С момента основания крепости Валуйки в конце XVI века как стратегического пункта обороны крайних южных рубежей Московского государства от набегов крымских татар здесь появилось православное духовенство, и были воздвигнуты первые храмы.
В условиях постоянной внешней угрозы православие стало стержнем объединения местного населения, воодушевлявшим людей и в горе, и в радости.
Особое место в жизни валуйчан и жителей близлежащих территорий Украины занимал Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь, относившийся к числу древнейших монастырских учреждений Белгородской епархии. О времени и обстоятельствах основания святой обители сохранились только скудные сведения. Всё это породило неисчислимые слухи и легенды, окутывавшие прошлое монастыря ореолом таинственности и легендарности. Основателем монастыря считается старец Корнилий, положивший начало святой обители в XVII веке в период кровавых событий Смутного времени. В монастыре находились высокочтимые православные святыни - икона Божьей Матери Троеручицы и икона святого Николая Чудотворца, привлекавшая немало паломников способностью врачевать и исцелять душевные и физические раны. Как и во многих старинных монастырях, при святой обители был устроен пещерный скит. Традиция создания пещерных монастырей уходит своими корнями в историю раннего христианства и связана как с духовными аспектами монашеской жизни, ориентированной на полное отрешение от окружающего мира для сосредоточения на общении с Богом, строгом соблюдении канонов православия, достижении состояния глубокого смирения, так и с реальными событиями общественно-политической жизни, оказывавшими влияние на Церковь, особенно в период становления христианства в Римской империи, выразившимися в масштабных гонениях на христиан и потребовавшими скрытно проводить церковные обряды в пещерах и катакомбах. Место для пещерного скита святого Игнатия Богоносца было выбрано весьма удобно для соблюдения главного условия - уединения монахов-отшельников, затруднённости сюда доступа мирян - в километре от основной территории монастыря за рекой Оскол на уступе меловой горы. Точное время основания Свято-Игнатьевского пещерного скита не установлено. Документальные источники свидетельствуют о том, что в 1897 году в связи с неудовлетворительным состоянием ряда подземных галерей был проведён комплекс восстановительных работ. Наиболее опасные места стен и потолка пещер были укреплены, образовавшиеся трещины и щели заделаны. К 1910 году работы были закончены, осмотрены архитектором епархии, который признал в пещерах «грунт земли крепким и сами пещеры безопасными". Официальное открытие пещерного комплекса после реконструкции состоялось 4 мая 1914 года. В это время пещерный монастырь представлял собой комплекс из надземного скита, где в летнее время пребывало до 10 человек монашеской братии; часовни при входе в пещеры и пещерного храма во имя святого Игнатия Богоносца, являвшегося главным культовым сооружением монастыря. Монастырь расположен в глубине пещер, вырытых в меловой горе, к которому с верхнего входа ведут более 100 ступеней. Согласно письменным источникам, протяжённость пещер составляла более 650 метров на высоте свыше 100 метров над уровнем реки Оскол. Устройство пещерного храма отвечало всем требованиям отправления религиозного культа.
Во многих местах сохранились ниши, специально сделанные для установки икон. Само помещение пещерного храма вытесано так, что повторяет внутреннее убранство любого надземного храма, а вокруг него сделаны проходы для совершения крестного хода. На входе в пещеры со стороны реки Оскол и дороги от села Старая Симоновка была устроена часовня, к которой вела деревянная лестница. Наверху горы было начато строительство деревянной церкви во имя Преображения Господня. Однако события октября 1917 года привели к уничтожению ещё неосвящённого храма, который был сожжён. Закрытие Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря в 1925 году негативно сказалось и на существовании пещерного комплекса. В конце 20-х начале 30-х годов он подвергся разграблению, изгнанию монахов и был обречён на многолетнее запустение. Кроме того, сразу после войны в пещерах уничтожались боеприпасы, собранные с близлежащих полей, что нанесло значительный урон внутреннему состоянию монастыря. Неизвестно как долго пещерный комплекс находился бы в опустошении. Судьба словно предначертала обители полное разрушение и забвение. Но благодаря губернатору области Е.С.Савченко и архиепископу Белгородскому и Старооскольскому Иоанну в июне 2005 года началось возрождение уникального памятника православия.
При многих русских монастырях существовали скиты – места для уединения и безмолвия. По мнению краеведов, возникновение пещер в Валуйском районе связано с развитием бурной социально-экономической деятельности в Валуйках в XIX веке, что заставляло монахов периодически уходить от мирской жизни. В пещерах горели лампады и фонари, в нишах размещалось множество икон, с правой стороны в келейках на меловых лежанках стояли гробы с мощами. В 1926 году Валуйский Успенский Николаевский монастырь был закрыт, к этому же времени относят и разграбление пещерного монастыря
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: