Автор: Mac
Создан: 07.11.2009
Опубликован: 17.11.2009
(отредактирован: 17.11.2009)
Компаньоны: IVS, Lava, ЕМАК, ЗЛО°к, Дима, Сергей
Описание окружающей местности
Начало 1930-х годов ознаменовано бурным развитием промышленности и энергетики нашей страны, осуществления грандиозных планов электрификации и индустриализации. В общем грандиозном потоке электрификации и индустриализации необходимо было использовать не только общие, но и местные ресурсы страны.
С ростом промышленности в г. Рыбинске, а также в связи со строительством в Ярославле тепловой электростанции (ЯрТЭЦ-1) в начале 1930-х годов встал вопрос о дополнительном изыскании топлива на базе местных ресурсов. И такой базой явился торфомассив «Чистый Мох».
В 1926 на болото, расположенное около полустанка Тихменево, приехала изыскательская торфоустроительная партия под руководством инженера Розанова. Они обнаружили здесь большие запасы торфа. Это было труднопроходимое болото, про которое местные жители рассказывали страшные мифы, считая, что там живёт нечистая сила, которая заводит людей в трясину. Торфяное болото верхового происхождения. Средняя глубина залегания торфа от 3 до 6 метров.
С 1931 года начались работы по подготовке торфяного болота под добычу. Добыча кускового торфа элеваторным способом началась в 1933 году. Подготовка болота под поля добычи и сушки торфа велась в трудных условиях неосушенного болота, без средств механизации, вручную с помощью топоров, лопат, пил, мотыг и других простейших орудий труда. Рабочие рыли канавы, валили лес, корчевали пни, полировали поверхность болота. Первоначально вывозка кускового торфа от болота до станции Тихменево производилась конной тягой на телегах. Однако непосредственно на торфомассиве были проложены лёгкие «рамчатые» рельсовые пути узкой колеи. По ним торф везли в вагонетках от пресса до поля стилки, расстояние перевозки составляло около 200 метров. Для перемещения вагонеток использовалась ручная тяга, занятые в перемещении вагонеток рабочие назывались «вагонщиками».
В карьере находились 15-20 человек. Стоя на уступе, рабочий-«ямщик» специальной лопатой вырезал куски торфа, поднимал их на высоту до 1 метра и забрасывал в элеватор. Смена длилась 10 часов, а иногда и больше, за это время нужду было вырезать и забросить в элеватор около 20 тонн торфа. Кроме того, приходилось вырубать и вытаскивать на поверхность пни, передвигать громоздкую и тяжёлую машину при отсутствии средств механизации. С элеватора торф поступал в пресс, из мундштука которого непрерывной коричневой лентой выползал торфяной брус. Рядом стояли «секачи», которые рассекали торфяной брус на кирпичики. За день им приходилось делать 25-30 тысяч ударов. Полученные кирпичики «приёмщики» перекладывали в вагонетки. За смену «приёмщик» принимал и перекладывал на вагонетки до 20 тысяч кирпичей. Рабочие-«вагонщики» пробегали по 15-18 километров в день, перегружая около 50 тонн торфа. На полях сушки доски с торфом, каждая весом в 40-50 килограммов, снимались с вагонеток рабочими-«стильщиками», и укладывались рядами на поверхность поля.
Проектом развития торфопредприятия, подготовленным в 1938 году, предусматривалось расширение существующего центрального посёлка (Тихменево) и строительство двух новых рабочих посёлков: в юго-восточной части торфомассива Чистый Мох вблизи населённых пунктов Сидорово и Малыгино, в северо-западной части торфомассива Великий Мох. Фактически как полноценный и значительный населённый пункт был построен только второй посёлок, получивший официальное название Великий Мох (неофициальное – 2-й участок). В 1941 году на торфопредприятии начал применяться гидравлический способ добычи торфа («гидроторф»). Приблизительно тогда же появился посёлок Великий Мох.
В 1940-х – 1950-х годах была значительно реконструирована узкоколейная железная дорога. В 1959 году Рыбинское торфопредприятие было реконструировано на фрезерный способ добычи торфа – вместо гидравлического способа, который к тому времени считался устаревшим. Существовало регулярное пассажирское сообщение по маршруту Перегрузочная (Тихменево) – 2-й участок (Великий Мох). На станции Перегрузочная имелось двухэтажное деревянное здание «конторы железнодорожного транспорта» (диспетчерской). Работал механизированный торфоперегруз. Торф отправлялся по железнодорожным линиям широкой колеи в качестве топлива на различные электростанции. В значительном объёме добывался и «сельскохозяйственный» торф, предназначенный для использования в качестве удобрения. В 1980-х годах в связи с выработкой «старого» торфомассива Чистый Мох единственным местом торфодобычи стал «новый» торфомассив Великий Мох.
С 19 ноября 2005 г. была остановлена эксплуатация узкоколейной железной дороги, принадлежащей ликвидированному Рыбинскому филиалу ОАО "Яртотф". Она соединяла поселок Великий Мох с другими населенными пунктами, и, по сути, была единственной связью с внешним миром. Жители поселка на собственном опыте рисковали узнать, что значит "блокада". Но вопрос урегулировался мирным путем.
Разборка пути от Перегрузочной (Тихменево) до 2-го участка (Великого Мха) производилась зимой 2005-2006 годов, и закончилась весной 2006 года.
В марте-апреле 2006 г. из Тихменево были вывезены все локомотивы. Тепловоз ТУ6А-3674 (возможно, не только он) поступил на одно из торфопредприятий Республики Беларусь.
По состоянию на 19 апреля 2006 года, узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. На станции Перегрузочная «дорезались» последние, крайне незначительные участки путей. Двухэтажное кирпичное здание диспетчерской было разрушено совсем недавно.
Рыбинское торфопредприятие было ликвидировано. Добыча торфа прекратилась — скорее всего, навсегда.
В настоящее время добраться до п. Великий Мох, одноименного болота и расположенного рядом озера можно по старой узкоколейной насыпи, которая вполне проезжа и для легковых автомобилей (в зависимости от времени года), либо по строящейся дороге от п. Николо-Корма.
На озеро, расположенное рядом с п. Великий Мох постоянно приезжают любители рыбной ловли, находят себе добычу и охотники.
Использованы материалы сайта http://sbchf.narod.ru/12/tihmenevo7.html
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: