В обеспечении выдающейся победы Советского Союза над фашистской Германией огромную роль сыграл железнодорожный транспорт. Великая Отечественная война продемонстрировала возросшее и притом решающее значение железных дорог в военных конфликтах. Роль железнодорожного транспорта увеличивалась по мере технического оснащения армии, по мере того, как тыл стал приобретать все большее значение для вооружения и снабжения фронта, по мере совершенствования военного искусства.
Поволжье в военное время стало одним из арсеналов фронта, перевалочным пунктом на пути с запада на восток и обратно, и основная роль в этом принадлежала железным дорогам региона, связавшим районы боевых действий с тылом. Летом и осенью 1941 г. поволжские железные дороги в ходе осуществления масштабных эвакуационных и народнохозяйственных перевозок начали терять манёвренность. Создавалась угроза срыва бесперебойного снабжения фронта.
Для улучшения стратегических, народнохозяйственных, эвакуационных перевозок в конце сентября 1941 г. Советское правительство приняло решение о строительстве железной дороги Сталинград - Владимировка (ныне г.Ахтубинск) с паромной переправой через Волгу у Сталинграда. В начале ноября началось строительство новой «ветки». Основными строителями дороги были женщины, поэтому строившуюся магистраль называли тогда "женской дорогой". Несмотря на то, что строительство велось в холодные осенние дни, в открытой степи, при острой нехватке механизмов и рабочих инструментов, а также недостатке питания, одежды и обуви, задание Советского правительства было выполнено в срок. За два месяца (!!!) было проложено почти 180 (!!!) километров путей и 27 декабря 1941 г. в Заволжской степи по новой стальной магистрали проследовал первый поезд.
15 июля 1942 года после появления передовых частей немецко-фашистских войск на территории области в районе города Серафимович Сталинградская область была объявлена на военном положении. Армия вермахта, поддерживаемая мощными силами авиации, быстро продвигалась к Сталинграду. Темп движения этой армии составлял примерно 30 км в сутки. 21 августа 1942 года пехотные подразделения полевой армии вермахта форсировали Дон в районе населенных пунктов Вертячий и Песковатка, навели переправу, и вечером 22 числа ударная танковая дивизия танкового корпуса начала переправляться на восточную сторону реки.
В течение июля и двадцати дней августа 1942 года из Сталинграда на левый берег Волги было переправлено 100 тыс. человек гражданского населения, ежесуточно по «женской дороге» перевозилось 600 вагонов с людьми и эвакогрузами.
В 16 часов 23 августа 1942 года ударная группировка вырвалась к Волге близ северной окраины Сталинграда, в районе поселков Латошинка, Акатовка, Рынок. Ростовское направление железной дороги было занято немецкими войсками. Московское и Саратовское направления оказались отрезаны от Сталинграда прорвавшейся армией Вермахта, которая начала военные действия по взятию города. Единственной (!!!) «ниточкой» связывающей Сталинград с тылом оказалась недавно построенная железная дорога Паромная – Владимировка – недаром этот участок и назвали Сталинградской «дорогой жизни»! Благодаря принятым дорогой экстренным мерам, в сентябре этого же года по линии Владимировка – Паромная на фронт было доставлено грузов в три раза больше, чем в июле …
…
PS: Почему в описании мелькает название Паромная-Владимировка? Дело в том, что в то время не было ГЭС, как впрочем, и простого моста. Поэтому была построена паромная переправа для … железнодорожных вагонов (!!!). К сожалению, сами причалы и другие сооружения ныне покоятся в водах Волгоградского водохранилища, а единственным напоминанием о паромной переправе осталась железнодорожная станция «Паромная» на левом берегу Волги.
Сейчас, по истечении стольких лет и в таком насыщенном промышленностью городе как Волжский, ожидать увидеть ту ещё старую железную дорогу не приходится, но … В результате поездки были обследованы «задворки города» и окрестности: - В точке N 48 50,732 E 44 44,511 остались два семафора. Их конструкция (двухсторонние) и расположение (находятся довольно далеко друг от друга, да и на нынешнюю одну ветку два семафора будет многовато :))) говорит о том, что раньше там располагалось много веток-тупиков для расположения вагонов перед погрузкой на паром (см. фото в фотоальбоме тайника). - Рядом с семафорами находится дамба с железной дорогой через балку (фото в заголовке). Говорить что это всё тех времён не берусь, но, по крайней мере, дорога тогда проходила именно здесь. - В точке N 48 45,127 E 44 51,181 находится первый от Волжского железнодорожный мост. Мост перестроен – опора старая, а перекрытия новые (см фото в фотоальбоме тайника). В точках N 48 44,494 E 44 53,126 и N 48 44,502 E 44 54,236 расположены ещё два моста – второй и третий от Волжского в сторону Ахтубинска. Оба этих небольших моста одинаковой конструкции и без опор посередине, но тоже перестроены – надстроены в высоту из-за обновления железнодорожного полотна и поднятия насыпи (см. фото в фотоальбоме тайника). - Железнодорожный переезд между вторым и третьим мостами. Переезд полностью перестроен, но его месторасположение осталось неизменным с тех времён. А под насыпью въезда на переезд со стороны Средней Ахтубы находится труба для отведения воды, сделанная, судя по всему, во времена строительства железной дороги. Труба изготовлена прямо на месте, внутри её местами даже осталась деревянная опалубка.
Описание составлено на основе материалов с сайтов: www.a-z.ru http://battle.volgadmin.ru/
Интернет-блокнот
Сообщение об ошибке в тексте тайника
Геокэшинг в соцсетях
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: