Эскадрилья "Нормандия-Неман" [TR/3572]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Традиционный
Класс: Исторический
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Калужская обл.
Козельский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
д. Хатенка
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 2
Местность: 3
РЕЙТИНГ
3.88Рекомендаций: 3Нашли: 22
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Колодец в Хотёнках
Колодец в Хотёнках
Автор: Feodor
Создан: 25.08.2007
(отредактирован 06.10.2015)

Описание окружающей местности

Во время Великой Отечественной Войны в ВВС РККА сражалось не мало иностранных летчиков: испанцы, чехи, болгары, поляки. Были сформированы и подразделения по национальному признаку, но широкую известность получил, пожалуй, только истребительный авиаполк «Нормандия-Неман», укомплектованный французскими летчиками.

Все началось в марте 1942 г., когда национальный комитет ''Свободная Франция'', возглавляемый Шарлем де Голлем, обратился к представителям правительства СССР с предложением направить в Советский Союз группу французских летчиков и авиамехаников для участия в боевых действиях против Германии. На ливийской авиабазе Раяк собираются добровольцы, объединенные в "истребительную группу N 3", две других сражались в составе Королевских ВВС Великобритании. По просьбе личного состава 16 сентября новой эскадрилье присваивается название «Нормандия» и утверждается эмблема – щит красного цвета с двумя золотистыми львами и белой стрелой молнией. Стрелы на гербе провинции нет. Это добавление определяло задачу пилотам: молниеносно уничтожать фашистов всегда и везде, где только они встретятся.

25 ноября 1942 г. подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиаэскадрильи. 29 ноября 1942 г. группа в составе 14 летчиков, 58 авиамехаников через Ирак, Тегеран, Баку и Сталинград прибыла на запасную авиабазу в г. Иваново, где происходит окончательное формирование эскадрильи и овладение новой боевой техникой. Из представленных на выбор, в том числе и не советских самолетов французы выбирают Як-1. Ж. Тюлян, М. Альбер, Д. Беген, И. Бизьен, Р. Дервиль, А. Дюран, Н. Кастелен, А. Литтольф, М. Лефевр, И. Майе, А. Прециози, А. Познанский, Р. де ля Пуап, Ж. Рисо и М. Шик (летчик связи) – вот имена первых пилотов эскадрильи, называвшие себя «раяками» и большинству из которых так и не удалось живыми вернуться на родину.

4 декабря 1942 г. эскадрилья включена в состав советских ВВС.
22 марта 1943 г. ''Нормандия'' после успешного завершения учебы и четырех дней отпуска в Москве под командованием м-ра Жан Луи Тюляна направлена на фронт на полевой аэродром Полотняный Завод, где была включена в состав 1-й воздушной армии объединявшую всю авиацию Западного фронта. С 5 апреля 1943 г. эскадрилья стала принимать участие в боевых действиях в составе 204-й дивизии бомбардировочной авиации. Эскадрилья должна была прикрывать бомбовозы во время полетов к базам немецкого тыла. В тот же день старший лейтенант Прециози и лейтенант Дюран, уничтожили по Fw190 (фокке-вульф). А 13 апреля стал воистину трагическим, когда эскадрилья прикрывала бомбардировщики, работавшие под Спас-Деменском, были сбиты Р.Дервиль, А.Познанский и И.Бизьен. После этого командование 1 ВА передает эскадрилью "Нормандия" в оперативное подчинение 303-й истребительной авиационной дивизии, и она передислоцируется на полевой аэродром Васильевское. С мая 1943 г. французам временно запретили перелетать линию фронта, из-за того, что коллаборационистское правительство Виши заочно приговорило летчиков "Нормандии" к смертной казни, и не исключалось, что немцы в случае пленения француза могли выдать его "соотечественникам".
К концу мая эскадрилья провела уже 15 воздушных боев, сбила 9 вражеских самолетов, потеряв 5 своих летчиков, а эскадрилья перебазировалась на аэродром Козельск. А еще через несколько дней - 2 июня - на аэродром Хатенки, откуда действовала до конца августа сорок третьего года. В начале июня прибыло новое пополнение: летчики Пуйяд, Леон, де Форж, де Тедеско, Барье, Вермей, Матисс, Бернавон.

12 июня стартовала Орловская стратегическая наступательная операция «Кутузов», целью, которой был разгром Орловской группировки противника и захвата Орловского плацдарма, выступом вклинивающегося в нашу линию фронта. Эта операция была многокомпонентная и событийная требующая отдельного описания. Войскам Западного фронта в ней ставилась задача разгрома Болховской группировки и захват Хотынца с целью перерезать ж/д и автомобильной дорог, являющихся основными транспортными артериями Орловского плацдарма (Крах Цитадели (Курская битва ... под Калугой?!) ).
Пьер Пуйяд вспоминает – «Мы стояли в Хатенках, 20 машин на пятнадцать летчиков. 10 июля в десять часов вечера началась сильная артиллерийская канонада на нашем фронте. Она длилась ночь, день и еще ночь. Бомбардировщики летали без конца. Небо было освещено ракетами. В нашей избе стены ходили ходуном. 12 июля мы поднялись в воздух, сопровождая 28 бомбардировщиков Пе-2. Все время продолжался сильный артобстрел. Дым и пыль закрыли немецкие траншеи, озаряемые вспышками разрывов. Там творился кромешный ад. После налета штурмовиков и бомбардировщиков канонада смолкла, и пошла пехота. До 20 июля мы летали беспрерывно вместе с 18-м гвардейским полком. 12 июля немцев в воздухе почти не было. 13-го мы сбили два "Мессершмита-110". В последующие четыре дня мы сбили еще семнадцать самолетов. В основном истребителей, которых перехватывали, когда они прорывались к нашим Пе-2. Беген был ранен в бедро. Де Тедеско пропал без вести. Литтольф ("Нормандия-Неман" - капитан Литтольф) Кастелен, Бернавон погибли 16-го. 17 июля не вернулись Тюлян ("Нормандия-Неман" - майор Тюлян)  и Вермей. 18 июля я принял командование группой. Оставалось девять летчиков: Прециози, Риссо, Альбер, Дюран, Матисс, Бон, де Форж, Леон и я. Де ля Пуап находился на излечении: у него лопнула барабанная перепонка. Лефевр был болен. Каждый засыпал рядом с пустой койкой..."
Из-за больших потерь в конце июля "Нормандию" временно вывели из боев, дали летчикам отдохнуть и восстановить психологическую устойчивость. За июль и август в эскадрилью несколькими группами прибыло новое пополнение пилотов, в результате чего общая их численность втрое превысила штатную. Вскоре по согласованию с французской миссией эскадрилья была переформирована в 1-й отдельный истребительный авиаполк "Нормандия" 32-самолетного состава немного позднее переведенный на 40-самолетный штат. Параллельно с реорганизацией прошло переучивание пилотов на истребители Як-9. В августе офицеры "Нормандии" получили первые советские боевые награды Дюпра, Дюрану и Лефевру вручили ордена Отечественной войны II степени Тюлян и Литольф были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени.
Во второй половине августа французский полк приступил к боевым вылетам с аэродрома Спас-Деменск и принял участие в Смоленской операции. В конце октября 1943 г. французская военная миссия обратилась к советскому командованию с просьбой об отводе полка на зимние квартиры или, в крайнем случае, на другой участок фронта куда-нибудь на юг. Пилотов "Нормандии" пугала приближавшаяся русская зима. 6 ноября, выполняя пожелание французов, полк был передислоцирован в Тулу и подчинен командующему ВВС МВО. В декабре часть прибыло очередное пополнение, в том числе несколько очень опытных летчиков. На вооружение полка поступили новые истребители Як-9Т, вооруженные 37-мм пушкой НС-37. Во второй половине марта в полк "Нормандия" прибыла еще одна группа летчиков-истребителей под командованием капитана Дельфино. Она должна была составить основу второго истребительного авиаполка "Париж", который предполагалось сформировать в 1944 г. Однако из-за отсутствия достаточного числа пилотов формирование его было временно отложено, и все прибывшие вошли в состав "Нормандии". По состоянию на 19 мая 1944 г. полк имел в четырех эскадрильях ("Руан", "Гавр", "Шербур" и "Кан") 55 истребителей Як-9, 61 летчика-француза и 249 советских авиационных специалистов. Большая часть пилотов полностью прошла курс переучивания, сдала зачеты и считалась боеготовой. 25 мая "Нормандия" перебазировалась на аэродром Дубровка в районе Смоленска и вновь вошла в оперативное подчинение командира 303-й иад генерала Захарова.
Летом 1944 г. полк участвовал в Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион», прикрывая войска 3-го Белорусского фронта от ударов с воздуха. В сентябре - октябре он постепенно перевооружился на самолеты Як-3 по праву считавшиеся наряду с Як-9У и Ла-7 лучшими советскими истребителями периода воины. В октябре 1944 г. командиром полка назначен Луи Дельфино. 28 ноября 1944 г. за участие в боях по форсированию р. Неман полк ''Нормандия'' получил почетное наименование ''Неманский''. Во французских документах того времени и в печати название сократили как ''Нормандия-Неман''. Видимо присвоенное наименование в первоначальном виде было труднопроизносимым для французов. В тот же день два французских пилота - Марсель Альбер и Ролан де ла Пуап - стали Героями Советского Союза. А в начале декабря прибывший в Советский Союз генерал де Голль вручил летчикам штабным офицерам, инженерам и техникам полка французские военные ордена Почетного легиона. В 1945 г. полк участвовал в разгроме группировки немецких войск в Восточной Пруссии.
Полк был отмечен советскими орденами Красного Знамени и Александра Невского, медалями «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией». Французскими наградами – орденом Почетного Легиона, Крестом освобождения, Военной медалью, Военным крестом с шестью пальмовыми ветвями. За время боевых действий летчики полка совершили 5240 боевых вылетов, провели 869 воздушных боев, сбили 273 и повредили 80 самолетов противника. 81 человек из офицерского состава в период с 1943 по 1945 награждены советскими боевыми орденами. Старшие лейтенанты М. Альбер, Ролан де ля Пуап, М. Лефевр (посмертно) и младший лейтенант Ж. Андре удостоены звания Героя Советского Союза. 20 июня 1945 г. французские летчики полка на 41 самолете Як-3, подарены Франции Советским правительством, отбыли на родину. На пригородном парижском аэродроме Бурже героев встречали до полумиллиона человек.

Источники:
Е.Е.Щекотихин.«Нормандия» в битве за Орел.Издатель Александр Воробьев.Орел. 2002 г.
Музей авиаполка «Нормандия-Неман», г. Орел, ул. Фомина, д.8.
Виртуальная авиационная энциклопедия «Уголок неба»


Благодарности:
Хотелось бы отметить и сказать спасибо Ars-techno и Doctor_kesh, которые невольно протестировали тайник и исправили фатальную для обнаружения контейнера ошибку.

Описание тайника

Содержимое тайника

Лезвия для канцелярского ножа, наклейка, ножницы, значок выпущенный к 30-тилетию Орловской наступательной операции, ластик, точилка, блокнот и карандаш.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Zotchiy (16.10.2016 17:08:40)
Тайник нашли быстро. Забрали магнитик, положили изоленту! Интересное место, подъехали прямо на машине.
Fun GPS route (29.09.2015 16:33:24)
Тайник восстановили по новым координатам. Вся информация отправлена автору.
Cossacks (27.01.2015 00:40:32)
Силкины (24.11.2014 20:10:31)
Dushik (11.07.2014 14:03:44)
Кочевники (06.06.2014 16:06:45)
Кочевники (19.08.2013 19:25:03)
sergeyvxc (05.05.2013 23:15:23)
Fess.kl (10.03.2013 08:54:33)
SLAM™ (18.09.2011 10:15:20)
Ганс и Ко (05.08.2011 23:05:17)
ij.k (25.07.2010 19:54:25)
strannik_ (11.05.2010 22:31:36)
ZAMASS (18.05.2009 01:01:01)
Инструктор (12.05.2009 09:54:08)
ЖЖ и Chuma (05.05.2009 12:17:59)
Lenka Ленка (20.04.2009 15:02:48)
Doctor_kesh (20.10.2008 08:01:55)
Doctor_kesh (05.10.2008 14:19:56)
Ars-techno (30.06.2008 22:22:19)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116