Памятник Петру Великому [TR/2941]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Традиционный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Ленинградская обл.
Бокситогорский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Ефимовский, Сухая Нива
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 3
Местность: 3
РЕЙТИНГ
4.14Рекомендаций: 5Нашли: 32
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Cossacks
Создан: 12.08.2007
(отредактирован 27.02.2008)
Компаньоны: Y.U.S.&Анюткин

Описание окружающей местности

Всем известно, какую огромную роль в организации речного судоходства сейчас играет Волго-Балтийского канал. Однако так было не всегда. До конца 19 в. пользовались другими путями: Мариинской и Тихвинской водными системами.

В 1710 году Петр I в поисках удобного водного пути из молодой столицы на Волгу направляет английского инженера на русской службе Джона Перри "в командировку". Ее цель - создать водный путь, соединив каналом реки Волжского склона - Мологу, Чагодощу, Чагоду, Горюн, Соминку с реками Балтийского склона - Тихвинкой, Сясью и Невой. В ту пору старый Вышневолоцкий водный путь не справлялся с потоком грузов, которые в отсутствие железных дорог и автотрасс перевозили в XVIII веке именно водой.

Реки и речки, вошедшие позднее в Тихвинскую водную систему, еще в древности использовались как средство сообщения. На это указывает древнее название погоста Волок (позднее Хотеславль), существовавшего в верховьях р. Чагодощи. К XVIII веку погост Волок уже именовался Пристанью. От нее караваны судов спускались вниз по р. Чагодоще (Чагоде), левому притоку р. Мологи, судоходной даже в меженное время. Здесь издревле существовал торговый путь, который соединял Волгу с Приладожьем, причем через водораздел между реками, текущими в Волгу и Ладожское озеро, грузы перевозились гужом. Этот водный путь избавлял караваны от долгого плавания по р. Волхов, оз. Ильмень, верхней Волге, в том числе через опасные Мстинские пороги. В гидротехническом отношении он был весьма сложным. Подробнее о шлюзах, реках и каналах Тихвинской водной системы читайте в описании тайника "Варшавский шлюз".

Петр уделяет новому пути пристальное внимание и в 1712-1716 годах лично несколько раз выезжает для "рекогносцировки". За поверхностные исследования изгоняет Джона Перри. Для него построен деревянный дом на каменном фундаменте (дом сгорел в 1802 году). В 1724 году он рассматривает возможность соединения каналом устья Волхова и Сяси - дабы не путешествовать по неспокойной Ладоге.

В последние годы жизни Петра трасса Тихвинской водной системы полностью обследована. Но ее строительству помешала смерть великого царя-плотника. И только в 1797 году, когда в засуху обмелела Вышневолоцкая система, вновь встал вопрос о новом водном пути в Волгу. Окончательное устройство водного пути определил проект инженера Деволанта, созданный в 1800 году. Строительство началось в 1802 году, в царствование Александра I, а завершилось в 1811-м.

Работы по совершенствованию Тихвинской водной системы продолжались и позднее, так как Мариинская водная система не удовлетворяла растущих потребностей в грузоперевозках.

От Волги путь шел по реке Мологе до устья Чагодощи (248 км), по Чагодоще и Чагоде до устья Горюна (167 км), по Горюну (13 км), озеру Вожанское (3 км), реке Соминке (32 км и 8 шлюзов), озеру Сомино (1 км), реке Волчине (10 км и 3 шлюза), Тихвинскому каналу через озера Крупино и Лебедино (6,3 км), реке Тихвинке (158 км и 48 шлюзов) - через озера Еглино и Озерское, по реке Сясь от устья Тихвинки до села Сясьские Рядки (96 км), по Старосясьскому каналу (11 км), Староладожскому каналу (112 км) и Неве - до Петербурга (74 км).

Тихвинский канал оказался самым коротким. Путь по нему от Рыбинска до Петербурга составлял 924 км. А по "альтернативным" водным дорогам - значительно дальше. По Мариинской системе (соединяющей Рыбинск и Санкт-Петербург благодаря нескольким искусственным каналам, рекам Шексне, Ковже, Свири, Неве и ряду озер) - 1143 км, по Вышневолоцкой - 1440 км. Кроме того, был сделан вывод о том, что и в будущем невозможно будет достигнуть скорой и дешевой перевозки грузов, поэтому вопрос об устройстве кратчайшего водного пути от Рыбинска до Санкт-Петербурга имел первостепенное и важное государственное значение. Новый канал стал воплощением передовой инженерной мысли того времени. Судоходство по Тихвинской системе проходило в обе стороны, в то время как по Вышневолоцкой - только в одном направлении. Вдоль каналов была проложена дорога, так называемый бечевник, которым шли бурлаки (позже - лошади, еще позже - паровики). Это давало выигрыш в доставке грузов на целый месяц.

Именно здесь везли срочные и скоропортящиеся грузы. Этим путем везли товары на Макарьевскую (Нижегородскую) ярмарку.

Мелкие реки заставляли использовать несамоходные маломерные деревянные суда - соминки и тихвинки, имевшие незначительную (до 60 сантиметров) осадку, вполне подходящую для замываемых донным песком фарватеров. Ежегодно их строили около 200. Если соминки использовались только на местных трассах, то тихвинки ходили и по Мариинской водной системе (ныне Волго-Балт), и в малом каботажном плавании по Белому морю. Грузоподъемность этих судов составляла от 1420 до 2400 пудов.

По Тихвинскому каналу от Устюжны и ее окрестностей ежегодно сплавлялось на судах до 200 тысяч сажен дров, до 250 тысяч пудов теса и лесных материалов. К Рыбинску и Петербургу отправляли до 180 тысяч пудов овса местного урожая. Из Санкт-Петербурга купцы везли хлеб, железо, медь, кожи, холст.

По всей длине Тихвинского водного пути размещались 105 пристаней, из которых важнейшими были города Весьегонск и Тихвин, посад Сомино, села Колчаново, Реброво, Сясьские Рядки.

Крестьяне окрестных деревень и сел нанимались бурлаками. Для проводки баржи повсеместно использовалась и конная тяга. Средняя продолжительность тяги от Рыбинска до Санкт-Петербурга равнялась 29 дням, а обратно - 26 дням.

Население деревень, стоящих по реке Чагодоще, занималось мелким судостроением. Кроме того, рубили строевой лес для сплава на лесобиржи и лес на дрова для продажи, занимались промысловым рыболовством.

Тихвинская система, несмотря на все свои недостатки, способствовала развитию различных промышленных предприятий по берегам рек. Так, стекольный завод И. П. Позена, основанный в 1840 г., производил ежегодно до 700 штук емкостей. Продукция на судах вывозилась для продажи в города Мологу и Рыбинск. В деревне Анисимово имелась пристань, место которой с уверенностью указывают старожилы. На реке Чагодоще близ д. Стулово с 1813 г. Действовал мукомольный завод братьев Бушковых. На нем перемалывали пшеницы около 18 тысяч четвертей* (Четверть - 209,91 дм3 в XIX в.). Муку реализовывали на территории приречных волостей и на торгах и ярмарках близлежащих губерний. Помол производился и на заводе купца К. Стуловского. Среди товаропроизводителей не последнюю роль играли лесопильни на реке Песь. Полученные доски сбывались на лесобиржах Рыбинска и Санкт-Петербурга.

Из приведенных сведений видно, что значение Тихвинской водной системы в экономическом развитии края было велико. Она содействовала активному вовлечению населения в процесс товарно-денежных отношений, значительной части крестьянства давала солидный приработок.

Тихвинский водный путь оживлял торгово-экономическую деятельность во всех уездах, прилегающих к его бассейну. Так, Мологский уезд поставлял на рынки сено, строевой лес, продукцию крестьянских хозяйств, Весьегонский - смолу, деготь, лес, Череповецкий - масло, картон, войлок, канаты, гвозди, Устюжнский - строевой и дровяной лес. Обилие сырья способствовало развитию стекольных, лесопильных, кожевенных, маслобойных, кирпичных, дегтярных, смолокуренных заводов. Залежи болотной руды и удобства сбыта продукции дали толчок развитию гвоздарного производства в Уломской волости Череповецкого уезда. Ежегодный грузооборот Устюжнского уезда составлял 20 миллионов пудов различных грузов. Кроме того, к Тихвинской водной системе имели выход Боровичский, Тихвинский, Мышкинский, Угличский и Калязинский уезды.

Увы, система так и не была достроена. На порогах Чагоды, Тихвинки и Сяси шлюзов построено не было. Но хотя навигация длилась с конца апреля по октябрь (180 дней), по системе в год проходило до 6 тыс. судов.

После того как в 1851 году Петербург и Москву соединила Николаевская железная дорога, значение Тихвинской водной системы стало падать. Модернизация Мариинской системы тому только способствовала. Снижалось количество проводимых судов. В 1898 г. у пристани Соминской прошло по направлению к Санкт-Петербургу 429 груженых судов, а в обратном направлении лишь 77 с грузом и 259 порожних. К концу XIX в. транзитом по ней шли с Волги к Санкт-Петербургу рыба и фрукты, из Санкт-Петербурга - москательные и бакалейные товары, с пристаней - лесоматериалы и дрова. В связи обмелением рек Молога и Чагодоща встал вопрос об улучшении или закрытии Тихвинской системы. С закрытием канала средств существования могли лишиться не только рабочие заводов, но и крестьяне промышленно-ремесленных волостей и ремесленников Устюжны. Однако из-за пересыхания рек и размыва берегов реки Чагодощи восстановить полностью этот водный путь так и не удалось.

После 1917 года Тихвинская система снова на короткий срок становится важной государственной артерией для доставки продовольствия в Петроград, в 1918 году ей присвоено имя Ленина. Однако вскоре её опять забросили.

Сегодня Тихвинская водная система практически не существует. Каналы, каморы, реки и фарватеры заросли. И по ним уже вряд ли пройдут даже прежние маломерные суда. Да и зачем - рядом автомобильная трасса Петербург - Вологда, а также железная дорога.

На месте, где стоял путевой дворец Петра Великого, устюжанскими купцами поставлен памятник. Огромная скала, собранная из булыжного камня, чугунный крест наверху - даже большевики не смогли его своротить. И не зарастает народная тропа к нему, хоть и в стороне от проезжих дорог. Места, связанные с именем Петра, - подлинный памятник...

Описание тайника

Содержимое тайника

Набор фломастеров
Малярный скребок
Сувенирная фоторамка
Модель бронетранспортера
Игрушечный слон
блокнот, карандаш и точилка

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Rogneda (07.01.2017 10:30:36)
Тайник взят 3.01.2017г. совместно с Andriss в ходе автопутешествия по маршруту Череповец-Новая/Старая Ладога-Волхов. На этот тайник у меня уже давно был положен глаз... все мечталось, да как то не складывалось.... и вот ,наконец то, давнишняя мечта осуществилась!!!! Бодрым шагом , румяные от нешуточного морозца, мы прошагали остаток пути- и вот он!!!! Стоит огромный, в лесной чаще, вдали от людских глаз....Я с ним встретилась, как со старым знакомым и была несказанно рада этой встрече!!!! Большое спасибо Andriss за то, что помог осуществить мою мечту !!!
Автору-огромный респект за такую достопримечательность, всем-удачи!
Andriss (05.01.2017 12:36:36)
Снегоуборщики нагребли на повороте здоровенный бруствер, поэтому от указателя до памятника нам светил пеший маршрут. Дошагали довольно быстро, ответ нашли еще быстрее.
capellann (13.08.2015 22:26:23)
Pikal (27.04.2015 19:51:14)
ВОЛХОВЧАНИН (19.04.2015 10:43:02)
Jackie (03.08.2011 00:15:46)
Romeo (29.05.2011 22:05:36)
Alexandr_Bel (19.08.2010 14:31:16)
kij (14.06.2010 11:32:05)
Vera&Serv (06.05.2010 06:08:29)
Борода-Вологда (28.10.2009 10:33:16)
November (14.08.2009 09:13:37)
nik_tim (25.07.2009 13:56:00)
ALLISA-76 (26.02.2009 10:23:47)
Stereometria (20.11.2008 01:50:19)
Basilius (06.10.2008 11:51:58)
tourist (28.07.2008 18:58:47)
Nata O (26.06.2008 21:07:54)
soft (16.06.2008 20:33:12)
Mac (16.06.2008 10:16:28)
Kesha&Ko (14.06.2008 19:27:45)
Seriy Volk (19.05.2008 17:01:30)
ПУХЛЯ И ПУХЛЯ (28.04.2008 12:26:57)
mormozana (20.04.2008 23:14:59)
Y.U.S.&Анюткин (09.12.2007 00:02:04)
Cossacks (08.12.2007 22:26:39)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры
Недорогое техническое фурой моющее средство

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117