Описание окружающей местности
Софийские храмы всегда были значимыми символами от Софии Константинопольской до Софии Киевской, от Софии Великого Новгорода до Софийского собора в Царском Селе. Софийский собор являл собою особый центр Православия, земную икону Царства Небесного. Что же можно сказать о городе, в котором был возвигнут даже не собор, а монастырь Святой Софии, к тому же оказавшийся единственным в России.
Несмотря на древнюю историю в Рыбинске до ср.XIX в. не было ни одного монастыря, что удивительно для столь значительного русского города (в гораздо меньших городах было по три-четыре монастыря, например, в Угличе или Переяславле).
В 1860 г. в Рыбинске был основан Софийский женский монастырь, который стал духовным плодом трудов двух подвижников: старца Адриана Югского (память - 20 авг.н.ст.) и блаженного иерея Петра (Томаницкого). Первый - собрал общину, ставшую основой новой обители, второй - определил для нее место.
Ктитором-благотворителем новой обители стал благочестивый купец Андрей Миклютин, строитель Преображенского собора. Место, выбранное близ города у Гремячего ручья, было указано Миклютину еще в детстве. 16 апреля 1860 г. монастырь был учрежден указом Ярославского архиерея Нила. Каждый шаг строительства не совершался без благословения о.Петра, который и благословил посвятить монастырь Софии Премудрости Божией. В обители было воздвигнуто два каменных храма: соборный Софийский и теплый в честь Скорбящей Божией Матери. В их освящении принял участие известный «российский златоуст» Рыбинский протоиерей Родион Путятин. 1 мая 1865 г. первая настоятельница обители Любовь (Осокова) была пострижена в мантию с именем Софии.
В России было несколько Соборов в честь Св.Софии, однако не было ни одного Софийского монастыря. Рыбинский монастырь стал первым и единственным Софийским монастырем в земле Русской. Он стал знамением «духовной столичности» города на Волге, его особого предназначения в судьбах России. Монастырь был прославлен подвигами многих подвижниц. Одна из них монахиня Сергия, основательница Леушинской обители (погребена в Софийском монастыре). Последняя из них- монахиня Агния, могилка которой является ныне чтимой на городском кладбище. В монастыре был погребен и блаженный иерей Петр (Томаницкий).
Несмотря на краткую историю - чуть более полувека - Софийский монастырь стал значительным духовным явлением Святой Руси, явившись корнем других женских обителей, основанных его насельницами: Казанский Вышневолоцкий, Шестаковский Шелтомежский, и в их числе Великой Леушинской женской лавры.
|