Гусь-Хрустальный [VI/714]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Не определен
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Владимирская обл.
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 5
РЕЙТИНГ
4.08Рекомендаций: 2Нашли: 80
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Gek Finn
Создан: 30.01.2005
(отредактирован 22.08.2007)
Компаньоны: LSDinka

Описание окружающей местности

Летоисчисление Гусь-Хрустального начинается с середины ХVIII века. В 1756 году орловский купец Аким Мальцов, облюбовав мещерские леса, основал "во Володимирском уезде Московской губернии" хрустальную фабрику, с постройки которой началось бурное развитие российского стеклоделия, которое стало уникальным явлением художественной культуры владимирской земли.
Полтора столетия гусевская хрустальная фабрика принадлежала дворянскому роду Мальцовых, которые заложили не только основу и традиции самобытной художественной школы русского стекла, но и стояли у истоков создания уникальной коллекции в собрании Музея хрустала имени Мальцовых.
Начинал свое дело Василий Мальцов в Можайске в 1724 году с выпуска бутылей (ведерных и полуведерных), оконного и зеpкального стекла.
В 1730 г. выписываются мастера из Богемии: гpавиpовщик Иосиф Генкен, выдувальщик Матиус Томосевич, шлифовщик Иосиф Стаpкен, ради простой и ясной цели - научиться варить стекло не хуже заморского.
К 1738 г. В.Мальцов становится одним из самых кpупных пpоизводителей стекла в России. Ассортимент — бутыли, бокалы, рюмки, чаши бесцветного стекла с гpавиpовкой и позолотой.
Получено разрешение ставить на посуду свою марку - вензель "М.В."
1746г. Василий Мальцов пеpедает дело сыновьям - Акиму и Александру. А в 1747 г. выходит Указ Сената, огpаничивающий стpоительство фабpик около Москвы. За 200 верст относится граница промышленного использования лесов.
1750г. Александp пеpебиpается поближе к дому и в конце концов ставит фабpику в Дятькове.
Аким - более pисковый и смелый, оказывается в Мещеpском крае. Дармовое топливо, значительные залежи песка, дешевая рабочая сила, глухомань в центре России среди лесов и болот, спасающая от чиновничьих поборов и ревизий - почти рай.
Пеpвое упоминание о сельце Гусь и хрустальной мануфактуре появилось в 1756 г. в записях знаменитого ученого-путешественника Геpхаpда Миллеpа - тайного советника, конфеpенц-секpетаpя большой Санкт-Петеpбуpгской академии. С этого времени было положено начало массовому производству стекла в России, выпуску посуды для повседневного пользования в быту. Знаменитые гусевские графины с петухами, букетами стали известны по всей России и во всем мире: удивительны изделия ХVIII века: тяжелые графины, фужеры с глубокими алмазными гранями, штофы, деликатно расписанные золотым орнаментом. Да и стекло XIX века на редкость разнообразное. Свинцовый хрусталь, богатая алмазная грань, доведенная до совершенства. Талантливые мастера-алмазчики умели поймать солнечный луч и заставить его сверкать в хрустале. Тончайшее, словно воздушное, стекло с узором, напоминающим серебряные кружева.
Появляется цветное многослойное стекло, имитирующее золото и серебро. Это изделия в восточном стиле для "азиатского" рынка, кумганы, кальяны, пиптаны. Выпуск подобных изделий был не случаен. В 1828 году владелец Гусевской хрустальной фабрики Иван Сергеевич Мальцов был назначен первым секретарем при русской миссии в Персии, которую возглавлял известный писатель А.С.Грибоедов. Мальцов оказался единственным человеком, которому удалось остаться в живых во время трагической гибели русского правительства во главе с А.С.Грибоедовым. В знак искупления вины перед правительством и лично Мальцовым персидский шах разрешает беспошлинную торговлю хрусталем в Персии. Персидские изделия фабрики Мальцова имели также спрос в Закавказье, крупнейших городах Средней Азии.
Уникальны многослойные вазы, флаконы, выполненные по образцам изделий известного французского художника Э.Галле, с приглушенными сине-фиолетовыми и золотисто-коричневыми "рисованными" пейзажами.
В 1857 году Гусевскому заводу было разрешено изображать на своих изделиях государственный герб России. Гусь-Хрустальный в ведомостях мануфактур, выпускаемых в эти годы в Германии, значится уже как "чисто русское хрустальное производство", работавшее исключительно на отечественном сырье и топливе, имеющим русские кадры. Завод выполняет крупные заказы царского двора, уникальные хрустальные изделия для шаха Ирана. Мальцовский хрусталь употреблялся для кавалерских и обычных столов в пригородных дворцах императора. Круг предметов, поставлявшихся на всероссийский рынок, был обширным - начиная со столовой посуды и кончая церковной утварью. Вырабатывались "вещи самые дорогие, огромной величины, с богатой гранью и резьбой до самых простых, дешевых, обыкновенно в хозяйстве употребляемых".

Эти и многие другие уникальные изделия тех времен можно посмотреть в Музее Хрусталя им. Мальцовых, расположенном в Георгиевском соборе.
Тщательно восстановленный интерьер величественного памятника и прекрасная коллекция хрусталя (крупнейшая в стране) воспринимаются как единое целое - яркое, праздничное, торжественное, настоящая хрустальная сказка от которой захватывает дух и замирает сердце.
Здание собора, грандиозное по замыслу и совершенное по исполнению, построено в 1892-1903 гг. по проекту профессора Академии художеств Леонтия Николаевича Бенуа. Современниками храм отмечен как одно из интереснейших произведений известного русского архитектора. Сам Бенуа писал: "В этот храм я вложил все, что мог, и может быть, он останется лучшим из моих творений".
В оформлении фасада автор использовал самобытные декоративные элементы древнерусского зодчества. Обращают на себя внимание наличники окон, порталы, крыльца в узорочье, изразцы. Сочетание естественного цвета кирпича с белокаменной отделкой делает здание изысканным и нарядным.
Внутренний облик храма - единое открытое пространство в форме базилики с колоннадой из черного лабрадорита, мозаикой и огромным живописным полотном на западной стене. Это "Страшный суд" кисти В.М. Васнецова, вызывающий особый интерес специалистов и любителей искусства.
В журнале "Художественные сокровища России" за 1905 год П.Гнедич писал: "Впечатление ошеломляющее... Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное - наши старые, московского письма, иконы... Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцова, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников... Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда".
По эскизу Васнецова известным петербургским мастером-мозаичистом В.А.Фроловым выполнена великолепная мозаика " О тебе радуется Благодатная", украшающая алтарную часть собора.
Хозяина Гусевской хрустальной фабрики Ю.С. Нечаева-Мальцова часто спрашивали, почему он не пожалел колоссальных средств для украшения фабричной и сельской церквей в глуши Владимирской губернии. "А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь..." - отвечал Нечаев-Мальцов.
К сожалению, не все сохранилось в храме, в 1920-ые гг. перестроенном во Дворец Труда (что было Вы сможете увидеть на фотографиях в музее). Владимирскими реставраторами восстановлены белокаменные порталы, узорные декоративные решетки, резные створы огромных деревянных дверей. Многоцветьем светоносных и золотоносных смальт, как заново рожденная, засверкала мозаика. Картина Васнецова "Страшный суд" после сложнейших четырехлетних работ, произведенных группой петербургских реставраторов под руководством А.Я.Казакова, известного по реставрации росписей Исакиевского собора, дворцов Петергофа и Пушкина, через 60 лет вернулась на свое место.

Адрес музея: Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Калинина, 2а
тел. (09241) 2-19-30
Музей работает: с 10-00 до 17-00,
вторник, пятница: с 10-00 до 16-00
Выходной: среда.
Развитие хрустального дела не прекратилось и в ХХ веке, хотя и был этот период не самым легким. Первая мировая, революции, гражданская война, сокращение производства, уход на фронт мастеров, переход акционерных обществ в собственность государства — все это не способствовало развитию производства. Но и в те времена хрустальные изделия завода были известны и почитаемы за пределами России.
Золотыми медалями выставок в Париже, Вене, Чикаго отмечены изумительное искусство и талант старых гусевских мастеров.
Изделия 1920-х годов просты и лаконичны по своей форме с декором в виде несложной гравировки и росписи цветными красками.
Новые сюжеты рисунков носят тематический характер, отражая те или иные события страны - "Пятилетка в 4 года", "20 лет Октября", "Спартакиада народов СССР", "850 лет Владимиру".
В 50-е годы на завод приходят художники-профессионалы. Организованная творческая лаборатория стала создавать новый ассортимент с учетом вековых традиций русского стеклоделия и богатого наследия народного искусства.
В 1958 г. было отпраздновано 200-летие Гусевского хрустального завода.
В 60-е годы начался бурный рост производства, а в 1965 году открылись на заводе школы мастеров.
Ныне старинный завод, объединивший большой коллектив художников декоративного искусства, сохраняет статус художественного производства. Именно это и послужило поводом для организации и проведения на Гусевском хрустальном заводе в сентябре 1990 года Международного симпозиума художников стекла с участием многих звезд мировой величины из Испании, Англии, Германии, США, Чехословакии, Венгрии, Польши, Франции, Нидерландов, Югославии, а также мастеров из Украины, стран Балтии, Закавказья, России. Собрались специалисты, представлявшие различные направления в стеклоделии.
Традиции старых мастеров бережно хранят и развивают гусевские художники, выпускники высших художественных училищ. Каждый из художников имеет свой почерк, индивидуальный подход к способу самовыражения. Красота природы родного мещерского края отражена в работах художника Е.Рогова. Лиричны и поэтичны его композиции "Рябинка", "Лесные дали", "Лето". Удивительны гутные работы члена-корреспондента Академии художеств В.Муратова. Декоративная композиция "Согдиана" передает образы легенд и сказаний Древнего Востока. Декоративные скульптуры "Лев", "Жар-птица", "Тройка" вобрали в себя народные традиции русского стеклоделия. Нежны и лиричны работы О.Козловой. Великолепна пластика и гравировка А.Курилова. Совершенны по форме и насыщены богатством цветовой палитры и многопредметные сервизы и композиции В.Корнеева, В.Касаткина, В.Зайцева, Р.Аксенова.
Совершенную гармонию, эмоциональное восприятие величественного памятника и уникальной коллекции создает классическая камерная музыка, звучащая в музее.
Благодаря удивительным акустическим возможностям в Музее хрусталя ежегодно проводится международный фестиваль хоровой и камерной музыки "Хрустальная лира".
Рассказывая о городе Гусь-Хрустальный нельзя не вспомнить про еще одно уникальное предприятие этого города – Опытный стекольный завод, с продукцией которого всем часто приходится встречаться. Становление и развитие Опытного стекольного завода непосредственно связано с Научно-исследовательским институтом стекла (НИИСтекла), так как они составляли единое целое и были основаны в 1959 г. в соответствии с постановлением Совмина РСФСР. Строительство Опытного завода в составе Гусевского филиала Государственного научно-исследовательского института стекла было начато в 1960 г. Первая очередь завода (керамический цех, механические мастерские, котельная) была введена в эксплуатацию в 1964 г. Основные цеха построены позднее. Так, 30 апреля 1968 г. была поставлена на выводку первая стекловаренная печь. Основная функция завода - апробирование научных и конструкторских разработок в полупромышленных и промышленных условиях. Первым директором завода был Джим Иванович Клегг, который одновременно был директором Гусевского филиала ГИСа. В 1968 г. по разработкам отдела сортовой посуды была освоена выработка мелких ювелирных заготовок из стекла "селеновый рубин" на электрической печи производительностью 360 кг/сут. В 1969 г. пущена в эксплуатацию линия по изготовлению светозащитного дрота для выработки медицинских ампул. В этом же году сдана ванная печь с автоматом АБ-6 для выработки бутылок вместимостью 0,5 л. Осваивалось производство стаканов на отечественном автомате ВС-24. На этой линии апробировались тарные стекла с увеличенным количеством стеклобоя (до 70%), а затем выпускалась стеклянная облицовочная плитка. В начале 1972 г. осваивались прессовыдувные машины с двухместными формами для выработки 2- и 3-литровых банок. В 1973 г. был испытан пресс АПР-10 для производства стаканов. В 1973-1974 гг. Опытным заводом осваивался автомат ВР-24 с реверсивным вращением выдувных трубок для выработки стаканов и термосных колб. В процессе освоения новых технологических линий росли технический уровень и опыт стекловаров, наладчиков машин, операторов, машинистов. Когда в 1974 г. было принято решение о создании экспериментальной линии по производству прессованных хрустальных изделий, на заводе уже имелись квалифицированные рабочие кадры нужного профиля. На линии прошли апробацию новые составы стекол: хрусталь с 12%-ным содержанием оксида свинца; хрусталь, содержащий 1% оксида церия взамен мышьяка; хрусталь, обесцвеченный смесью оксидов эрбия и неодима. В 1976 г. была проведена реконструкция печи; увеличен объем регенераторов, усовершенствована конструкция горелок. Производительность печи возросла с 3 до 6 т./сут. стекломассы.В 1977 г. закончился монтаж линии фирмы "Тунгсрам" для производства стаканов. Заводские рационализаторы внесли ряд изменений в конструкцию машины и линии в целом. Это позволило перейти на выпуск стаканов с утолщенным дном. В эти же годы в промышленности успешно внедряются печи с электроподогревом. Опытный завод проводит испытания малогабаритной электропечи для варки цветного хрусталя и осваивает варку глушеных стекол под слоем шихты. Это дало возможность резко сократить выбросы вредных компонентов в окружающую среду, оздоровить условия труда, уменьшить расход материалов. В конце 90-х годов на заводе создан специальный участок по декорированию бутылок, сортовой посуды, изготавливаются изделия на заказ.
Побывав в музее, если удастся и на заводе, ознакомившись с продукцией Гусевского хрустального завода, Вы можете отдохнуть на берегу пруда в центре города. Пруд был создан в конце восемнадцатого столетия на стоке р. Гусь в 20 км от истока. На песочном пляже можно не только позагорать, любуясь на водную гладь и окружающий ее лесной массив, но и поиграть в волейбол, футбол, бадминтон, да и в самом озере можно не только искупаться в знойный день, но и покататься на катамаране или на лодке. Для любителей экстремальных видов спорта существует возможность покататься на водных лыжах. Благодаря озеру можно также сочетать приятное с полезным - ведь ловля рыбы, которой водится достаточно в этом водоеме, помогает отдохнуть и расслабиться.
P.S. При написании этого раздела использовалась информация со страниц: http://www.zolotoe-koltso.ru/gus_xrustal/ и http://www.ghz.ru/history.php, а также другие источники.

Описание тайника

Содержимое тайника

Путешествие в мир стеклянно-хрустальной сказки :-)

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

ds33 (23.01.2017 08:56:03)
В Гусь-Хрустальном был много раз, а вот в музее оказался впервые. С удовольствием разглядывал хрустальные изделия местных мастеров и в процессе экскурсии нашел ответы автора для зачета тайника)
Aleksey61 (26.12.2016 15:12:46)
Побывали в Музее 09.12.2016 по пути на Итоговую. Всё понравилось. Кроме цен в магазине при заводе. Обалдеть! Поэтому вернулись в музей и там купили магнитик на память (заодно второй вопрос сфоткали-а то чуть не забыли))
zdorovei (10.12.2016 18:20:06)
RaFaeL (24.10.2016 10:22:23)
Кузя, Муся и СВИнкА (03.09.2016 17:33:38)
uralochka (22.08.2016 23:19:20)
A&Y (14.08.2016 01:58:14)
Йа Колбаско (16.05.2016 15:27:54)
Tracker (19.01.2016 22:31:35)
Boogier (08.11.2015 12:46:59)
Шуруп (21.06.2015 05:38:36)
Demvi (20.12.2014 17:16:58)
SVER (09.11.2014 21:24:41)
Беспокойная семейка (07.09.2014 23:37:15)
Solo (17.08.2014 23:41:02)
Pachita (18.06.2014 18:44:53)
Soroka-Beloboka (03.05.2014 22:09:37)
Rom_Ka (30.04.2014 00:34:35)
abramoff08 (11.11.2013 10:09:05)
Love0806 (19.07.2012 16:50:25)
gh (17.04.2012 19:51:32)
Detroit (26.03.2012 21:44:36)
Lёva&Lёpa (18.02.2012 00:55:59)
mamalena (10.01.2012 08:43:34)
MagDi (09.01.2012 22:51:23)
Кузя, Муся и СВИнкА (09.01.2012 11:25:13)
Kazaam (13.08.2011 23:12:51)
ivanet (12.06.2011 23:52:37)
Bolek (09.05.2011 14:26:28)
jokers13 (24.03.2011 18:37:35)
Logi (27.02.2011 22:36:41)
JP (20.09.2010 14:12:13)
Hope (16.04.2010 17:06:35)
Alexandr_Bel (25.02.2010 19:28:17)
Скиф_СВ (19.01.2010 17:40:10)
Zacats (11.01.2010 18:29:08)
masha2411 (10.01.2010 20:59:39)
interbahus (01.12.2009 19:22:12)
Jim868 (06.10.2009 17:27:35)
Nalmaty (07.09.2009 16:52:02)
Dushik (14.07.2009 21:12:36)
Ольха (02.07.2009 20:34:53)
Тёркин (Terkin) (24.06.2009 16:35:19)
navi (10.06.2009 16:28:32)
debugger (14.05.2009 00:44:53)
ракша (13.05.2009 23:06:06)
GarryStoker и Galka (10.05.2009 12:10:39)
Емеля (01.04.2009 00:16:39)
johnson (23.03.2009 18:26:20)
Romeo (10.01.2009 11:42:51)
fdo (23.08.2008 15:04:54)
Феникс (14.07.2008 12:29:09)
AA (12.09.2007 21:05:15)
Сундук и Панда (20.08.2007 22:45:45)
Носорог3162 (21.05.2007 11:02:18)
Merl (21.01.2007 21:28:52)
ipgiss (13.01.2007 20:18:26)
Gabber (17.08.2006 19:24:55)
Cossacks (15.01.2006 19:10:18)
ЖЖ и Chuma (14.06.2005 11:19:48)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116