Кубачи - Зирехгеран (царство кольчужников) [VI/4375]

Изделия кубачинских мастеров
Изделия кубачинских мастеров
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Музей/экскурсия
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Дагестан респ.
Дахадаевский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Кубачи
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 2
Местность: 5
РЕЙТИНГ
Нашли: 1
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
В музее
В музее
Сабли
Сабли
Браслеты
Браслеты
Лампа
Лампа
Автор: isilgan
Создан: 07.07.2008
(отредактирован 18.01.2014)
Компаньоны: Люба, Степа, Василий, Наталья, Роза, Даша, Маша, Абдул, Абдулла, Надя, Влад, Лиза, Катя

Описание окружающей местности

Расцвет ремесла и торговли способствовал зарождению центров ремесленного производства, предшествовавших такому крупному центру металлообработки, как Зирехгеран (страна кольчужников) — древнее название аула Кубачи, распространенное на Востоке. В средневековье кубачинские мастера были известны далеко за пределами Дагестана как изготовители мечей, кольчуг, удил, стремян. В XII—XIII вв. высокого совершенства достигло искусство кубачинцев и в изготовлении бронзовых котлов. На туловах так называемых албанских котлов изображались крылатые грифоны, животные (часто барсы), птицы...

Скульптурные элементы подтверждают преемственность бронзовой культовой пластики горного и северного Дагестана. Ранние котлы, декорированные рельефными изображениями, имели шаровидную форму. Полоски в центре тулова скрывали швы, скрепляющие отдельно отлитые части котлов. Более поздние котлы украшались изобразительными сюжетами, а форма их стала более приземистой.
Бронзовые котлы в Кубачах и в наше время хранятся в комнатах-музеях, выставляются на самом почетном месте, высоко чтятся и передаются из поколения в поколение как часть приданого дочери. И по сей день, котлы используются во время больших общественных ритуальных трапез (свадьба, похороны, поминки и т. д.).

Самым древним изделием из литой бронзы считается светильник “чирах”. Такие светильники сохраняли свои функции до начала XX в. По форме и пропорциям чирах близок античным светильникам. В длинное горлышко светильника закладывался войлочный или тряпичный фитиль, смоченный маслом или нефтью. К средней части светильника прикреплялась цепочка с металлической палочкой на конце для регулирования пламени.

Иногда конец цепочки венчала фигурка птички — изображение, восходящее к домусульманскому почитанию птицы как символа неба, света. Порой тулово светильника украшалось рельефным или гравированным растительным орнаментом.

Особая группа изделий из металла — медночеканная посуда. Известными центрами медно-чеканного производства в XII в. стали селения, расположенные близ крупных разработок залежей меди: даргинское селение Кубачи, лакские —Кумух и Кунди, позднее — аварское селение Гоцатль. Чеканная утварь, бытовавшая в каждом дагестанском доме, была очень практична: легко правилась, хорошо лудилась, а при необходимости медночеканные изделия переплавлялись и делались заново. До середины XIX в. посуду ковали из куска меди, лишь после установления торговых связей с Россией утварь стали чеканить из листовой меди и латуни.

В ассортимент медных изделий входили кувшины-водолеи, большие водоносные сосуды, кружки для питья, подойники, мерки веса, большие настенные блюда с крупным орнаментом, служившие для украшения стен сакли. Узор кубачинского подноса XVIII в. во многом следует принципам чеканки Кавказкой Албании: в центре изображения — солярный знак, фриз декорирован выступающими элементами, широкие края блюда равномерно заполнены деталями орнамента.

Большие кубачинские водоносные сосуды “мучалы” имеют оригинальную форму, настолько странную, что легко поверить в легенду о том, будто в древности они спасли Кубачи: враги повернули вспять, приняв мучалы, блестевшие на солнце, за пушки.
Как почти все предметы народного прикладного искусства Дагестана, этот сосуд сохраняет некоторые особенности архаичного искусства, в частности его тяготение к антропоморфным формам. В мучале явно угадываются черты человеческого лица.

Кубачинский сосуд “нукнус”, напоминающий ведерко, также оригинален по форме. В прошлом нукнус, являясь частью приданого, имел обрядовое назначение: в нем невеста приносила в день свадьбы муку, сахар или мед с ложками, воткнутыми черенками вниз. Через сорок дней содержимое ведерка раздавалось жителям селения. Ведерки обычно занимают верхнюю полку в комнате-музее и служат доказательством богатства хозяина. Их количество в домах колеблется от четырех до десяти. Кубачинки чистят эти ведерки древесным углем с таким усердием, что часто протирают их до дыр: существует поверье, что нечищеная посуда привлекает злых духов, которые боятся блеска.

Основной мотив орнамента на нукнусе — “копытца”, соединенные между собой точечным узором, который образует звездочки, полукружия...

http://www.bestreferat.ru/referat-40922.html

Среди высоких гор Дагестана, некоторые вершины которых скрыты снежными покровами и белыми облаками, на крутом каменистом склоне раскинулся аул златокузнецов, как величали его издревле. На местном языке его называют Угбуг, а его жителей угбуган, что значит — губители людей. Так прозвали себя местные мастера, потому что их главным занятием было всегда изготовление оружия не только для себя, но и для многих других народов, более воинственных, чем жители аула, — ремесленники, умевшие хорошо защищаться от врагов, но не любившие войн. В середине Х века арабский географ и историк аль-Мас'уди упоминает о ,,царстве Зерихгеран", что означает по-персидски ,,царство кольчужников". Позже турки дали аулу название Кубачи, что значит оружейники. Это название подхватили русские, и оно теперь закрепилось за прославленным селением.

Впрочем, трудно назвать это селением. Число жителей в нем доходило обычно до девяти тысяч. Это была как бы маленькая самоуправляющаяся республика, сохранявшая очень долго полную внутреннюю независимость даже при необходимости платить дань тому или иному большому государству. Кубачинцам принадлежали довольно обширные земли с лугами, лесом и участками террасных посевов. Их форпостами были другие, меньшие аулы, например Амузги. Население их обязано было выполнять для Кубачи целый ряд работ — делать покос травы, подвозить лес. Поэтому аул Ашты, располагавшийся раньше ниже Амузги, переселился в другое место, подальше от Кубачи, но до сих пор аштинцы говорят на кубачинском наречии.

Аул Кубачи напоминает гигантские пчелиные соты,покрывающие крутой склон горы, обращенный в южную сторону. Он похож также на колоссальную, широкую многоступенчатую лестницу, поднимающуюся от подножья горы и стремительно уходящую в небо. Или он подобен каменному каскаду, падающему вниз по каменным уступам в открытую чашу широкого ущелья. Дома ступенями вырастают друг над другом. Они связаны между собой стенами, и плоская крыша одного дома является террасой для другого. Отдельные дома иногда имеют в высоту до десяти этажей. Внизу всегда находятся помещения для скота, вверху — жилые комнаты, которых, обычно, в доме не менее четырех. Одна комната с каменным очагом служит кухней и столовой для семьи, обедающей перед очагом на разостланном ковре или войлоке. Вторая комната для хозяина и хозяйки, которые спят на деревянных кроватях или на тюфяках, расстилаемых на ночь поверх ковра. Третья комната — для детей, которые тоже спят на полу. Четвертая комната — для гостей" — кунацкая. Она самая нарядная, украшенная' коврами; посудой, обычно тоже с очагом, покрытым узорной резьбой и нередко раскрашенным и позолоченным. В старых домах сохранились столбы, поддерживающие деревянные потолки и имеющие красивые резные капители, напоминающие два могучих рога с закрученными концами. Такие же столбы часто поддерживают навес большого балкона, который имеет каждый дом. Если он обращен в сторону ущелья, для него является опорой крыша лежащего ниже дома, образующая еще одну чуть пониженную террасу, лишенную резной деревянной балюстрады, которая обрамляет балкон. Таким образом, каждый дом обращен к солнцу и воздуху, и другие дома не загораживают открывающейся из него широкой панорамы. Плоские крыши покрыты слоем глины, которую выравнивают специальными катками, лежащими на каждой крыше. На этих террасах удобно работать в хорошую погоду, сушить вещи или сено после покоса. Теперь иногда стали заменять такие крыши по городскому фасону четырехскатными железными. Это не только портит вид аула, это нарушает его веками выработанную целесообразную конструкцию, уничтожая полезные в жизни террасы и, главное, закрывая свет, воздух, простор вышележащим домам. Гораздо удобнее было бы перейти от глиняного настила крыш к цементному, как это делается сейчас нередко в Дербенте, но сохранить крыши плоскими. Жаль также, что балконы стали часто превращать в закрытые веранды городского типа.

Окна в домах теперь довольно большие и застекленные, а когда-то были маленькие, без стекол, закрывавшиеся ставнями из твердого дерева, а зимой еще и теплыми покрывалами или мешками. Внутри старых домов иногда можно до сих пор увидеть маленькие окошечки с деревянными дверцами, ведущие из одной комнаты в другую. Очень своеобразен также обычай делать окошки со стеклышками внутри очагов, чтобы хозяйке была видна внутренность очага и висящая над огнем посуда, подвешенная на крюк спускающейся вниз цепи. Вечером же эти окошечки освещают огнем очага улочки, примыкающие к стене дома.

Переулки, извивающиеся между тесно поставленными домами, очень узки и в самых крутых местах переходят в ступеньки, сложенные из грубого нетесаного камня. Во многих местах они имеют высокие каменные опоры. На них выходят каменные глухие стены домов, иногда балкон, то здесь, то там окошки, входные двери, обрамленные каменными балками. Иногда через переулки перекинуты каменные арки, которые умеют выкладывать все дагестанцы. Иногда же улочки ныряют в крытые темные проходы, повисающие над скалистыми обрывами. Их кубачинцы называют теперь шутя „наше метро". Летом в их тени толпятся и жмутся друг к другу телята или отдыхают свободные от работы ишаки. На ступеньках сидят девочки и прилежно вяжут узорчатые, яркие шерстяные носки (джурабы). Под вечер в кружок собираются то здесь, то там женщины, занятые тем же делом и болтовней. А снизу на закате поднимается, разбредаясь в переулках, стадо коров. В самой высокой средней части аула есть подъемы, такие крутые, что на них не могут вскарабкаться даже привычные к горам лошади. В некоторые дома затрудняются проходить и местные жители, которым случается очутиться вместо нужного дома на крыше соседнего хозяина. Вот так и построен весь аул Кубачи!

Деревьев и зелени в ауле нет, редко-редко где растет среди камней деревцо сливы или яблони. Плоды их не вызревают, ведь аул расположен на высоте около двух тысяч метров над уровнем моря. Облака белыми хлопьями проплывают сквозь аул, заполняют ущелье. Иногда выйдешь на крышу дома, а вокруг ничего нет, все утонуло в густом белоснежном тумане, и стоишь как будто на крохотном островке среди этого клубящегося моря. Зато окружающие аул со всех сторон горы с весны покрываются высокой густой травой и яркими ароматными цветами. Здесь и огромные нежно-голубые или кремовые скабиозы, и душистый горошек, и разнообразные колокольчики, и еще бог весть какие цветы. Их запах доносится до аула свежим горным ветром. Дети бегают на эти субальпийские луга и играют там. По обычаям аула, мальчики делают большие плоские букеты, в которых цветы уложены концентрическими кругами, и дарят их гостям, невестам в день свадьбы, старшим в какие-нибудь праздники. Воздух в горах такой чистый, что, кажется, им не надышишься. И даже пронизанный самыми горячими солнечными лучами, он сохраняет прохладу.

На дне ущелья, в которое сбегают дома, у подножья склона расположена так называемая щебенная площадка (симала даджила). По склонам ущелья в нижней части разбросаны источники, которые благоустроены и красиво оформлены арками. Одни источники — для скота; другие — для стирки; около них всегда белеет на траве сохнущее белье; третьи — для питьевой воды, эти имеются для каждого квартала отдельно. К родникам по тропинкам идут женщины в белых длинных покрывалах с большими кувшинами за спиной и маленькими в руках. Кубачинки до сих пор обязательно носят белые покрывала (казы), в которые искусно и красиво задрапировываются. А кувшины для воды в Кубачи особенные, чисто местные, напоминающие два соединенных основаниями конуса с обрезанными концами и ребристой, золоченой поверхностью. Их называют мучалы и говорят о них: мучал — маленький человечек с шапкой на голове.

Опоясывая аул, в нижней части склона идет, постепенно поднимаясь, широкая тропа, вдоль которой в скалу вделаны или прислонены к ней каменные резные стелы — символические надгробия всех тех, кто умер на чужбине. А на травянистых склонах с разных сторон от аула сбегают вниз кладбища с разбросанными среди цветов могильными камнями, рисующимися высокими красивыми силуэтами и покрытыми искусной орнаментальной резьбой. От щебенной площадки видно начало Сулевкентского ущелья, ведущего к аулу Сулевкент, славившемуся раньше своим гончарным ремеслом. Там среди живописных скал, под тенистыми деревьями журчит горная речка, называемая Хелла акв (Большая река). Начинаясь в снеговых вершинах Кавказа, бежит она до самого Каспийского моря. Горы, расположенные вокруг Кубачи, тоже имеют свои названия. С восточной стороны лежит Кайдашла муда, с южной — Циццила муда, с северной — Къяцла муда, с юго-восточной — Маццабехла муда, с западной — Табалла муда.

Доступ в аул в прежние времена был только на лошадях, а в иных местах даже только пешком. Бывали случаи, когда лошади сваливались с узкой тропы в пропасть. А сейчас некоторые старые тропы превращены в дороги и по ним ходят машины. Несколько лет Кубачи были связаны автобусным ежедневным сообщением с Дербентом, самым близким городом, расположенным от аула более чем в ста километрах. Теперь автобус ходит прямо в Махачкалу. Оттуда когда-то летали и вертолеты.

Приезжающие в Кубачи иностранные и советские гости, выйдя из машины на верхней площадке аула, застывают в изумлении перед открывшейся необычной картиной. Сверху видны только плоские, закрывающие друг друга, бегущие вниз, ступени крыш. На крышах сидят и работают девушки в красивых разноцветных платьях. Они вяжут пестрые джурабы, вышивают свои белые казы, нанося золотыми нитями легкие узоры на тонкий дорогой материал. Иногда они выдергивают нити из маркизета и вместо них продевают разноцветные шелковые. Все они носят разнообразные серебряные украшения, которые традиционны в ауле. К приезжим кубачинцы относятся с большим уважением и гостеприимством. Они ведут гостей к себе, показывают им свою домашнюю обстановку, разрешают фотографировать и себя, и все, что гостям интересно, — художественные произведения самих кубачинцев, их коллекции, предметы утвари и обстановки. У каждой женщины в сундуке хранятся предметы приданого, которые одеваются во время разных торжеств, например на свадьбы. Это массивные браслеты (кулухме) из темного серебра или золоченые, с бирюзой и гишерами, с фигурными шишечками, с зернью, витые характерной кубачинской формы, похожие на змей с двумя выпуклыми головками, украшенными камнями; кольца (туппигле) с чернью, с сердоликами, с гранатами; серебряные цепочки (бимхне), сплетенные из тончайших серебряных проволочек; серьги (уциа) и подвески (таихъанте) разной формы. Все эти украшения очень гармонируют с национальной одеждой, с широкими платьями, сшитыми из индийской, египетской, иранской парчи (калхана). Можно без преувеличения сказать, что в кубачинских сундуках хранятся редчайшие старинные образцы парчи, представляющие драгоценность и достойные быть музейными экспонатами даже в Египте и Индии. Женщины аула с большим удовольствием показывают все это приезжим гостям, гордясь своими драгоценностями, разнообразными по отделке, выполненными разными мастерами.

http://kubachi.info/news/2006-07-10-3

Полность согласен с авторами указанных выше текстов. Гостеприимество кубачинцев (впрочем как и всех дагестанцев) не оставит никого равнодушным. Принимают гостей как родных. В Кубачах мы побывали в доме мастера Наби. Посмотрели быт. Он рассказал о традициях. Мужчины примеряли папахи, а женщины пытались приспособить на себе сосуды для воды - мучалы.

Дорога в Кубачи вначале идет по долине, потом резко серпантином поднимается в горы. Виды прекрасные.

Совет: экскурсию планируйте только при хорошей погоде.

Описание тайника

Содержимое тайника

Тайник виртуальный.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Фиатра (11.11.2012 08:31:34)
Посетили Кубачи в июне, путешествуя по Дагестану с семьёй Старчак. Приехали поздно и в музей не попали. А вообще в каждом доме по всей республике есть кинжалы, блюда, бокалы и ещё много чего - так что представление о красоте местных изделий у меня лично сложилось ещё задолго до посещения этой местности.
Зачет получен. Автору большое спасибо.
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115