Автор: deli kaplan
Создан: 30.07.2020
Опубликован: 31.07.2020
(отредактирован: 11.09.2020)
Компаньоны: Белый кешер
Описание окружающей местности
Давным-давно была война И там, где всё сожгла она, Хлеба желтеют и синеют реки. Но те, кто эту землю спас, Остались жить в сердцах у нас Навеки, навеки, навеки.
4 июля 2013 года, при проведении подводных работ судном "Мирный", на глубине 52 метра и примерном удалении от берега 18 морских миль, северо-западнее мыса Тарханкут, был обнаружен неопознанный затонувший объект. Так началась новая глава в истории Щ-216. А что было до этого?
Щ-216 серии Х-бис была заложена на Николаевском заводе 23 июля 1939 года. Меньше чем через год, 30 мая 1940 года спущена на воду и проходила ходовые испытания, когда началась война. Перебазировавшись в начале июля 1941 года в Севастополь, 17 августа того же года вступила в строй и была включена в боевой состав ЧФ. Командовал подводной лодкой капитан-лейтенант Карбовский Григорий Ефстафьевич. Экипаж состоял из 47 моряков-краснофлотцев в возрасте от 18 до 22 лет. Моряки в срочном порядке завершали ремонт и наладку приборов и механизмов подлодки, по ускоренной программе прошли боевую подготовку. В свой первый боевой дозор лодка была направлена уже 24 августа 1941 года.
За 2,5 года боевой службы подлодка и ее экипаж прошли через многое. Были неудачи и ошибки, но были и походы, из которых "Щука" возвращалась победителем. Подлодка совершила 14 боевых походов и один транспортный поход по доставке оперативных документов штаба ЧФ. По результативности экипаж занимал четвертое место в подводных силах ЧФ. Было выполнено шесть торпедных атак. Потоплен транспорт-рефрижератор "Карпати", перевозивший более 3,5 тонн груза, поврежден танкер "Фируз", а также потоплены несколько мелких судов противника. Подлодка много раз подвергалась атакам немецких самолетов, эсминца, тральщиков, сторожевых катеров. 15 ноября 1942 года, за потопление в одном походе (это был 7-й боевой поход) сразу четырех кораблей противника, в том числе и рефрижератора, члены экипажа подлодки был награждены орденами и медалями. За героизм, проявленный во время 12-го боевого похода, два члена экипажа были представлены к награждению орденом Красной Звезды. Но документы затерялись.
Шел 1944 год. Советская армия вела наступление по всем фронтам, в результате Керченско-Эльтигенской операции, проведенной в конце 1943 года был захвачен плацдарм на Крымском полуострове. Под ногами немцев горела земля и они приступили к спешной эвакуации из Крыма. Для того, чтобы они не смогли спастись морем Верховным главнокомандующим И.В. Сталиным был издан приказ: 1. Вести непрерывную воздушную разведку плавучих средств в портах Севастополь — Евпатория. 2. Всю бомбардировочную и торпедоносную авиацию использовать для ударов по плавучим средствам и в портах и на море. 3. На подходах к портам и на коммуникациях развернуть не менее семи подводных лодок.
В свой последний боевой поход Щ-216 вышла вечером 6 февраля 1944 года, в район северо-западнее мыса Тарханкут, являвшимся главным узлом морских сообщений противника. Прибыв на позицию 9 февраля 1944 года, следующей ночью, 10 февраля, подлодка совершила первую атаку транспорта противника. Но из-за темного времени суток за транспорт была принята группа охотников за подводными лодками. Эта атака успеха не имела - торпеды взорвались за 150 метров от цели. Последнюю радиограмму капитан подлодки передал 10 февраля 1944 года. И в дальнейшем подлодка на связь не выходила и на базу к назначенной дате, 4 марта, не вернулась.
События, произошедшие после передачи последней радиограммы и причины гибели лодки поисковики смогли установить по рассекреченным документам немецких архивов и в результате подводного обследования корпуса подлодки. Щ-216, находясь в заданном квадрате, постоянно маневрировала, избегая попадания на минные поля противника и стараясь не быть запеленгованной немецкими гидроакустиками. 16 февраля командир подводной лодки вновь выпустил торпеды по немецкому охотнику. И вновь торпеды не попали в цель. 17 февраля охотники снова были атакованы. В отличии от прошлых атак, в этот раз подводной лодке не удалось остаться не обнаруженной. Наблюдатели на немецких охотниках засекли след от торпеды, шедшей по поверхности. Торпеда прошла мимо цели, а на подводную лодку обрушилась лавина из глубинных бомб. По отчетам, полученным из немецких архивов, их было сброшено 58. Подводная лодка, намного уступавшая по скорости быстроходным и маневренным охотникам, скорость которых была почти в двое больше, чем у подлодки; и к тому же, находившаяся в районе малых глубин, почти не имела шансов оторваться от преследователей. И уже после первой серии немецкого бомбометания, получив повреждения, в результате чего произошла разгерметизация корпуса, лодка стремительно стала погружаться. Также, вероятнее всего, от взрыва глубинных бомб или от удара лодки о дно, произошла детонация боезапаса внутри лодки.
Из списков состава ВМФ Щ-216 была исключена в марте 1944 года. За боевые заслуги экипаж был представлен посмертно к орденам Отечественной войны.
После войны, в 1956 году, сообщалось, что аквалангисты, на глубине около 70 метров, обнаружили подводную лодку "Щуку". Удалось поднять вахтенный журнал, идентифицировать лодку и установить поименный список членов экипажа. После этого о лодке надолго забыли. Лишь в сентябре 1980 года ее корпус снова был обнаружен при проведении подводных исследований. И снова долгие годы забвения. И наконец, летом 2013 года, лодку нашли снова. И приступили к тщательному обследованию останков корпуса. Были составлены подробные схемы местоположения подводной лодки, описаны все замеченные повреждения корпуса, и возможные причины, в результате чего они получены. Дана оценка степени сохранности корпуса и возможности его подъема со дна. Также особое внимание было уделено наличию и состоянию боезапаса, возможно находящегося на борту подлодки. По результатам всех исследований, из-за больших повреждений корпуса, в результате которых он может не выдержать и разрушиться при подъеме, а также, из-за большой вероятности детонации боезапаса, причиной для которой могут быть сотрясения корпуса при проведении работ по закреплению подъемных тросов, было принято решение оставить подлодку на дне. Были подняты только носовое и кормовое орудия, остатки боевой рубки и другие детали корпуса подлодки. Эти реликвии были торжественно переданы Черноморскому центру подводных исследований.
В Феодосии, в 2015 году, к 70-летию победы, планировали установить памятник, посвященный морякам-подводникам с Щ-216. В Севастополе на мемориале Подводникам-черноморцам установлена памятная плита с именами всех членов экипажа.
В Черноморском памятник создан на средства меценатов и участников исследовательской экспедиции. Он представляет собой два огромных адмиралтейских якоря, опирающихся друг на друга и подвешенную между ними колокол-рынду с фамилиями всех погибших членов экипажа. Территория памятника пока не обустроена. Впереди укладка тротуарной плитки с обозначением сторон света и облагораживание прилегающей территории. В будущем планируется, что мемориал будет посвящен не только погибшим морякам Щ-216, но и героям разных эпох, начиная со времен Суворова, русско-турецкой войны XVIII века, обороны Севастополя в 1855-1856 годы и до Великой Отечественной войны.
Пока же, здесь уже установлен бюст адмирала Федора Федоровича Ушакова. Вокруг него обустроенная территория, установлены макеты пушек и маленькие, но настоящие якоря. Соседство двух памятников - "Щуке" и Ушакову, таких не похожих друг на друга, на самом деле глубоко символично. С одной стороны Ушаков - адмирал, громивший флот турков и по его собственным словам, не потерявший в боях ни одного корабля. А с другой - памятник Щ-216, подлодке, защищавшей Крым от немецко-фашистских захватчиков и погибшей на боевом посту.
Маленький "пятачок" на берегу бухты Узкой интересен не только современными памятниками, но и настоящей "реликвией", вероятно времен Суворова. Здесь, буквально в десятке метров, у среза воды, рядом с сваями старого пирса, сохранились остатки фундамента редута, построенного предположительно в 1787 году. По одной из версий, Александр Суворов, назначенный в 1778 году командующим войсками в Крыму и чья ставка находилась в Евпатории, лично выбрал это место для укрепления и одобрил его чертежи. Это уникальный памятник археологии и воинской славы.
Источники и дополнительная информация:
Строки стихотворения взяты из песни "Давным-давно была война". Музыка: А. Зацепин Слова: Л. Дербенев. Песня исполнялась в хорошем советском фильме о подводниках "Командир счастливой "Щуки".
«Реквием экипажу подводной лодки Щ-216: к вопросу о действиях подводных лодок Черноморского флота в преддверии освобождения Крыма» Статья О.Н. Ольховатского на сайте Крымовед. Интересная статья, в которой опубликованы приказы советского командования, дается оценка действий командира подлодки и ее экипажа в ходе выполнения боевых задач. Также опубликованы данные о немецких кораблях и охотниках, принимавших участие в охоте на подлодку. Приведены характеристики немецких глубинных бомб. Большая статья, для внимательного читателя.
Подводные лодки типа «Щука» Статья Википедии. В этой статье описываются конструктивные различия между сериями "Щук", и благодаря которым исследователи найденной подлодки смогли точно ее идентифицировать.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: