрос проблем не возникло, спасибо автору тайника.
Ивашка (01.05.2018 11:18:09)
КАА178 (29.04.2018 23:24:35)
Surikot (15.04.2018 01:26:04)
romeos_88 (12.04.2018 18:09:21)
sirena143 (26.03.2018 22:27:28)
Trankvill (25.03.2018 18:46:18)
весёлая Улитка (19.03.2018 15:46:36)
Pavel (19.03.2018 11:40:54)
Супруны (17.03.2018 23:40:17)
Kesha&Ko (17.03.2018 22:33:59)
Sergio79 (17.03.2018 22:32:25)
Задохликовый тупик (17.03.2018 18:22:49)
Vladsc (17.03.2018 17:06:14)
Tooticky (14.03.2018 19:27:40)
DisaV (14.03.2018 15:55:40)
jamget (12.03.2018 17:51:50)
Mikkonen (12.03.2018 15:32:39)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118 Карта 119 Карта 120 Карта 121 Карта 122 Карта 123 Карта 124 Карта 125