Древняя дорога в никуда [TR/30274]

Участок дороги между Курочей и перевалом Горуча
Участок дороги между Курочей и перевалом Горуча
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Археологические памятники
Природный
Прогулка
Размер: Нормальный
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Крым респ. и Севастополь
Алуштинский р-н
Ближайший нас.пункт
Зеленогорье
Оценки тайника[?]
Доступность: 3
Местность: 5
Рейтинг
5.00Нашли: 1
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Крепида на участке между Зеленогорьем и Курочей
Крепида на участке между Зеленогорьем и Курочей
Скальная полочка
Скальная полочка
Крепиды между Курочей и перевалом Горуча
Крепиды между Курочей и перевалом Горуча
Часть карты 1893 года
Часть карты 1893 года
Автор: Ksunchik
Создан: 06.09.2023
Опубликован: 19.09.2023
(отредактирован: 19.09.2023)

Описание окружающей местности

Приходилось ли вам задумываться над тем, что было в той или иной местности? Мне кажется, невозможно не задаться таким вопросом, особенно когда оказываешься в какой-то отдаленной местности и обнаруживаешь там руины или остатки сооружений, о которых никто ничего нигде не писал.
Такими «руинами» для меня становятся дороги, которые превратились в тропы.
Что тут удивительного? Ну дорога, ну заросла – бывает. Но это не просто лесная дорога, это горные дороги через перевалы, с крепидами!
Единственное описание таких дорог Юго-восточного Крыма я встретила в статье  Марины Мальгиной «Неизвестные исторические памятники Восточного Крыма» в журнале «Историческое наследие Крыма» .

Речь в статье о дорогах проходящих через  перевалы Ворон и Нижний Шелен, и про участок дороги от поселка Земляничное до перевала Маски. Но, так как Зеленогорье относится к той же категории южнобережных сёл, то большую часть сказанного в этой статье можно отнести и к этой дороге. Вот что там говорится:
 «В пределах перевала дороги на всём протяжении имеют хорошо сохранившиеся подпорные стенки в виде крепид сложенных из местного слабо обработанного камня. Именно подобная строительная техника, внешняя тщательность и надёжность являются характерными чертами исторических дорог этого региона, что отличает их от других подобных и более известных древних дорог юго-западного Крыма. В высоту подпорные стенки достигают впечатляющей величины, например, до 4 м на Нижнешиленовском перевале, но в среднем от 1 до 3 м. Длина крепид обусловлена либо ландшафтными особенностями, либо строительно-техническими условиями.

Прежде всего данные дороги соединяют небольшие сёла на южном склоне гор с сёлами на северном склоне. В своих высокогорных участках они насыпные, то есть искусственные. Система длинных и коротких, высоких и небольших подпорных стенок крепид указывает на то, что данная дорога не просто естественно сложившийся межсельский путь, а специальное планомерное, и скорее всего, единовременные сооружение, потребовавшее достаточного количества рабочей силы, инженерного расчёта и определённых денежных затрат. Следует вопрос кто и когда организовал прокладку дорог в этой местности?

Определить истинный возраст тех или иных дорог невозможно. Большинство из них проходит по путям, существовавшим всегда. Неправомочно и ограничения жёсткими хронологическими рамками видимых дорожных сооружений, так как их возведение, как правило, растянуто во времени. К тому же, и действующие и давно заброшенные дороги постоянно видоизменяются и являются неким эталонным показателем антропогенного воздействия на ландшафт.

Возведение сооружений в системе дорог Юго-восточного Крыма гипотетически можно отнести ко времени существования крымского ханства. Именно тогда в южнобережной экономике складываются свои характерные отрасли садоводства, виноградарства и льноводства. Центры же сбыта продуктов этих отраслей располагались в зоне предгорий, то есть ближайшее место ярмарки или базара для сел Ворон, Ай-серез, и Шелен находились в Карасубазаре. Следовательно, и дорога вполне оправдана. С таким же успехом прокладку дорог можно относить к туманному времени расселения таврских племен, ведь обнаружено здесь их могильники. Или удариться в другую крайность - искусственность и технологию сооружения, щебёночную вымостку представить как пример дорожного строительства первой половины XIX века.»

В Зеленогорье дорога начинается с улицы Водопадной, где растут старые шелковичные деревья, у разрушенного дома. Она плавно поднимается по склонам холма над поселком, затем выполаживается, проходит у подножья скалы Свидание и плавно пересекает засаженный сосновыми посадками отрог горы Куроча.  На этом участке находятся самые крупные сохранившиеся подпорные стенки.  Далее тропа-дорога начинает плавный спуск. На каждом повороте или изгибе присутствуют крепиды, почти незаметные, заросшие ежевичником или кустарником. Дорога постепенно огибает гору Лапата и плавно выходит на дорогу Красносёловка – Приветное, немного выше родника Котла.

Самое  забавное, что на старых картах участка до родника Котла нет. Дорога поднимается к Куроче и далее траверсом движется в сторону перевала Горуча. На этом участке так же присутствуют крепиды и даже пологая полка в скале, словно специально выбитая для безопасного проезда. После перевала Горуча дорога проходит вдоль верховий ручья Кучук-карасу, мимо родника Павло-чокрак к Верхнему кокасану. На старых картах здесь отмечено лесничество, а названия здешних горок: Филипов сенокос, Скирда, - наталкивают на мысль что здесь были сенокосы. Вероятно именно для этих целей сюда была проложена дорога, ведь не смотря на то, что далее дорога идет вдоль горы Кара-тепе в Красноселовку, путь к ней  из Зеленогорья через родник Котла  более логичный и пологий.
При всём этом, на  верстовой карте Крыма от Военно-топографического Депо 1893 года, дорога проходит несколько иначе: подъем к Куроче начинается ранее и проходит несколькими петлями, которые, скорее всего, были утрачены в результате нарезки террас с целью озеленения крымских гор. Но участка до родника Котла так же нет. Это странно. К тому моменту дорога была настолько непроходимой? Или она была обустроена позже? На более поздних картах, чаще всего туристических, этот участок отмечен, но  как тропа. Всё это вопросы, на которые, надеюсь, когда-нибудь найдутся ответы.

 Источники: М. Мальгина «Неизвестные исторические памятники Восточного Крыма»; «Историческое наследие Крыма», 2007, №7
Старые карты

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

DisaV (30.03.2024 18:32:48)
На поверку оказалось, что живописная дорожка-тропинка ведёт от источника Котла в Зеленогорье. =)
В тайнике без обмена. Снова первый посетитель.) Авторам спасибо!
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.