Северомуйский обход [VI/3410]

Чёртов мост
Чёртов мост
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Природный
Техноген
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Бурятия респ.
Муйский р-н
Ближайший нас.пункт
Северомуйск, Тоннельный
Оценки тайника[?]
Доступность: 3
Местность: 5
Рейтинг
5.00Нашли: 2
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Разъезд "Перевал"
Разъезд "Перевал"
Западный петлевой тоннель. Видны оба его портала
Западный петлевой тоннель. Видны оба его портала
Разъезд Осыпной
Разъезд Осыпной
Долина Ангаракана
Долина Ангаракана
Автор: Железнодорожник
Создан: 06.11.2007
Опубликован: 17.11.2007
(отредактирован: 03.10.2016)

Описание окружающей местности

Обход Северомуйского тоннеля считается, пожалуй, красивейшим участком всего БАМа. Чтобы не превысить максимально допустимый уклон при подъеме на Ангараканский перевал, линия железной дороги вьется узлами по склонам гор, серпантином поднимаясь к перевальному седлу. Там где по дневной поверхности всего 16 км, поезд преодолевает почти 55, поднимаясь и спускаясь почти на полкилометра.

При проектировании бурятского участка БАМа стало ясно, что Северомуйский тоннель не может быть сооружен быстро. По этому для пропуска строительных грузов в кратчайшие сроки, с августа 1982 по март 1983 г, был сооружен временный обход – линия Ангаракан – Казанкан протяженностью 24,6 км. Его проект был составлен по сильно облегченным нормам (уклон до 40 метров на километр расстояния), в результате чего средняя длина грузового поезда была всего несколько вагонов – больший вес никакой тепловоз не мог поднять по такой крутизне.

Строительство Северомуйского тоннеля, ведущееся в сложнейших геологических условиях, сильно затягивалось. В ноябре 1985 года начато сооружение современного обхода – длина 54,3 км, уклон до 18 м/км., завершенное к 1989 г. Тогда же старый обход был разобран, и сейчас лишь насыпь и бетонные мосты указывают его трассу.

В наши дни, несмотря на успешное окончание четвертьвекового строительства Северомуйского тоннеля, высокогорный обход пока оставлен в работе – большая сейсмичность района еще может принести неожиданный сюрприз.

На обходе можно увидеть несколько уникальных инженерных объектов. Самый знаменитый, несомненно, «Чёртов мост» - высокая эстакада на двухъярусных опорах над руслом Итыкита, изогнутая и расположенная в подъеме. Говорят, при проследовании тяжелых поездов этот мост даже немного раскачивался.

С обеих сторон перевала находятся петлевые тоннели – рельеф местности не позволил сделать изгиб серпантина на склоне, и этот поворот выполнен внутри горы – поезд въезжает в портал, а через некоторое время показывается из другого портала над или под первым, совершив оборот на 180 градусов. Когда по обходу проходили грузовые поезда, порожние составы могли быть довольно длинными. В этом случае локомотив появлялся из тоннеля довольно скоро после того, как в нем скрывался последний вагон.

К сожалению, пассажиры скорых и пассажирских поездов почти не видят этой красоты – они проезжают по тоннелю, причем глубокой ночью. Лишь рабочие поезда Таксимо – Новый Уоян, перевозящие в основном работников железной дороги, два раза в сутки в каждую сторону следуют по обходу, встречаясь на разъезде Перевал.

Несмотря на красоты окружающей местности и искусственных сооружений, в этот район приезжает совсем немного туристов. Чтобы наиболее полно осмотреть Северомуйский обход с поезда, надо ночевать в Новом Уояне (гостиниц и турбаз нет, только вокзал), а потом на утреннем рабочем поезде ехать в Таксимо. Обратный вариант не предусматривает ночевки на вокзале, но менее предпочтителен из-за маленьких стоянок на разъездах.

Но лучше всего приехать сюда летом с палаткой, высадится на разъезде Перевал, и не спеша пойти по линии пешком в ту или другую сторону – в Казанкан или Ангаракан, где останавливаются поезда дальнего следования. Это позволит вдоволь насладиться красотой горных вершин и удивиться человеческому гению, проложившему железную дорогу в труднейших условиях горных долин…

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Romeo (20.11.2016 13:03:08)
22 июля мы с Аленкой:) в ходе поездки на Ниве из Петербурга до Байкала начали путешествие к Северомуйску от Северобайкальска.
В 4 утра мы проснулись на берегу Байкала, и без завтрака отправились на вокзал. Вчера вечером дежурная по вокзалу, Иванова Яна Георгиевна, нам объяснила, что в 5 утра от Севоробайкальска отходит рабочий поезд до Нового Уояна. Она нас предупредила, что в него нас не пустят, но намекнула, что попробовать можно ) В поезд нас пустили за 400 рублей с человека. В Новом Уояне, по совету проводницы рабочего поезда, мы пробовали договориться с машинистами грузовых поездов проехать до перевала у них в кабине. И нас уже были готовы взять. Но поезд не останавливался на станции Итыкит. Пока мы ждали смену машинистов соседнего поезда, бдительные сотрудники вокзала за нахождение без жилетов между путями к нам отправили охрану и погрозили 15ю сутками, если еще раз мы там окажемся. Увы, железнодорожный автостоп пришлось исключить. В итоге в Новом Уояне провели несколько часов, ожидая второго рабочего поезда. Цена 200 рублей с человека (пришлось торговаться).

Внимание: Уже несколько лет действует следующее расписание рабочих поездов: Два раза в сутки поезда идут в каждое направление между Уояном и Токсимо. Но через перевал ходит только утренний.
Из Нового Уояна в Таксимо поезд отправляется в 14.20. Но на перевал он не идет. Он проходит Муйский хребет тоннелем.
Утренний поезд из Нового Уояна в Таксимо отправляется в 6.31, и идет через перевал. Расписание усложняется тем, что один поезд не ходит по субботам, а другой по воскресеньям.

Мы доехали на поезде до станции Итыкит, вдалеке виднелись ворота тоннеля, куда уехал наш поезд. Мы пошли пешком через Муйский хребет. Шел дождь, возле Чертового моста разыгралась гроза. Гроза в горах - явление намного более страшное, чем где-либо. Одна молния ударила в провода железной дороги и отскочила в мокрую землю в трех метрах от нас. Мы упали на дорогу от мгновенного звукового удара. Было ощущение, что она прошла через нас в результате наши жизнь и путешествие разделилось на до после.
Живые и промокшие насквозь, мы поставили палатку прямо у опоры Чертового моста. Мост говорил. Он постоянно скрипел и что-то хотел нам сообщить. Иногда от сильного ветра с него падали камни. Около часа мы ждали, когда дождь утихнет.
Когда гроза утихла, мы вышли на поляну под мостом и оценили какой он огромный и необыкновенный. Мошкара тут же налетела, но размеры моста впечатляли настолько, что о гнусе не хотелось думать. Я забрался на одну из опор, Алена снимала это необычайное сооружение. И мы были счастливы.
Опустошив термос, сняв видео - вопрос для школьного «Что? Где? Когда?», мы хотели собираться дальше, но на наше счастье по мосту поехал рабочий поезд. После того, как открыли Северомуйский тоннель, почти все поезда ушли под землю. Однако, два раза в сутки по мосту проезжает поезд из двух одного вагона, тележки и тепловоза. Чертов мост действительно гулял и гудел даже от полупустых вагончиков и локомотива. Что же здесь творилось, когда шел груженный поезд?!
Мы прошли по пустынной дороге, за несколько часов нам не встретился ни один автомобиль. Проходили мимо стволов и дорог к ним. Там живут люди - охрана тоннеля. Как нам рассказали вахтовики, в случае аварии по стволам можно будет эвакуировать тех, кто остался в тоннеле.
Проходили мимо старых железнодорожных веток, мимо полуразрушенных мостов в порталы, мимо зарытых переездов через ж/д. И ни одного человека за полдня пути.
Уже подходя к станции Перевал около девяти вечера на встречу выехал вахтовый КамАз. Из его окон на нас недоумевающе смотрели рабочие. КамАз проехал мимо, а минут через двадцать вернулся и предложил нас подвезти до Северомуйска.
После более чем десятикилометрового подъема в гору мы согласились. У нас было несколько минут, чтобы осмотреть станцию Перевал, убедиться в отсутствии ответа на виртуальный вопрос и создать новый.
Около дюжины мужчин в вахтовке рассказали, что работают на Обходе по пять месяцев без выходных. Рассказали, что весной половина домов в Северомуйске сгорела и люди до сих пор живут в палатках на главной площади и пытаются обратить хоть какое-то внимание администрации на произошедшее. Рассказали и про 2х летнего Мишку, который бродит в горах, но людей пока что сам боится. Один из рабочих оказался из-под Петербурга. Мужики удивлялись нашему маршруту, предлагали поработать у них. Так же они предложили нам заночевать с ними в вагончике, а утром отвезти нас на обратный рабочий поезд. Нам такой план не подходил, и мы расстались с ними в Северомуйске.
Огромное спасибо Железнодорожнику за один из самых сложнодосигаемых тайников в нашей истории.
ilance (28.09.2008 12:56:28)
Прошли по Северомуйскому обходу в январе 2007 года. Было не очень холодно, около -12 и солнечно, поэтому впечатления и фото остались замечательные.
hank (20.11.2007 10:09:25)
Serafim (20.11.2007 00:10:26)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.