Делагардова балка начинается недалеко от Кеткартова холма и Максимовой дачи, а кончается впадением в Сарандинакину балку несколько выше элеватора. Она часто делает крутые повороты: двигаясь по дну, редко видишь вперед дальше, чем метров на пятьдесят. Делагардова балка не очень глубока, склоны ее довольно пологи - отвесных и высоких обрывов мало, хотя и на них встречаются пещеры и скальные навесы. Борта заросли кустарником, но не сплошь, а живописными группами. Среди зелени сверкают на солнце отполированные вековыми дождями известняковые скалы. Как обычно, по дну пролегает дорога, которая здесь из-за цвета камня белым-бела. Дно балки довольно круто поднимается вверх так, что, не доходя до ее верховьев, лишь одолев пологий склон, можно увидеть большую часть города, живописно раскинувшуюся по ровному плато. В месте впадения Делагардовой балки в Сарандинакину, слева над плодовыми деревьями садов, неожиданно возникают два огромных пирамидальных тополя и почти не уступающий им своей высотою раскидистый кедр. Деревья указывают место, где был хутор семейства Бертье-Делагардов. Сейчас здесь небольшой жилой дом, явно нестарый, вероятно, построенный на фундаменте прежнего - делагардовского. Зримым напоминанием о хуторе известного ученого А. Л. Бертье-Делагарда, кроме деревьев, служит большой старый резервуар с прекрасной водой, поступающей из источников, каптированных в обрыве скалы. Непрерывной струей весело течет вода в водоем, а потом насосами и самотеком подается в соседние сады. Александр Львович разводил на хуторе инжир. И это не барская причуда: известно, что к серьезному изучению истории, археологии, нумизматики, инженерного дела у А. Л. Бертье-Делагарда добавилось увлечение ботаникой - страсть к выращиванию редких растений. Его сад в Ялте, где он провел последние годы жизни, был уникальным собранием редких и редчайших видов и пород деревьев, кустарников, цветов. Отсюда, из балки, носящей теперь его имя, молодой капитан-инженер Александр Львович Бертье-Делагард в 1877 г. каждое утро в пять часов отправлялся в город верхом и после купания у Адмиралтейской башни объезжал строящиеся под его руководством береговые батареи. Поздно ночью возвращался он к своим тополям и кедру и мгновенно засыпал под лепет струй неутомимого источника. Война с Турцией уже началась, и надо было срочно возводить укрепления, разрушенные во время Крымской войны. Разумеется, работал Александр Львович не в одиночку, а бок о бок со своими коллегами военными инженерами. Руководили работами полковник К. Е. Геммельман и часто приезжавший тогда в Севастополь знаменитый инженер - генерал Э. И. Тотлебен. Батареи тянулись от города по западному берегу моря, строились они и на Северной стороне. В июне 1877 г., когда эскадра адмирала Гобарта-паши пыталась подойти к Севастополю, ее встретил дружный огонь мощных береговых батарей. Тяжелое орудие на Северной стороне, у которого стоял Александр Львович, наблюдая за артиллерийской дуэлью, взяло адмиральский корабль в «вилку». Крупнокалиберные снаряды легли по бортам флагманского броненосца. Третий выстрел должен был накрыть цель. Корабль дал ход - и вовремя: тяжелый снаряд разорвался так близко, что волна накрыла кормовую палубу. Флот срочно покинул зону русского огня и больше за все время войны не появлялся у берегов Севастополя. Под защитой береговых батарей находился и тот, в значительной мере импровизированный, "самодеятельный" флот, который созда¬вался в условиях военного времени. В севастопольских бухтах не раз собирались вооруженные пассажирские пароходы: знаменитый "Константин", "Аргонавт", "Ливадия" и другие. Сюда пришла после дерзкого боя с турецким броненосцем легендарная "Веста". А. Л. Бертье-Делагард родился в 1842 г. в Севастополе. Его отец Лев Александрович и дядя Константин Александрович были офицерами Черноморского флота. Впоследствии Александр Львович напишет, что "наиболее далекие и яркие воспоминания... детства" связаны у него с Севастополем и окрестностями города. Севастополь, да и весь Крым, многим обязан инженеру А. Л. Бертье-Делагарду. В нашем городе он строил водопровод, создавал При-морский бульвар, мостил улицы. Работал также в Ялте, Феодосии, Одессе - сооружал порты, железные дороги. В 70-х годах XIX в.. будучи уже вполне человеком со сложившимся характером, он увлекся историей и археологией Крымского полуострова. Десятилетия кропотливого труда посвящены научению Херсонеса, «пещерных городов», раскопкам (как правило, за свой счет). «Каламита и Феодоро», «Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма», «Мнимое тысячелетие, или к истории христианства в Крыму», «Исследование некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде» - без ссылок на эти и другие работы А. Л. Бертье-Делагарда не обходится ни один современный труд по истории и археологии Крыма. Ученый всегда высказывал смелые, оригинальные и - это отметим особо - обстоятельно аргументированные суждения. В своей исследовательской работе он широко использовал технические знания и с крайним недоверием относился к гуманитариям, занимавшимся «чистой» историей, без привлечения таких необходимых историку предметов, так топография, строительное дело, архитектура. А. Л. Бертье-Делагард многие годы был вице-председателем Одесского общества истории и древностей, создал и регулярно пополнял его музей. Он же - один из организаторов Крымского горного клуба и музея при нем - нынешнего Ялтинского исторического. Последние годы жизни ученый провел в Ялте, где умер в 1920 г. В биографию Крыма навсегда вошел этот замечательный человек, инженер-строитель и многогранный исследователь, беспредельно преданный родному краю.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: