В деревне Горбачиха (ударение на 'и'), которая находится в наиболее живописном месте Кенозера - южном берегу, сохранилась часовня Иоанна Крестителя XIX в. и пятиугольная часовня Николая Угодника XIX в. Первая часовня стоит в почитаемой священной роще, и это сочетание является уникальным, встречающимся в основном на Кенозере.
Когда идешь или едешь по деревням парка, то время от времени натыкаешься на темно-зеленые острова реликтового леса, которые стоят среди окультуренного ландшафта - полей и лиственных лесов. Священные, Святые или почитаемые рощи - это феномен Кенозерского парка. Их насчитывается около 30. Отношение местного населения к ним - бережное и даже благоговейное.
Невозможно установить точное время возникновения или создания рощ. Предполагается, что они возникли в местах капищ или нахождения древних идолов. В каждой роще поставлен крест или возведена часовня в знак святости. Но часовни и кресты это, по словам историка Теребихина, «не мертвые осколки поверженного языческого идола, а вторичное религиозное новообразование, порожденное религиозным гением русского народа, особенно ярко раскрывшемся в ходе освоения иноприродного, инородческого и иноверческого Севера». Суровая природа Севера предполагает необходимость гораздо большего подстраивания под нее, чем на юге. Поэтому здесь идет большее поклонение старым хвойным деревьям, чем родникам, традиционным для средней полосы. Здесь, на Кенозере, произошел сплав христианства и единения с природой, отражающийся как раз в почитании еловых и сосновых рощ.
Вечнозеленая, «вечноживущая» ель является одновременно и символом жизни, и символом вечной жизни - вечного покоя.
Еще с глубокой древности у европейских (германских, финно-угорских, славянских) народов вечнозеленые деревья (ель, сосна, можжевельник, лиственница) символизировали бессмертие, были вместилищем сакральной жизненной силы. Новогодняя традиция украшать елку восходит к древним представлениям кельтов, эстов, литовцев, славян, финно-угорских народов о том, что особая жизненная сила и энергия этих деревьев может приближать весну, помогает плодородию и обещает благополучие, а духов, обитающих в зеленых ветвях, надо ублажать подношениями, подарками, которые развешивали на елках. В религиозно-магических представлениях финно-угорских народов ель была связующим звеном между мифологическими мирами - живых и мертвых - и потому широко использовалась в похоронной обрядности.
Часовенские иконы, в особенности имеются ввиду кладбищенские часовни, изготовлялись на досках хвойных пород. Это явление замечено и на Русском севере и в Сибири. Философ Рене Генон считает, что «деревья, выделяющие предотвращающие гниение субстанции и смолы, играют важную роль в символике. В частности, иногда они рассматривались как символы Христа». (Полностью трактат о Ели читайте здесь).
По негласным правилам, восходящим своей историей к религиозным табу, в Священных рощах запрещена любая хозяйственная деятельность: на этих участках нельзя рубить деревья, ломать сучья, заготавливать бересту. Также не рекомендуется громко разговаривать, петь и рвать цветы. Если дерево или ветви упали, то оно не выносится из рощи, а складывается там же между других деревьев. Но с другой стороны рощи активно посещались, там проводились различные религиозные действа. Как правило, эти островки елового леса окружены полями, огородами, либо гораздо более молодым лесом, и, в силу небольшой площади, в рощах не образуется того микроклимата, который есть в большом лесу и который способствует размножению деревьев. Поэтому рощи медленно, но верно уменьшаются в площадях и гибнут.
От некоторых рощ, в особенности растущих посреди деревни, уже почти ничего не осталось. От рощи в Зихново осталось несколько деревьев. Роща в Горбачихе еще держится. Растет она на крутом склоне от деревни к озеру, с одной строны ее ограничивает овраг ручья. Как уже было сказано, в роще стоит часовня Иоанна Предтечи 1803 года постройки. Часовня сделана в виде клети под двухскатной кровлей. Над входом возвышается шатровая звонница с перилами, плоской крышей и крестом. Ключ от часовни находится у администрации нацпарка, то есть посетить ее можно только во время экскурсии по южному берегу Кенозера.
Есть неподалеку от деревни и другая часовня - Николая Угодника. Находится она в километре в сторону нежилой деревни Видягино. Сама деревня Горбачиха малонаселена. Помимо гостевого дома, где мы жили, заселены еще один или два.
Ближайшая деревня Тырышкино находится через залив, который легко переплывается на весельной лодке. В Тырышкино постоянно живет как минимум одна семья, у которой ведется хозяйство. Как нам рассказали, это коренной житель Тырышкино вернулся в родные края, чтобы возрождать деревню. В хозяйстве у него бык, корова. Он предлагает туристам парное молоко, творог, пироги. Но мы воспользовались только банькой. Банька топится по-черному, и это наш первый опыт мыться в бане подобного типа.
От Горбачихи идет 11 километровая дорога на Порженский погост. Дорогой это назвать трудно - это тракторная колея, местами глубокая и наполненная водой, но для пешехода главное - это направление, поэтому Горбачиху можно использовать, как отправную точку для пешего похода на Порженский, что мы и сделали.
В Горбачихе есть колодец, но в связи с незаселенностью, колодец использовать не рекомендуется. Также местные не советовали брать воду из ручья. Вместо этого все, включая нас, таскают воду из озера и кипятят ее. В озерной воде водится множетсво микрорачков - дафний, но они вполне съедобны в вареном виде.
Желаем Вам приятно отдохнуть.
Информацию об условиях посещения Горбачихи можно почерпнуть здесь. Также дополнительные статьи по теме: http://www.kenozerje.by.ru/gorbachiha.htm http://www.kenozerje.by.ru/sntforests.htm
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: