Тайны Мгарского монастыря [TR/6120]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Архитектурный
Размер: Нормальный
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Украина
Полтавская обл.
Лубенский р-н
Ближайший нас.пункт
Лубны
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Рейтинг
4.22Рекомендаций: 1Нашли: 18
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Колокольня
Колокольня
Памятник Голодомору
Памятник Голодомору
Без подписи
Без подписи
Автор: WakeUp
Создан: 13.07.2009
Опубликован: 23.07.2009
(отредактирован: 13.07.2021)
Компаньоны: Україна

Описание окружающей местности

От самого своего основания Мгарский монастырь играл выдающуюся роль в духовной жизни Украины, всегда оставаясь твердыней православия. Не обходили своим вниманием Мгар ни украинские гетманы, ни российские монархи, ни поэты, ни духовные лидеры православной церкви. В1663 году под именем монаха Гедеона в обители жил Юрий Хмельницкий. Царь Петр І, Т.Г. Шевченко, А.С. Пушкин, гетман Иван Мазепа и многие другие выдающихся личности прошлого бывали в стенах Мгарского монастыря. Восемь охранных универсалов выдано монастырю Богданом Хмельницким, еще три - от Петра Дорошенко, 10 от Ивана Самойловича, 11 от Ивана Скоропадского, три жалованные грамоты от Алексея Михайловича, три от Иоанна и Петра Алексеевичей, одна от Елизаветы Петровны.

Чем же манили их эти святые места? Наверное, своей непередаваемой аурой.

Каждому, кто побывал на этой святой горе, которая стоит неподалеку от г. Лубны над живописной рекой Сулой, по-видимому, знакомо это особенное чувство - когда поднимаешься в гору и кажется, будто проникаешь в другой мир. Отрываясь от суеты повседневной жизни, проблемы и скорби которой хоть и не исчезают, но становятся не такими болезненными, словно остаются там, внизу, уменьшаются, как уменьшается земля и все на ней, когда поднимаешься высоко в небо. Здесь, на Монастырской горе, на этом Мгарском Фаворе, душа отдыхает, начинает оживать, напитывается жизненной силой и благодатным покоем. Ощущение того, что попал в другой мир, словно в другое измерение жизни, не оставляет. Здесь, на горе, на полдороге к Небу, земное не имеет такой силы, как там, «внизу». И хоть многого не понимаешь и все это тяжело объяснить словами, но душа чувствует, что ей здесь хорошо, тихо и уютно, как в отчем доме...

Эти чувства, наверное, и привели сюда искателей Небесного еще в те давние времена домонгольського периода, когда, согласно преданию, появились на этой горе святая обитель и первые монахи-отшельники. На склонах горы они копали себе пещеры и устраивали в них келии и церкви. Смиренные иноки как никто другой, вероятно, чувствовали и умели оценить красоту Богом сотворенного мира, устраивая монастыри в самых живописных местах.

На полдороге к Небу


Дорога по киевской трассе поворачивает вправо, и мы видим высокую колокольню Мгарского мужского монастыря. Поднимаемся на небольшой холм, у входа в храм неспешно крестимся и идем в Спасо-Преображенский собор. Его построили во второй половине XVII века. К слову, большинство украинских православных обителей были основаны именно тогда, став путеводными звездочками для паломников.
Тарас Шевченко в повести «Близнецы» писал: «...дочери лютого Еремии Вишневецкого снился сон, что она в раю и ее оттуда вывели ангелы, говоря, что если она своим коштом выстроит храм Божий близ города Лубен, то поселится уже на веки вечные в раю».
Вишневецкие в то время были богаты и владели огромными территориями. «Вишневетчина» включала 53 города, местечка и села, среди которых выделялись Лубны, Ромны, Глинск, Пирятин, Полтава и другие. Парадоксом оказалось то, что православный монастырь был выстроен на деньги дочери ревностного католика - Раины Вишневецкой. Основана обитель стараниями Исаии Копинского, митрополита Киевского. В 1619 году княгиня Раина Могилянка-Вишневецкая выдала ему грамоту на учреждение православного монастыря в Мгарском лесу. В те времена это место находилось в стороне от населенных пунктов, здесь ощущалось спокойствие и благость уединения. За свою почти четырехсотлетнюю историю монастырские стены повидали многое - от жестоких кровопролитий до чудес животворящих.

«Афанасий сидящий»

Святитель Афанасий прославился как подвижник благочестия и истинный проповедник православия. Несмотря на знатное происхождение, он избрал тернистый путь христианских подвижников и прошел его от послушника в монастыре до Цареградского патриарха. Святость его деяний привлекала множество христиан, желавших видеть истинного проповедника православной Христовой веры. Находясь на патриаршем престоле, он вел неустанную борьбу за православие против еретиков, иезуитов и магометан. В 1653 году святитель впервые посетил Мгарский монастырь по пути в Москву. А до этого события жизнь праведника была связана с подвижничеством в монастырях Синая и Афона, паломничеством в Палестину, проповедничеством в Молдавии, патриаршеством в Константинополе. Он встречался и с царем Алексеем Михайловичем, и с Богданом Хмельницким, и даже участвовал в Переяславской Раде. В 1654 году святитель серьезно заболел и высказал последнюю волю быть погребенным во Мгарском монастыре.
Константинопольских патриархов, стоящих в иерархии православных церквей на первом месте (Московский патриархат занимает лишь почетное пятое место, вслед за Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским), всегда хоронили в сидячем положении. Так поступили и на этот раз. Патриарха похоронили в храме, под амвоном, в каменном склепе, где он покоился, сидя в деревянном кресле. Спустя много лет митрополит Газский Паисий, посетив монастырь, попросил показать ему гробницу. Когда ее открыли, то обнаружили хорошо сохранившиеся мощи патриарха. Все остальное - и одежда, и кресло - сгнило...
Через некоторое время он был канонизирован, и на поклон к нему потекли в монастырь тысячи людей с надеждой и верой.
Вскоре монастырь стал широко известен по всему православному свету. Слава про целительную силу «Афанасия Сидячего» разнеслась далеко за пределы Лубенщины. Тысячи людей шли во Мгарский монастырь с верой и надеждой. По сведениям украинского историка Яворницкого, даже жена легендарного атамана Запорожской Сечи Сирка, которая «вельми хворала», хоть и искала исцеления в Киевской Печерской обители, однако получила его лишь во Мгаре от святителя Афанасия. Икона лубенского чудотворца и по сей день является святыней Мгарского монастыря.
В 1736 году сильный пожар уничтожил большинство сооружений, но монастырь был восстановлен. Императрица Елизавета пожертвовала монастырю 2 000 рублей - сумму по тем временам огромную. Это дало возможность отстроить главный храм и главный корпус келий. Основная часть архива монастыря, к сожалению, не сохранилась.
Долгое время мощи святителя Афанасия почивали во Мгарском монастыре. Во время Великой Отечественной войны они были перенесены в Харьков и сейчас находятся в правом приделе Свято-Благовещенского кафедрального собора Харькова, где им могут поклониться все желающие.
Господь так судил, что на протяжении уже многих лет святитель Афанасий является покровителем Слобожанского края.

Святой Иоасаф


В Харькове по-особому ценят одного из внуков Данилы Апостола - святителя Иоасафа (Горленко), епископа Белгородского, бывшего харьковского архипастыря. С 1737 года Иоасаф Горленко был игуменом, а с 1744-го - первым архимандритом Мгарского монастыря. Мощи святителя находятся в Преображенском соборе Белгорода. Белгородская епархия была образована в 1667 году, тогда многие церкви Слободской Украины вошли в состав этой епархии (это были церкви городов Слободской Украины - Харькова, Ахтырки, Колонтаева, Краснокутска, Валок, Двуречной, Салтова, Печенег, Змиева и др.). А до того церкви Слобожанщины входили в Московскую епархию. Харьковская же епархия Московского патриархата образовалась в 1799 году.

«Святейший синод 8 декабря 1910 года благоизволил признать в лике святых Святителя Белгородского Иоасафа. На всеподданнейшем о сем докладе Император Николай II начертал 10 декабря: благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепляется в Державе Российской преданность праотеческому православию, ко благу всего народа русского. Приемлю предложения Святейшего синода с искренним умилением и полным сочувствием», - пишет в своей книге «О Вере, царе и отечестве» Н.Д. Тальберг.


Уроки истории

Следует сказать, что история Мгарского монастыря изучена недостаточно, да и архив его таинственно пропал в годы второй мировой войны. В последний раз его видели в лесной избушке, на чердаке, сразу после войны. После революции 1917 го-да у монастыря конфисковали немало ценностей: один только гроб «Афанасия Сидящего» весил до 10 пудов (чистого серебра). Во время гражданской войны колокола были сняты и переплавлены на оружие. Сейчас напоминание о большевистских временах в храме - расстрелянная икона св. Александры. Все лицо святой изрешечено солдатскими пулями. Его не реставрируют специально - в назидание потомкам.


Архивы свидетельствуют о том, что братия Мгарского монастыря не поддавалась революционным и националистическим веяниям времен Октябрьской революции 1917 го-да и стояла на стороне канонического православия, за что не раз обвинялась в реакционности. В августе 1919 года Лубны многократно переходили из рук в руки. Когда власть захватили красные, то они взяли под строгую охрану мост через Сулу. Монахи помогли деникинцам переправиться через реку возле монастыря, и те, неожиданно ворвавшись в город, захватили власть. Но на следующий день в город снова вошли красноармейцы. Вечером, когда в монастыре шла подготовка к службе, сюда прибыли большевики, под видом переписи забрали 17 монахов и под конвоем погнали в Лубны, прихватив с собою пару волов и 100 пудов зерна. На следующий день монахов из военного комиссариата направили этапом на железнодорожную станцию. Уже в сумерках по дороге их нагнал отряд красноармейцев. К настоятелю подошел командир и с криком: «Довольно тебе обманывать нас» - выстрелил в упор. Затем убили и остальных...Рассказал об этом иеродиакон Исаакий, который один случайно остался в живых. После залпа он тоже упал, но в темноте не заметили, что он жив.
Когда деникинцы снова захватили город, тела монахов сначала привезли в часовню при земской больнице, а потом - в монастырь. Похоронили на монастырском кладбище, возле скита... На месте погребения новомучеников за алтарем скитской церкви установлен крест.
В 30-е годы на территории монастыря был создан Патронат, где содержались дети «врагов народа». С 1937 года здесь дислоцировался дисциплинарный батальон, с 1946-го - военные склады.


В 1985 году в монастырских сооружениях разместился пионерский лагерь.
Долгие годы попрания святынь и гонений на церковь не пощадили и Мгарский монастырь. Сохранились лишь - в разоренном, оскверненном и полуразрушенном виде - Преображенский собор, колокольня, Благовещенская (теплая) церковь, настоятельский корпус (в руинах), келейный корпус ХVIII века, скитская церковь Св. Афанасия (ныне Благовещенская), часть ограды.


В мае 1993 года обитель вернули православной церкви. Во главе с наместником монастыря архимандритом Филиппом (Осадченко, ныне епископ Полтавский и Кременчугский) началось восстановление порушенной святыни. Там уже многое восстановлено, обновляются храмы, увеличивается количество монахов, послушников, паломников. Утренняя литургия начинается в 6 утра. Трапез только две - в полдень и в 8 вечера. В понедельник, среду и пятницу - пост. Вечернее богослужение начинается в 17.00 и длится до 20.00, после трапезы - вечернее молитвенное правило, после которого можно отправляться ко сну. Днем - послушания: кто в деревообрабатывающем цехе (всю мебель для себя делают сами монахи), кто в поле (здесь выращивают свою рожь, пшеницу), кто в коровнике. А еще есть птичий двор и пасека (кстати, отведать монастырского меда может любой желающий).


Во Мгаре есть женский скит - четыре монахини и послушницы.


Сейчас обитель понемногу отстраивается и реставрируется. Тянутся к ней не только люди, но и птицы. Не так давно прибился молодой степной орел и сказочной красоты ворон. Так и живут бок о бок. А у входа в монастырь свили гнездо аисты.


Монахи все делают сами - своими силами отстраивают храм и кельи, ухаживают за растениями и животными, делают замечательный мед, пекут вкусный хлеб, сушат и продают лечебные травы.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

lega4 (30.06.2021 21:33:53)
Ствол спилен, мои координаты получились N 50° 01.921' E 033° 02.923'. Коробка на месте. Актуальные фотографии в альбоме.

Ночевал у монастыря, а стоило проехать до парковки у памятника Голодомору, тут и до тайника ближе, и спокойнее, красиво.

В монастыре работает трапезная, можно перекусить.
omar (26.08.2019 19:32:27)
Тайник найден. Нашли легко по фото.
Очень красивый лес вокруг )
Семья Мосейчук (23.11.2017 22:59:17)
Dion (10.05.2017 09:57:08)
Кельтика (02.03.2017 22:28:51)
Mousetail (30.03.2014 23:45:16)
Beda (28.10.2013 11:25:33)
relicts (10.03.2013 23:52:47)
Mousetail (07.05.2012 01:40:19)
tamriko (29.10.2011 10:16:36)
mamalena (06.05.2011 21:55:19)
Miihaiil (08.08.2010 18:12:55)
volya-nz (07.08.2010 18:29:24)
опелевод (23.05.2010 00:30:22)
G-H (30.04.2010 01:47:49)
SLA (16.11.2009 15:17:04)
dombrovskii_а (29.07.2009 16:31:10)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.