Это было давно. Во времена, когда вертолеты были еще маленькие...
Вместо вступления. Историческая справка. 09.10.1930 - в одном полете летчик Маринелло Нелли на вертолете конструктора д'Асканио (Италия) устанавливает сразу три мировых рекорда, в том числе рекорд высоты полета - 18 метров. Данный рекорд продержится несколько лет и будет официально побит только в 1936 году французским вертолетом.
Начало. Поздней августовской ночью 1930 года по одному из подмосковных шоссе медленно, аккуратно огибая каждую рытвину, тянулась подвода. Необычный прицеп увлекал за собой этот транспорт: длинную, закутанную в брезент конструкцию на дутых колесах. Ранним утром процессия достигла цели и остановилась на траве Ухтомского аэродрома. Так, в обстановке секретности, доставили к месту испытаний самый необычный из всех летательных аппаратов, построенных к тому времени отечественными специалистами. Под брезентом скрывался первый советский геликоптер, или как теперь называют - вертолет, ЦАГИ 1-ЭА («первый экспериментальный аппарат», название «винтовой аппарат» было отклонено из соображений секретности), созданный группой инженеров экспериментально-аэродинамического отдела ЦАГИ. Руководил группой талантливый инженер А.М. Черемухин, который стал пилотом-испытателем своей винтокрылой машины.
Летные испытания. Уже в сентябре начались летные испытания нового аппарата. В первом же полете вертолет, оторвавшись от земли, завис на высоте 2 м, затем начал вертикально подниматься. Достигнув высоты 10 м, пошел на вертикальное снижение и совершил плавную посадку. Это был успех, подтвердивший правильность теорий и проведенных расчетов. Первые полеты ЦАГИ 1-ЭА проводились на рассвете, в короткую пору затишья, когда совершенно нет ветра, который мог сказаться на безопасности не слишком устойчивого и капризного в управлении аппарата. Постепенно высота полетов ЦАГИ 1-ЭА увеличивалась. Уже к концу года Черемухин выполняет полеты на высотах 20-30 метров, что уже само по себе было мировым рекордом для винтокрылых аппаратов. Но не он был целью испытаний - необходимо было внимательно проверить все особенности аэродинамики и динамики полета вертолета, уточнить теорию несущего винта. Поэтому все внимание уделялось отработке и исследованию различных режимов полета характерных для вертолетов: вертикальный набор высоты, висение, горизонтальный полет в различных направлениях и вертикальное снижение. Успехами ЦАГИ 1-ЭА заинтересовалось руководство ВВС. Народный комиссар по военным и морским делам М.Н. Тухачевский с группой авиационных специалистов посетил аэродром, где А.М. Черемухин продемонстрировал возможности своего вертолета, которые произвели впечатление на руководство. Не все полеты проходили гладко. В мае 1931 года произошла авария: во время приземления при сильном порывистом ветре вертолет опрокинулся, получив повреждения задней части фюзеляжа, рулевых и несущего винтов. Поломки были оперативно устранены и испытания продолжились.
Есть рекорд! О установлении рекорда тогда никто не задумывался. Как позже вспоминал А.М. Черемухин: «Если мы мало думали о установлении рекордов, то расширение пределов полученных летных данных, таких, как высота, скорость, особенности подъема, спуска, посадки, все время имело место при наших летных испытаниях». Но всеже было решено выполнить полет для уточнения пределов летных характеристик ЦАГИ 1-ЭА, а именно: максимально возможной высоты полета. Вечером 14 августа 1932 года Черемухин поднимает вертолет на фантастическую по тем временам высоту - 602 метра, значительно, в несколько раз, превзойдя действующий рекорд итальянцев. В этом же полете был превзойден и итальянский рекорд по продолжительности полета: 12,5 минут у ЦАГИ 1-ЭА против 8 мин 34 сек у д'Асканио. Все это осталось документально зафиксированным на барограмме полета, которая сохранилась до настоящего времени.
Но наш рекорд так и не был официально зарегистрирован. Работы по вертолетному направлению были настолько засекречены, что далеко не все специалисты в нашей стране знали о них, не говоря уже о публикации результатов за рубежом и подаче заявки на рекорд в международную авиационную федерацию (FAI). ЦАГИ 1-ЭА также не суждено было стать прототипом серийных машин, но без него невозможно представить становление отечественного вертолетостроения. По сути он стал не просто первым отечественным вертолетом, а первым полноценным вертолетом в мире: если все предыдущие аппараты могли выполнять полеты на небольших высотах, или, как большинство из них, лишь подпрыгивать, то ЦАГИ 1-ЭА первым смог оторваться от земли на значительную высоту и выполнять полностью свободный полет вне зоны влияния «воздушной подушки». Уникальна была и схема ЦАГИ 1-ЭА, предложенная ранее Б.Н. Юрьевым: один несущий винт и рулевые винты для компенсации реактивного момента и управления. До этого в мире преобладали различные варианты вертолетов с несколькими несущими винтами. Но именно «юрьевская» схема ЦАГИ 1-ЭА с небольшими изменениями дошла до наших дней, став «классической»: более 90% всех вертолетов в мире в настоящее время выполнены по тому же принципу. Уже давно нет и Ухтомского аэродрома. На его месте стоят жилые дома района Ухтомский, входящего в состав г. Люберцы, и располагается Ухтомский вертолетный завод им. Камова. Непростая судьба выпала и на долю А.М. Черемухина: были репрессии, работа в «шарашке», реабилитация и вновь работа конструктором уже в туполевском КБ. До конца своих дней Черемухин честно и беззаветно служил раз и навсегда выбранному делу - авиации. В память о заслугах выдающегося инженера и пилота А.М. Черемухина в 2002 году одна из улиц г. Люберцы была названа его именем. Несколькими годами ранее, на месте бывшего аэродрома, где состоялся рекордный полет ЦАГИ 1-ЭА, был открыт памятный знак. Строгий гранитный постамент с вертикально установленной на него стальной лопастью, которую обвивает устремляющийся ввысь вертолет, символизируют: «отсюда начались достижения советского вертолетостроения». Совсем рядом с памятником, по левую от него сторону, за серым забором можно видеть территорию Ухтомского вертолетного завода им. Н.И.Камова и конструкторского бюро им. Камова, выпускающих вертолеты марки «Ка». Желающие могут посетить музей КБ, расположенный на 5 этаже административного здания (N 55° 41.905', E 037° 52.617'), и познакомиться с основными моментами развития отечественного вертолетостроения и историей камовских вертолетов. Там же можно увидеть копию барограммы рекордного полета ЦАГИ 1-ЭА. К сожалению, музей открыт для посетителей только по рабочим дням с 9 до 16 часов, вход свободный.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: