На северо-западе Кириловского района расположено село под названием Пустынь. Здесь более 500 лет назад преподобный Нил Сорский основал свой скит. Для уединения и для воплощения своих монашеских идеалов он ушел на реку Сору, в места лесные, болотистые, дикие и пустынные. Придя на новое место, преподобный Нил по традиции поставил крест, затем построил часовню, келью, выкопал колодец и пруд. Постепенно стали собираться к преподобному монахи. Они селились отдельно один от другого. Лес на территории скита не вырубался, Монахи в своих кельях могли иметь иконы, книги и самое необходимое для жизни, а питаться должны были от своего «рукоделия». «Для потребы братии» на реке построили небольшую мельницу. Наносив земляной холм, соорудили первую церковь во имя Сретения Господня. Жизнь самого Нила являлась примером воплощения этих идей. Образцом великого смирения стало завещание, в котором он просил после смерти бросить тело его, как грешное и недостойное погребения, на съедение зверям и птицам, а если и совершить погребение, то «со всяким бесчестием». Закончил земную жизнь Преподобный Нил 7 (20) мая 1508 года. Монахи на месте его захоронения положили камень с надписью года, месяца и дня его кончины, а позднее поставили часовню.
Во все времена Нилов скит не был ни богатым, ни многолюдным, Вторым его храмом стала такая же небольшая, как и первая, деревянная церковь Ефрема Сирина с трапезной. Царь Иван Грозный, посетивший скит в 1569 году, хотел поставить в нем каменную церковь, но преподобный Нил, явившись к нему в «сонном видении», запретил это делать, поэтому долгое время скит оставался полностью деревянным. По отписным книгам первой половины XVII века, в нем имелись, кроме двух церквей, двенадцать келий, колокольня с четырьмя колоколами, часовенка над гробом основателя, сторожка, житница, амбар, ледник, конюшня и старая мельница. Постепенно ее деревянные строения ветшали, все приходило в запустение.
Иеромонахом Никоном было положено начало каменному строительству в Нило-Сорской пустыни в 1837-1842 годах. Пятиглавый Тихвинский собор, состоящий из теплой и холодной церквей с приделами, строился в течение 1841-1854 годов. Храм украсили новые барочные иконостасы, настенная живопись. В холодной церкви близ юго-восточного придела преподобного Нила на месте деревянной раки установили новую, с чеканными изображениями на серебряных накладках сцен из жизни основателя монастыря. Надпись на нижнем карнизе раки сообщала, что устроена она в 1862 году, а «чеканил серебряных дел мастер Федор Верховцев». По углам раки на тумбах, раскрашенных под мрамор, стояли четыре деревянных резных ангела, держащих над нею очень красивую резную деревянную сень. К теплой церкви главного храма примыкала колокольня. В северной части монастыря стоял двухэтажный настоятельский корпус, построенный в середине XIX столетия, Монастырь окружала каменная ограда с четырьмя башнями. В ограде размещались кельи, трапезная, различные службы. Над святыми воротами в 1860-е годы была возведена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Так, к 1870-м годам сложился новый каменный ансамбль Нило-Сорской пустыни.
Недалеко от самой пустыни находились два скита — Иоанно-Предтеченский и Успенский, в которых жили схимники в уединении, в строгих постах, в трудах и молитвах. Устройство этих скитов связано с именем упоминавшегося выше иеромонаха Никона. Еще в бытность в должности строителя он любил уединяться в келье, поставленной на том месте, где когда-то была келья Нила Сорского. Помимо строений, на территории пустыни и двух ее скитов имелись многочисленные хозяйственные постройки: скотные дворы, конюшни, овины, сеновалы, амбары, кладовые, баня, прачечная с водопроводом, кузница, мельница, гостиницы для паломников, а также два жилых дома в городах Белозерске и Кириллове, За пустынью числилось триста десятин земли, расположенной вблизи нее, и триста тридцать десятин в семидесяти верстах от нее, которые сдавались в аренду местным крестьянам. В аренду сдавались и две рыбные ловли на Спасском и Бородаевском озерах, также принадлежавшие пустыни.
Мирная жизнь пустынских монахов закончилась в связи с революционными событиями в стране. В 1927 году Череповецкий губисполком принял решение о закрытии Нило-Сорской пустыни и передаче ее сооружений для «культурных нужд» населению. Монахи еще какое-то время жили в Иоанно-Предтеченском скиту, но постепенно одни умерли, а другие разошлись. Колонию-тюрьму, просуществовавшую до 1930 года, сменил инвалидный дом, а затем психоневрологический диспансер, существующий там и поныне. Постройки Успенского скита разобрали, а Иоанно-Предтеченский скит сгорел в 1946 году. Каменные постройки пустыни, частью перестроенные, сохранились до наших дней. Сохранилась и часть церковного имущества, переданного в 1920-1930-е годы в музеи.
Посетив это место, мы поняли, что Пустынь - довольно уединенное и оторванное от цивилизации место и находится в плачевном состоянии. Ее окружает каменная стена с деревянными башенкамипо углам, с кельями, а над вратами- храм Покрова. От Тихвинского собора остались лишь стены, главы срублены. Могила преподобного Нила Сорского никак не отмечена. Место, где стоял скит, поросло кустарником. Все это вызывает уныние, тоску и разочарование. Другими словами - печальная Пустынь.
взято частично из http://kirillov.ru; http://russian-church.ru; http://www.kirmuseum.diogenes.ru.
Интернет-блокнот
Сообщение об ошибке в тексте тайника
Геокэшинг в соцсетях
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: