Масада [VI/7296]

Вид сверху
Вид сверху
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Археологические памятники
Исторический
Музей/экскурсия
Природный
Фортификация
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Израиль
Мертвое Море р-н
Ближайший нас.пункт
Эйн Геди
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 5
Рейтинг
4.75Рекомендаций: 2Нашли: 15
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Мертвое море
Мертвое море
Тропа-змейка
Тропа-змейка
Миква
Миква
План-схема
План-схема
Автор: WakeUp
Создан: 24.02.2010
Опубликован: 21.03.2010
(отредактирован: 16.05.2011)
Компаньоны: Україна

Описание окружающей местности

"Он воздвиг стену вокруг вершины горы и построил поверх стены тридцать семь башен. И царский дворец воздвиг он для себя в крепости, на западном склоне горы — под стеной, замыкающейся на вершине горы. И повсюду в скале были высечены им бассейны для водоемов, благодаря чему ему удалось обеспечить водой жителей крепости... Таким образом, крепость была воздвигнута Богом и людьми для защиты от врага, который поднимется на нее войной.." Так писал Иосиф Флавий о крепости, построенной первосвященником Ионатаном и в последствии укрепленной царем Иродом. (Иосиф Флавий, или Иосиф Бен Маттитьиху, еврейский историк, первоначально был одним из лидеров еврейского восстания против Рима, но позже сдался римлянам в Йодфате. Он присоединился к римскому войску и, находясь в его рядах, наблюдал последние стадии и окончательный разгром восстания.)

До Иродианская эпоха

Что до строителя крепости неясно, имеется ли в виду Ионатан Хасмоней, брат Иехуды Маккавея (середина 2 в. до н. э.), или Александр Яннай (103–76 гг. до н. э.), также именовавшийся Ионатаном.

Некоторые ученые полагают, что власть Ионатана бен Маттитьяху не простиралась до берега Мертвого моря, и поэтому он не мог выстроить эту крепость и что упоминаемый Флавием "первосвященник Ионатан" — это царь Александр Яннай, который в надписях на чеканенных им еврейских монетах именует себя "царь Ионатан". Однако известно, что в 143 г. до н.э. Трифон, опекун малолетнего сына Александра Баласа, назначил Ионатана бен Маттитьяху вице правителем всей Палестины; Шимон же, брат Ионатана, был назначен стратегом территории от "Тирских ступеней" (наша современная граница с Ливаном) до "Египетской реки" (современный Эль-Ариш). Об этом сообщают I кн. Хасмонеев и "Иудейские древности". Значит, в руках братьев Хасмонеев находился и юг Палестины, включая Иудейскую пустыню. Во всех этих районах Ионатан, чьим представителем был Шимон, фактически являлся правителем и только формально подчинялся сирийскому царю. Почему же в таком случае Ионатан не мог заново укрепить Масаду?

Так или иначе, Масада стала чрезвычайно мощной еврейской крепостью примерно в 142. г. д.н.э.

Иродианская эпоха

Ровно через сто лет после этого, в 42 г., Масада уже считается одной из наиболее неприступных крепостей Иудеи.

Гиркан II из дома Хасмонеев был в то время этнархом, "вождем народа" Иудеи по назначению Юлия Цезаря, но фактическими правителями Иудеи были идумей Антипатр и его сыновья — Ирод и Пцаэль (Фасаил). Элимелех, один из преданных дому Хасмонеев людей, не без основания подозревавший идумеев в том, что они замышляют унаследовать трон Хасмонеев с помощью Кассия, соумышленника Брута в заговоре против Юлия Цезаря, был предательски убит наемными убийцами Ирода. Убийство Элимелеха вызвало сильное возбуждение в Иерушалаиме, и один из верных Гиркану II военачальников, Геликс, поднял народ против Ирода и Пцаэля. Брат убитого Элимелеха овладел с помощью Геликса многими укрепленными позициями страны, в том числе и "наиболее мощной Масадой". Но Пцаэль одолел "бунтовщиков" и отнял у них Масаду и все остальные крепости. С тех пор Масада служила его брату Ироду убежищем, куда он скрывался при возникновении какой-либо опасности.

В 40 г. до и.э. парфяне завоевали северную Сирию, и трон Иудейского царства занял поддерживаемый ими последний царь из дома Хасмонеев — Маттитьяху Антигон II, 40—37гг.. Гиркан II был взят в плен и увезен в Вавилонию, а Пцаэль покончил с собой. Сам Ирод бежал на родину в Идумею, но всю свою семью, и в том числе невесту Мирьям и ее мать Александру, он отправил в крепость Масаду, управляющим которой назначил своего брата Иосифа, и поставил в ней гарнизон в 800 человек, обеспечив его провиантом на долгое время. В Масаде его семья могла жить в полной безопасности: захватить крепость было практически невозможно, даже приблизиться к ней было очень трудно.

Все же, когда Маттитьяху Антигон осадил Масаду, положение Иосифа, брата Ирода, стало тяжелым: в Масаде не хватало воды, стычки между войсками Иосифа и Антигона постепенно участились, и защитники потерпели несколько серьезных поражений. Иосиф уже обдумывал план побега из Масады с 200 человек, когда на помощь ему пришел римский полководец Вентидий, нанесший поражение парфянам. Вентидий приблизился к Иерушалаиму и полагал, что Антигон перебросит свое войско, осаждавшее Масаду, к Иерушалаиму, на помощь своему престольному городу. Но у Антигона было достаточно сил, кроме осаждавших Масаду частей. Он разбил Вентидия, и римский полководец был вынужден отойти от Иерушалаима, оставив небольшой отряд под командованием Силона. Чтобы скрыть тот позорный факт, что римляне дважды потерпели поражение от евреев, Иосиф Флавий выдумывает, что они оба, Вентидий и Силон, были подкуплены Маттитьяху Антигоном и дали себя разбить. Так или иначе, войско Антигона продолжало осаждать Масаду.

Ирод отправляется в Рим. Там он лестью и хитростью добивается Хасмонейской короны. Потом он возвращается в Палестину, чтобы устранить законного царя и насильно овладеть подарком. Конечно, его первая забота — снять осаду с Масады. Это ему удается, и в 39 г. до н.э. вся семья Ирода вместе с его невестой и ее матерью, представительницами Хасмонейской династии, оставляют Масаду.

Крепость Масада особенно полюбилась Ироду: в ней он спас самых близких ему людей. Поэтому в течение нескольких лет после своего воцарения он заботится об упрочении и укреплении Масады. Всю вершину горы, на которой возведена крепость, он окружает стеной из белого камня высотой в 12 локтей и толщиной в 8 локтей. Общая окружность стены — 7 стадий (около 1,25 км), на ней возведено 37 башен высотой в 50 локтей, из которых ведут ходы во внутренние помещения. Восточная сторона крепости укреплена самой природой, а подход с западной стороны, который не был таким крутым, Ирод перегородил башней, построенной в тесном проходе на расстоянии 1000 локтей от вершины горы. На самой вершине был оставлен участок земли для обработки с целью надолго обеспечить обороняющихся пропитанием. В каменистой почве кре1пости были высечены цистерны и бассейны для сбора дождевой воды для осажденных.

На склоне горы, под стеной самой крепости. Ирод выстроил себе дворец, тоже обнесенный высокой неприступной стеной, по четырем углам которой стояли башни высотой в шестьдесят локтей. Во дворце было много жилых комнат, залов и купальных помещений; его украшали колонны из цельного камня, а стены и полы были отделаны цветной мозаикой. Ирод хранил в Масаде боевые припасы, рассчитанные на десять тысяч вооруженных солдат, а также сырье — железо, медь и свинец.

Почему Ирод так заботился об укреплении Масады и обеспечении ее большим количеством оружия, провианта и металла? Иосиф Флавий говорит, что Ирод всегда боялся двух вещей: во-первых, что евреи восстановят прежнюю царскую династию, т.е. вместо него снова посадят на престол одного из представителей любимого ими дома Хасмонеев; а во-вторых, что римляне сбросят его с престола по наущению египетской царицы Клеопатры, которая домогалась власти над Иудеей, бывшей в течение многих лет частью Птолемеевского египетского царства. Возможно, что к этому следует добавить вообще страх перед римскими властителями, которые, разгневавшись на подчиненных царей, свергали их с престолов и даже уничтожали физически. Ирод не принадлежал к тем, кто без сопротивления уступают власть. В Масаде он подготовил себе оплот и укрепленное убежище на случай внутреннего бунта из-за преданности народа дому Хасмонеев, которого он всегда опасался, и на случай утраты расположения римских деспотов.

Масада стала очень сильной крепостью, и вот ее особенности: со всех сторон очень высокой и широкой скалы идут отвесные склоны, которые спускаются в такие бездны, что их не измерить. Тут не ступала нога живого существа. Лишь в двух местах есть в скале небольшая покатость и там тропинки, идущие кверху, но они очень узки.

Склоны скалы действительно очень крутые: с восточной стороны их высота достигает 300 метров, а высота самой низкой скалы с западной стороны и то достигает почти 100 метров.

При царе Ироде крепость была обнесена двойной стеной, внутреннее пространство которой разделялось на казематы. В стене было четверо ворот, оформленных в виде квадратных комнат с двумя входами, мощеным полом и сиденьями вдоль стен, украшенных фресками.

Предвидя возможность длительной осады, он приказал построить в северной части скалы целый комплекс продуктовых складов и рядом с ними большую общественную баню. К западу от Мертвого моря располагались два каньона: от них при помощи открытых оштукатуренных каналов отводилась вода в 12 водосборных систем, высеченных двумя параллельными рядами на северо-западе скалы. Из них вода вручную доставлялась на вершину скалы уже в другие цистерны

Римская эпоха

В 4-ом году до н. э. Ирод умер и в 6-ом году н. э., когда над Иудеей владычествовал Рим, в Масаде был размещен римский гарнизон.

9 ава 70 г. н.э. Иерушалаимский Храм был сожжен. После этого еще с месяц продержался Верхний город Иерушалаима. Утром 8 элула солнце взошло над развалинами и тлеющими угольями - все, что осталось от Иерушалаима, многолюдного, прекрасного города, "радости всего еврейского народа". Не завоеванными остались лишь три последние крепости в Иудее: Геродион, Махор и Масада.

Геродион продержался после разрушения Иерушалаима недолго и вскоре пал. В Махоре происходила внутренняя борьба между частью населения, которая была готова сдать крепость римлянам, и пришлыми сикариями, может быть, из Масады, которые хотели воевать до последней капли крови. В конце концов Махор был сдан местным населением римлянам из жалости к молодому герою, который был взят в плен, и римляне угрожали распять его, если евреи не сдадут им крепость. Сикарии геройски пробились сквозь ряды вступающих вражеских солдат и бежали. Это произошло в 71-72 гг. н.э.

Во всей стране осталась лишь одна-единственная невзятая еврейская крепость — Масада. Масада была готова стоять одна против всех врагов.

Человеческая история не знает более величественного финала, чем последний акт грандиозной эпопеи, называемой Иудейской войной против римлян: падение Масады. Представьте себе: все разрушено дотла, все уже в руках врага. Иерушалаим — груда развалин. Храм — нагромождение руин в пепле, все города и крепости Иудеи, Самарин и Галилеи в руках римлян. Только одна крепость во всей стране еще держится. Она не сдается, хотя не имеет никакой надежды выстоять — одинокая и далекая Масада. Враг силен, в его руках вся страна, и в его распоряжении много вооруженных легионов, снабженных всем необходимым. А осажденные вынуждены доставлять хлеб и воду издалека, несмотря на то, что в крепости были издавна припасены пищевые продукты и приготовлены цистерны для сбора дождевой воды. Нет надежды победить, и нет выхода из положения, кроме сдачи или бегства, — значит, кроме позора.

Но не так полагал командующий крепостью.

После того, как Бар-Гиора оставил крепость и отправился в осажденный Иерушалаим, его место в Масаде занял Элазар бен Яир, родственник Менахема бен Иехуды Галилейского, то есть член знаменитой семьи зелотов. Это тот самый Элазар бен Яир, который вернулся в Масаду, спасшись бегством из Иерушалаима после убийства Менахема. Несмотря на то, что он происходил из семьи основателя секты зелотов, сам он был фанатичным сикарием, впитавшим в себя учение ессеев. Засевшие с ним в Масаде люди тоже были сикариями. После Бар-Гиоры Элазар стал военачальником Масады, и ему был подвластен весь район Мертвого моря и Эйн-Геди, населенный ессеями, о чем мы уже говорили. Ясно, что римляне не могли оставить эту важную крепость и ее окрестность в руках повстанцев.

Прокуратор разрушенной Иудеи Флавий Сильва, выступивший против сикариев и их главаря Элазара бен Яира, без особого труда захватил все городки и деревни в районе Мертвого моря и поставил там гарнизоны. Саму же Масаду невозможно было взять приступом. Он пытался пробить стену крепости таранами и катапультами. Для этого он возвел насыпь высотой в 100 локтей на "Белой скале" — широком холме вокруг дворца, выстроенного в свое время Иродом, а на насыпи воздвиг возвышение шириной и высотой в 50 локтей и установил на нем огромный таран. С большим трудом была пробита брешь в стене.

Между тем сикарии выстроили в Масаде вторую стену, прочнее первой. Чтобы таран не смог пробить и эту стену, они соорудили перед ней преграду из двух параллельных рядов бревен, пространство между которыми было заполнено землей; таким образом были ослаблены удары тарана. Тогда Сильва приказал бросать на стену пылающие факелы — и пламя охватило деревянные части крепости, сильно от этого пострадавшие. Римляне решили начать назавтра таранить пошатнувшуюся стену, пока она не падет.

Элазар бен Яир, вождь оставшегося лагеря сикариев, отпрыск рода Хизкии и Иехуды Галилеянина, все сыновья которых пожертвовали своей жизнью ради свободы, убедился, что спасения нет. Раньше он верил, что его отряду удастся отомстить римлянам за разрушение Иерушалаима и Храма; теперь уже было ясно, что нет никакой возможности выполнить это намерение. Но сикарии были связаны клятвой никогда и ни при каких условиях не покоряться Риму, и эта клятва не позволяла им сдаться и уступить крепость врагу. Окруженные со всех сторон врагом, они не имели и возможности спастись бегством - позорным бегством. Несмотря на безысходность положения, Элазар бен Яир и не помышлял ни о сдаче, ни о бегстве. Он обращается к соратникам с пламенной речью:

«Мужайтесь, герои, покройте себя славой! Уже давно постановили мы не подчиняться ни римлянам, ни другим властителям, кроме одного только Бога, ибо только Он истинный и справедливый царь над людьми. И вот настало время исполнить наш обет. Не посрамим же себя в этот час, ведь и прежде душа наша гнушалась рабской долей, хотя тогда рабство ещё не угрожало нам такими чудовищными опасностями. Не предадим же себя и теперь добровольно ни рабству, ни тем ужасным мучениям, которые ожидают нас. Не опозорим себя перед римлянами, не сдадимся им живыми! Мы первые восстали против них и последними покидаем поле боя. Великую милость оказал нам Господь, даровав возможность умереть смертью героев, погибнуть свободными людьми, чего не дано было совершить нашим братьям, пленённым внезапно. Нам же открыто, что ожидает нас завтра, и предоставлено право избрать славную смерть героев – вместе с теми, кто нам дорог. Пусть наши жёны умрут не опозоренными и наши сироты не изведают горечи рабства. А затем сослужим друг другу последнюю службу, окажем последнюю милость и что может быть, братья, лучше и дороже почётного савана свободы? Но прежде чем умрём, предадим огню наше имущество и крепость. Я точно знаю: римляне огорчатся, увидев, что не взяли нас живьём и обманулись в своих надеждах поживиться добычей. Только съестные припасы оставим не тронутыми, чтобы они свидетельствовали после нашей смерти, что мы не страдали ни от голода, ни от недостатка питания, но сами предпочли смерть рабству – как и постановили заранее…» (Отрывок из речи Элазара бен Яира, произнесённой в ночь падения Масады. Иосиф Флавий, Иудейская война, YII, с.320-336).

Так уговаривает Элазар бен Яир всех оставшихся в Масаде совершить великий, страшный и потрясающий подвиг. Он предлагает всем до одного, с женами и детьми, покончить с собой, предав огню все ценности, имеющиеся в крепости, кроме запасов продовольствия, чтобы римляне не подумали, что голод, а не ненависть к рабству заставил их совершить этот ужасный шаг.

Воины колебались. Они жалели не себя, а жен и детей своих. Раздалось рыдание... Тогда Элазар обратился к ним со второй речью, более длинной и проникновенной, чем первая. Это одно из самых прекрасных выступлений, приводимых во всей книге "Иудейская война". Оно поразительно и по своему содержанию и по своей убедительности. Понятно, что никто не записал эту речь дословно, и нельзя ручаться за каждую ее фразу. Но в общих чертах ее содержание не может быть далеко от истины. Нечто вроде того, что Иосиф Флавий влагает в уста Элазара, и должен был сказать герой Масады — один из величайших героев силы духа всех времен. Именно такое сочетание зелотских и ессейских идей (при стоической окраске у Флавия), какое мы находим в этой речи в том виде, как она передана в "Иудейской войне", могло выйти из уст великого сикария. И только при помощи идей, выраженных в речи, в которых горячий патриотизм и глубокая религиозность спаяны воедино, смог Элазар повлиять на всех осажденных в Масаде и привести их к решению сотворить тот великий и страшный подвиг, единственный в своем роде в истории человечества.

В своей второй речи Элазар бен Яир сначала подчеркивает, что "несчастье человека — жизнь, а не смерть", так как смерть освобождает душу, заключенную в оковы тела, и позволяет ей возвратиться к извечному источнику чистоты — Богу. "Глупо гнаться за свободой в жизни и гнушаться вечной свободы" (то есть посмертной) . Но даже если мы будем считать, что жизнь — это высшее благо для человека, а смерть — несчастье, то в настоящий момент надлежит нам избрать смерть, ибо таково Божье веление: если бы не так, то Бог не дал бы погубить свой народ и спалить свой Храм.

Это ессейские идеи. А дальше он развивает мировоззрение зелотов.

Римляне захватят всех, убьют мужчин или большинство из них, а остальных, в особенности детей и женщин, продадут в рабство; женщин еще осквернят и надругаются над ними. Стоит ли оставаться жить после всего этого? Жизнь в рабстве — чего она стоит? А жизнь в позоре — неужели можно назвать жизнью? Кому нужна такая жизнь? Если не удалось нам отомстить римлянам при жизни, так отомстим им нашей смертью. Наши жестокие враги тешатся мыслью, что они всех нас возьмут в плен. Превратим же их радость в печаль и ужас, оставив им ужасное зрелище наших перерезанных тел, и вместо того, чтобы презирать нас, им останется только изумляться нашей решимости и храбрости!

Пламенная речь подействовала. В последний раз герои Масады обняли своих жен, прижали к груди своих детей и расстались с ними, обменявшись поцелуями. Потом они собственными руками зарезали всех по одному... Затем, собрав в одну большую груду все драгоценности, находившиеся в крепости, они сожгли все, чтобы ничего не попало в руки врага, кроме продовольствия, дабы не подумали римляне, что голод заставил их наложить на себя руки. Покончив со всем этим, мужчины выбрали из своей среды по жребию десять человек, миньян, чтобы они, по воле своих товарищей, исполнили роль палачей. Каждый лег возле своей жены и детей, которых только что лишил жизни, простер на них руки и спокойно ожидал, пока придет его черед. Когда же их осталось всего десятеро, один из них, опять выбранный по жребию, зарезал девять своих товарищей... Оставшись единственным живым человеком в Масаде, последний из сикариев, последний воин за свободу поджег крепость, вонзил в себя меч и пал мертвым около своих товарищей...

По словам Иосифа Флавия, спаслись только одна старуха и еще одна хитрая женщина, родственница Элазара бен Яира, которая спряталась вместе с этой старухой и со своими пятью детьми, очевидно, когда отправилась набрать воду из подземного водопровода. Эта сообразительная женщина и рассказала римлянам, вступившим назавтра в крепость и, к своему огромному удивлению, не встретившим никакого сопротивления, подробности ужасающего происшествия... Всех покончивших с собой — мужчин, женщин и детей — было 960 человек. Это душераздирающее событие произошло в первый день праздника Песах 73 года. Такова была "пасхальная жертва", подобной которой никогда не приносилось на алтарь.

Так погибли последние герои Иудеи периода разрушения Второго храма, герои Масады.

Римляне нашли лишь трупы и дымящиеся головни... Рассказ оставшейся в живых женщины и представшее их глазам зрелище ошеломили и ужаснули их. Как предполагал Элазар бен Яир, римляне не радовались смерти своих врагов, а поражались небывалой доблести и презрению к смерти сотен героев.

В 111 году римляне покинули крепость и до 5-го века она пустовала.

До наших дней

В 5-м веке на Масаде расположился Монастырь отшельников Лаура. В Масаде была возведена небольшая церковь с мозаичным полом. К западу от церкви находилась трапезная и кухня. Немногочисленные монахи жили в пещерах и в каменных кельях, разбросанных по вершине горы. 

Арабские завоеватели в 7-ом веке положили конец византийскому присутствию в Эрец-Исраэль и Масада обезлюдела до 19-го века.

Современность

В современном Израиле история Масады воспринимается двояко. Точнее, у каждого из нас - своя Масада. Причин тому несколько. Еврейская традиция, как известно, строго запрещает самоубийство. Однако абсолютно очевидно, что у зелотов не было иной альтернативы, кроме достойной смерти. Иудеи сделали выбор не между жизнью и смертью, а между мгновенной смертью и оскорбительным для человеческого достоинства, унизительным для свободолюбивой нации рабством. Они предпочли гордую смерть - жизни на коленях.

Масада сейчас является одним их важнейших символов героизма еврейского народа, свидетельствует о замечательной странице истории национальной борьбы за свободу. Крепость стала местом паломничества и посещается тысячами путешественников и туристов. Солдат привозят сюда давать присягу, молодежь совершает пешие восхождения, в обществе бытует лозунг «Масада больше не падет!». Однако вместе с тем важно заметить, что эта традиция созданная «Пальмахом» во времена борьбы за Независимость несколько искажает реальные факты. Во-первых, Масада в 72 г. не представляла реальной угрозы для огромной Римской империи и, по оценкам исследователей, легион под командованием Сильвы скорее проводил здесь боевые учения, чем «спасал Рим». Во-вторых, с точки зрения иудаизма самоубийство ни в каком случае не может быть оправдано и не является «смелым» или «благородным» поступком, не говоря уже о том, что, прежде чем совершить это самоубийство, защитники Масада убили своих жен и детей, не спрашивая их согласия, постановив это решением только мужской части населения, что также является преступлением с еврейской точки зрения. Далеко не всегда история защитников крепости служит положительным примером, что можно проиллюстрировать, скажем, совсем недавней историей — времен Шестидневной войны. На линии боев у Суэцкого канала одна из частей израильскои армии — несколько десятков человек — оказалась окружена египетскими войсками. У израильтян закончились боеприпасы, и лейтенант, командующий осажденными, запросил штаб полка, что ему делать, можно ли сдаться в плен. Полком командовал Арденс, и в тот момент в штабе находился предыдущий комполка — Лахат, по прозвищу Чич, известный ныне тем, что сейчас возглавляет все левые демонстрации. Арденс принял решение о том, что часть должна сдаться египтянам в плен, на что Чич ему сказал буквально следующее: «Ты, что, забыл Масаду? Пусть поступят также — народу нужны героические символы!». По счастью, совет Чича не был принят, часть сдалась в плен, сейчас все эти люди живы и имеют семьи. В этом смысле — пусть история Масады больше не повторится.

Раскопки

Первыми, кто правильно оценил историческое значение этого места, были американские исследователи Смит и Робинсон, побывавшие у подножия горы в 1838 г. Волкут и Типинг первыми поднялись на Масаду в 1842 г. С этих пор Масаду стали посещать исследователи. Самые известные из них — Ворун, первый, кто поднялся с восточной стороны в 1867 г., Кондэр, который описал местность и составил карту поверхности в 1875 г., Сандаль, обнаруживший систему водообеспечения в 1905 г. и Шультан, вычертивший план римских лагерей в 1932. Первым, кто придал Масаде значение как символ для молодежи Израиля, был Шмарья Гутман, который обнаружил вместе с Михой Ливна и Зеевом Мешель Северный Дворец и точное местонахождение Змеиной Тропы в 1953 г. В результате изучения находок, сделанных при раскопках 1955—1956 гг., в 1963—1965 гг. по инициативе Еврейского университета в Иерусалиме в Масаду была направлена большая научно-исследовательская экспедиция во главе с профессором Игаэлем Ядином и Меиром Бен-Довом. Были произведены раскопки фундаментов, а затем большей части построек на горе. В 1989 г. в местах раскопок было произведено археологическое изучение находок под руководством Эхуда Нецера.

Маршрут экскурсии

Восхождение к крепости возможно как с восточной стороны горы (съезд с шоссе № 90), так и с западной. С восточной стороны можно воспользоваться фуникулером или подняться пешком по Змеиной тропе. С западной стороны (куда от Арада ведет шоссе № 3199) по древней римской насыпи проложена дорожка к воротам крепости.

Данное описание маршрута экскурсии предполагает восхождение с восточной стороны. Прибывающим к западному склону рекомендуется обратиться в агентство, расположенное возле Церкви византийского периода (24), где им помогут присоединиться к экскурсии.

Ворота Змеиной тропы (1). Помост, проложенный над пропастью, ведет от площадки фуникулера к Воротам Змеиной тропы. Ступени справа от помостаспускаются к водосборному бассейну и верхней точке Змеиной тропы. На внутренних стенах ворот, представляющих собой квадратное помещение с двумя входами, местами сохранилось покрытие стукко (имитация мрамора, в данном случае - мраморных плит). К основанию стен примыкают скамьи,предназначавшиеся для сторожей и посетителей, ожидавших разрешения войти в крепость. Пол вымощен камнем. В воротах Змеиной тропы экскурсанты впервые видят черную линию, обозначающую границу между древней сохранившейся частью построек и их современной реконструкцией.

От ворот тропа ведет к навесам, где представлена рельефная карта вершины горы со всеми находящимися на ней сооружениями и обозначен маршрут экскурсии. Здесь можно запастись питьевой водой. От навесов сворачиваем к северному комплексу зданий.

Каменоломня (2) слева от дорожки поставляла прочный огнеупорный доломит для строительных нужд. Местоположение Масады на сейсмически активной линии Сирийско-африканского разлома привело к образованию большого числа трещин в скальных породах, что значительно облегчило работу забойщиков. С окончанием работ каменоломня превратилась в естественное препятствие, затруднявшее подступы к северному комплексу.

Развернутое Иродом монументальное строительство требовало огромного количества камня, который добывался в нескольких местных каменоломнях и при сооружении водосборных цистерн. По всей вероятности, такие архитектурные элементы как колонны, капители и карнизы, высеченные из песчаника, доставлялись на Масаду уже в готовом виде. Личные знаки ваятелей (выполненные на иврите) свидетельствуют о происхождении каждого из них.

Вблизи каменоломни справа от дорожки стоит великолепный жилой дом (3), местоположение которого у главного входа в северный комплекс свидетельствует, скорее всего, о том, что он служил резиденцией коменданта крепости. В центре строения находится двор, окруженный комнатами, частично украшенными цветной настенной росписью. В дальнейшем, в период восстания здесь жили семьи повстанцев.

Повернем к подъему, ведущему к главному входу в северный комплекс, включавший в себя склады, служебные помещения, баню и Северный дворец, в который дозволялось заходить лишь немногим приближенным царя.

Направо от входа лежит внутренний двор, в восточной части которого находился обширный зал с рельефным лепным орнаментом. Здесь, по-видимому, устраивались торжественные приемы. В центре зала можно видеть макет всего северного комплекса в его первоначальном виде. Со смотровой площадкиоткрывается восхитительный вид на восток, в сторону Мертвого моря и гор Моава.

Канцелярия коменданта крепости (4), расположенная слева от входа, состоит из ряда помещений, украшенных настенной росписью (вход ограничивают две круглые колонны). Очевидно, здесь осуществлялась проверка доставляемых товаров и личный досмотр посетителей северного комплекса.

Как это было принято в классическом мире, стены многих помещений украшались прекрасными настенными росписями в технике фрески (краски наносились на еще влажную штукатурку особого состава и, впитываясь в нее, создавали в процессе высыхания тончайшую защитную пленку). Поскольку евреи намеренно воздерживались от изображения людей и животных, роспись состояла в основном из геометрических элементов, в меньшей степени использовались растительные .мотивы.

Повернем налево к складским помещениям (5).

Центральную и восточную часть северного комплекса занимают ряды продолговатых помещений, разделенных коридорами. Это 29 складов, в которых во времена Ирода хранились пищевые запасы и оружие. Здесь имелось все необходимое для поддержания великолепной жизни царского двора.

В "Первой иудейской войне" (VII.8,4) Иосифа Флавия мы читаем:"... поскольку там были сложены такие огромные запасы зерна, что их могло хватить на долгие годы, равно как большое количество вина и масла, не говоря о всевозможных бобовых и финиках". В оштукатуренном полу одного из складов были обнаружены три цистерны, из чего можно заключить, что он предназначался для хранения жидкостей. Иосиф Флавий подчеркивает, что необыкновенно сухой климат здешних мест предохранял пищевые запасы от всякой порчи: в период восстания защитники Масады нашли все запасы в прекрасном состоянии,"несмотря на то, что минуло почти сто лет с того момента, как их поместили сюда".

Содержимое складов подтверждает рассказы об изысканном вкусе Ирода: многие сосуды несут на себе выполненные чернилами надписи (что само по себе является редкостью). Надписи на амфорах с вином сообщают, что партия была отправлена из Южной Италии в 19 году до н. э. "царю Ироду поставщиком Лукиусом Ланиусом". Флавий рассказывает, что у Ирода был придворный виночерпий, заведовавший исключительно поставками наилучших в мире вин. Кцарскому столу в Масаде подавался (как и приличествовало утонченному вкусу Ирода) рыбный соус (гарум), производившийся на юге Испании. Рыбные кости,содержавшиеся в этом соусе, были обнаружены на внутренних стенках сосуда. В качестве десерта подавались особо приготовленные яблоки или яблочный напиток, доставлявшийся также из Италии.

Пересечем складские помещения и поднимемся по лестнице, отдельные части которой сохранились с времен Ирода. Перед нами широкая оштукатуренная стена, ограждавшая дворец с юга. Поднимемся на верхний ярус.

Северный дворец (6) - архитектурная жемчужина Масады и одно из прекраснейших и совершенных сооружений, созданных Иродом. Дворец, в архитектуре которого прослеживаются эллинистические и римские влияния, расположен на трех естественных выступах узкой оконечности неприступной скалы. Верхний ярус возвышается над нижним на 35 метров (высота 10-этажного дома). Исключительное местоположение дворца потребовало сооружения внушительных подпорных стен. Верхний ярус служил личными покоями любившего уединение царя. Здесь он проживал вместе с самыми близкими членами семьи. В залах двух нижних ярусов проходили приемы наиболее уважаемых гостей.

Верхний ярус (6 а), отделенный от остальной крепости высокой стеной с единственным узким проходом (между двух колонн), сохранил свою первоначальную планировку. Можно видеть пол и основания стен четырех комнат - по две с каждой стороны соединявшего их крытого зала, выходившего на широкую полукруглую террасу, обнесенную по фасаду колоннами. Сохранившаяся местами черно-белая мозаика полов с геометрическими узорами - одна из самых ранних, обнаруженных на территории Эрец-Исраэль. Подобный мозаичный пол украшал также двор Больших бань Масады. Аналогичные мозаики обнаружены в Италии. По-видимому, это свидетельствует о том, что создатели мозаик и настенной живописи выписывались Иродом из Рима.

Стены и потолки как жилых комнат, так и зала, были украшены фресками. В зале установлен макет северного дворца.

С террасы открывается великолепный вид на Мертвое море и долину. У подножья горы прослеживаются прекрасно сохранившаяся система римской осады и древний путь на север. Сидя на террасе, обитатели дворца наслаждались прохладными дуновениями долетавшего с моря бриза.

Приблизившись к краю террасы можно как бы с высоты птичьего полета обозревать нижние ярусы, к которым вели ступени, вы сеченные в скале е западной стороны дворца. Значительные участки древней лестницы в дальнейшем обрушились во время нередких в этих местах землетрясений. Вернемся на площадку, от которой начинается спуск к среднему ярусу дворца (66). Миновав вырубленный в скале водосборник и небольшой оштукатуренный бассейн для ритуального омовения (микве), подходим к лестнице. В среднем ярусе помещался большой зал, где проводились трапезы и прием гостей. От пего сохранились дне концентрические стены, служившие основанием крытой колоннады. Последние ступени лестницы, ведущей на нижний ярус, являются подлинными. Нижний ярус (6 в) представляет собой слегка приподнятую квадратную платформу. Здесь находился зал, окруженный галереями, также предна для приемов и торжественных пиршеств К южной части скалы примыкают коринфские колонны, капители которых изначально были раскрашены. Внешние степы центрального зала были покрыты искусственным мрамором (сгукко), в то время как внутренние были расписаны фресками, имитировавшими цветной мрамор с геометрическим орнаментом. Ступени в восточной части террасы ведут к небольшой бане в римском стиле, имевшей три отделения: обычное, парное и охладительное. Здесь были обнаружены находки, по-видимому свидетельствующие о последней ночи Масады: останки трех человеческих тел (очевидно, повстанцев), а также детали одежды и обуви, многочисленные стрелы, металлические пластины защитных доспехов и прекрасно сохранившаяся женская коса.

Большие бани (7). Бани и плавательные бассейны были неотъемлемой частью римской культуры. Вход в бани, примыкающие к складским помещениям, пролегает через двор, окруженный каменными столбами, предназначавшимися для гимнастических упражнений. Во дворе можно видеть макет бань в их изначальном виде.Первое помещение - украшенная стенной росписью и вымощенная прекрасными каменными плитами раздевалка (аподиториум). Повстанцы установили здесь скамью, сложенную из деталей колонн, и соорудили микве. За раздевалкой следует собственно банное помещение (хипедариум) с прекрасно сохранившейся настенной росписью. Справа расположен вход в ступенчатый бассейн с холодной водой (фригидариум). Через сохранившуюся арку попадаем в "сухую сауну(каледариум), имевшую широкий сводчатый потолок и двойной пол (гипокауст), верхний слой которого опирался на каменные и глиняные столбики. Горячий воздух, нагнетавшийся в пространство между двумя слоями пола, поднимался по вделанным в стены глиняным трубам с овальными отверстиями и разогревал помещение. Часть облицовки стены и пола отреставрирована. У стены помещалась ванна с протекавшей через нее горячей водой. Все это отделение богато украшено фресками и искусственным мрамором.

Современный выход из бань пробит специально для удобства экскурсантов. Около него можно видеть обогревательную печь, горячий воздух из которой поступал в бани.

Пройдя по дорожке между складскими помещениями, попадаем на Площадку жеребьевки (8), где были обнаружены многочисленные остраконы (глиняныечерепки с нанесенными на них письменами), на одном из которых значится имя Бен Яира, предводителя зелотов, основной группы повстанцев. Выдающийся израильский археолог Игаэль Ядин считал, что, по крайней мере, часть из найденных в Масаде остраконов несомненно связана с последними часами крепости. Надписи на 11-ти из остраконов выполнены одной и той же рукой и содержат каждый одно имя. По мнению Ядина, они были изготовлены для жеребьевки: согласно Флавию, последние десять человек, еще остававшиеся в живых, тянули жребий - кому из них предстоит убить девять остальных и поджечь крепость, а затем покончить с собой.

Рядом с Площадкой жеребьевки находится площадь Водяных ворот (9), откуда можно подняться на крышу Больших бань и обозреть сверху складские помещения, стены которых были разрушены сильным землетрясением, произошедшим, по-видимому, в 4-м веке. Водяные ворота (9) представляют собой часть системы водоснабжения крепости. Местоположение Масады в пустынном и чрезвычайно жарком районе требовал создания надежной системы бесперебойного водоснабжения. Ирод успешно справился с этой задачей, возведя плотины, которые отводили дождевую воду, наполнявшую в зимнее время русла пересыхающих потоков (вади), в искусственные каналы. На двух уровнях на склоне горы были вырублены 12 внушительных размеров оштукатуренныхводосборников, вмещавших 40 тысяч кубометров воды. Вьючные животные поднимали эту воду к Водяным воротам, откуда она поступала в водосборники,расположенные непосредственно на вершине горы, в большинстве подземные.

Пересечем площадь и подойдем к обширному Административному зданию  (10). Его местоположение (по соседству со складскими помещениями) заставляет предположить, что оно служило конторой царских чиновников. В период восстания здесь проживало несколько семей повстанцев, которые устроили в углу центрального двора микве. После захвата крепости римлянами в этом здании в течение непродолжительного времени размещался воинский гарнизон.

В углу Административного здания находилось Помещение стражи, вдоль стен которого, украшенных стукко, располагались скамьи.

От помещения стражи, обогнув Административное здание, можно приблизиться к его южной стене. Здесь возвышается отреставрированная Сторожевая башня (25), с которой открывается вид на всю территорию крепости и ее окрестности. Южнее Сторожевой башни расположены Казармы (26), в которых размещались солдаты Ирода. помещения использовались и в период восстания (когда к ним было добавлено много дополнительных комнат), а также в византийский период.

Вернемся к помещению стражи и свернем на дорожку, проложенную вдоль западной части крепостной стены. Миновав микве и пещеру, служившую в древности складом (здесь были найдены черепки десятков сосудов иродианской эпохи), по мостику перейдем к смотровой площадке (11), с которой можно:видеть Северный дворец, систему водоснабжения Масады, тропинки, ведущие вгору, три римских лагеря и сооруженную римлянами осадную насыпь.

По соседству со смотровой площадкой расположена действующая модель системы водоснабжения крепости.

Отсюда направимся к Синагоге (12). Здание было выстроено в эпоху Ирода и, вероятно, служило в то время конюшней. Повстанцы превратили его в синагогу. Вдоль стен были устроены ступенчатые скамьи. В двух ямах, вырытых и полу (возможно, с целью создания генизы - места хранения обветшавших священных текстов, а также предметов культа, уничтожение которых запрещено еврейскими религиозными нормами), были обнаружены остатки подлинных Библейских свитков той эпохи и среди них "Видение сухих костей'' из книги пророка Иехезкеля. На полу сделана надпись: "Десятина Коэна". Это одна из древнейших синагог, созданных в конце эпохи Второго Храма (разрушенного римлянами 70 году).

Южнее синагоги Гнал обнаружен "Каземат свитков", куда римляне после падения крепости сложили остатки "имущества" повстанцев, в том числе большое количество письменных источников обрывки свитков и папирусов. Помимо всего прочего в Каземате свитков была обнаружена платежная ведомость римского всадника из Десятого легиона. Ведомость свидетельствует, что Гайус Масиус  уроженец колонии Бейрут, за год трижды получил причитавшееся ему жалованье, Издержки на обмундирование, снаряжение и питание легионера и его лошади были удержаны из жалованья.

Еще южнее расположен Колумбарий (13) две голубятни, служащие также дозорными башнями, выстроенные при Ироде еще до возведения крепостной стены. Вход на голубятни помещался высоко от земли, так что добраться до него можно только с помощью лестницы. В углублениях стены гнездовались голуби, мясо которых употреблялось в пищу, а помет использовался в качестве удобрения. В византийскую эпоху в южной башне проживали монахи.

За Колумбарием бросается в глаза Пролом и крепостной стене (14) над сооруженной римлянами насыпью. В месяце писан 73-го или 74 года римляне подняли к стенам Масады громадную обитую железом осадную башню, которая помогла им преодолеть разницу в уровнях насыпи и крепости. С башни по стене были выпущены тысячи каменных ядер (о чем свидетельствуют находки). Защитники крепости пытались воспрепятствовать разрушению стены, в свою очередь осыпая римлян камнями и обломками скал.. В ответ римские воины поливали повстанцев градом стрел, также во множестве обнаруженных на этому частке. Пробив наконец брешь в крепостной стене, римляне подожгли внутреннюю бревенчатую стену, сооруженную повстанцами, что решило исход битвы.

Западные ворога византийского периода (15). Ворота сложены из тесанных камней и в конце дорожки, проложенной по римской насыпи. До наших дней продолжающей служить подъемом к Масаде

Выйдя через эти порота за стену и спустившись вниз примерно на 75 метров, можно повернуть направо (в соответствии с указателями) и осмотреть расположенные в склоне горы Водосборники. Расстояние от Западных ворот до водосборников примерно 500 метров.

От Западных порог пройдем по дорожке мимо Западного дворца (17) и свернем к небольшой прекрасно сохранившейся Церкви византийского периода (24), которая являлась центром Монастыря византийских отшельников. Миновав придел с белым мозаичным полом пройдем в центральный молит венный зал с цветным мозаичным полом. Стены церкви украшены геометрическими узорами, выполненными из глиняных черепков и камушков, утопленных и штукатурке.Завершающая центральный зал полукруглая апсида сохранилась в полную высоту. В центре ее расположено арочное окно, стекла из которого были обнаружены во дворе. Можно до сих пор различить отверстия прутьев оконной решетки. В апсиде помещался алтарь, отгороженный от остальной части 'мраморной алтарной преградой, под ним было выдолблено углубление, возможно, служившее дли захоронений. Крыша церкви была выложена черепицей, остатки которой были найдены на земле В западном приделе сохранился мозаичный пол с медальонами, содержащими изображения фруктов и корзин со снятыми хлебами. Двор церкви, в котором располагалось несколько хозяйственных построек, был обнесен невысокой каменной изгородыо. Вода с крыши стекала по оштукатуренным водосточным желобам, прилегавшим к внешним стенам.

Снова пройдем мимо Западного дворца в обратном направлении. Южнее Западных ворот  в крепостной стене имеется Гкипня, прозванная "Кожевенной"поскольку и ее нижнем уровне помещалась кожевенная мастерская.

Теперь осмотрим Западный дворец (17). Это самое обширное строение на Территории крепости (общая площадь - 3700 кн. метров). Ирод расширил дворец более раннего периода, пристроив к нему ряд дополнительных помещений. Западный дворец служил официальной резиденцией царя. Помимо личных покоев, большого зала для приемов и Тронного зала здесь располагались многочисленные мастерские, складские помещения, служебные комнаты и помещение охраны. Справа от входа можно  видеть микве  Западного дворца Ирода. Через отделанный стукко вестибюль, вдоль стен которого располагаются каменные скамьи, попадаем в прямоугольный внутренний двор с оштукатуренным настилом и водным каналом, проложенным вдоль восточной стены. Через следующие два помещения, также со скамьями, проходим в прекрасно оштукатуренный центральный внутренний двор. Здесь представлен макет первоначального дворца (без позднейших пристроек). В этой части строения был обнаружен зал, идентифицированный как Тронный, поскольку в его полу сохранились четыре углубления от столбов, по-видимому служивших основанием царского трона.

По Лестнице, расположенной в северной части двора, поднимемся на второй этаж, откуда можно осмотреть украшенные мозаикой и искусственным мрамором бани. Рядом с банями располагался приемный зал с великолепным цветным мозаичным иолом. Спустившись по ступеням, увидим слева банное помещение с двумя каменными ваннами и бассейном с холодной водой.

Общественный ритуальный бассейн — микве (18) Вместительный бассейн для ритуального омовения был высечен в скале и оштукатурен в период восстания. Необычайно широкие ступени, ведущие в микве, позволяли совершать омовения одновременно десяткам людей. В верхней части здания была обнаружена "раздевалка": ниши в стене для хранения одежды.

Малые дворцы. В иродианскую эпоху были выстроены три небольших дворца для приемов, в дальнейшем превращенные повстанцами в жилые помещения.

Малый дворец (19). К югу от Западного дворца расположено здание, строительство которого, по всей вероятности, так и не были закончено. В период восстания сбоку от дворца был сооружен большой зал собраний с каменными скамьями вдоль стен, в центре стоял стол. Археологи назвали это здание Бет мидраш ~ Дом учения, то есть место изучения Торы и других священных текстов.

Второй Малый .дворец (20а) расположен восточнее микве. В его внутреннем дворе имеется водосборник. Повстанцы устроили здесь небольшой ритуальныйбассейн.

Желающие посетить южную часть крепости (объекты 27 - 32) должны повернуть отсюда на юг. Описание этого маршрута приводится ниже.

Еще восточнее стоит третий Малый дворец (21).

Продолжение тропы приводит нас к крепостной стене. Вся плоская вершина горы была обнесена мощной двойной стеной, в которой изначально имелось 30 башен и четверо ворот. Пространство между внешней и внутренней кладкой стены было разделено на десятки казематов (21), также превращенныхповстанцами  в жилые помещения. Обнаруженные здесь находки позволяют судить об их образе жизни и повседневных занятиях Среди прочего были обнаружены ткани, ткацкие станки и прялки, плетеные корзины, керамические, стеклянные и деревянные сосуды. кожаные изделия, металлические и каменные инструменты, монеты, украшения и даже остатки пищи. Но самыми впечатляющими находками оказались многочисленные тексты, выполненные на иврите и арамейском языке, позволившие ученым познакомиться с духовной жизнью общины.

Спустимся по тропе к Восточной смотровой площадке (удобной также для посещения инвалидами), а оттуда подойдем к Восточному водосборнику. В него поступала вода, стекавшая со всей северной части Крепости. Следы штукатурки здесь заставляет предположить, что этот  резервуар был сооружен еще в Хасмонейскую эпоху. От верхней точки Змеиной тропы к нему ведет оштукатуренный канал. В византийскую эпоху водосборник и канал были расчищены и снова начали служить обитателям крепости.

Продолжив движение на север, достигаем пещеры (23), в которой в византийскую эпоху проживали монахи По всей вероятности, изначально тут была каменоломня. Монахи уединялись в пещере на протяжении шести дней в неделю, а по воскресеньям собирались в церкви для общей молитвы и трапезы.

Экскурсии по южной части крепости

От второго Малого дворца (20) можно пройти к Круглой башне колумбария. Башня выстроена в иродианскую эпоху и служила для разведения голубей (нижняя часть) и сторожевой службы.

На южной оконечности крепости Ирод выстроил огромный, вместимостью 550 кубометров, крытый Плавательный бассейн (29), потолок и ступени. ведущие в воду, были оштукатурены. Создание в безводной пустыне такого гигантского, по тем временам, бассейна свидетельствует о чрезвычайной приверженности царя римской культуре, которая уделяла первостепенное внимание физическим упражнениям, в том числе и плаванию.

В византийский период к восточной стороне бассейна были пристроены дне монашеские кельи для желавших нести уединенный образ жизни.

Южная крепость В древности существовала возможность подняться на Масаду по южному склону горы. Необходимость обороны этого участка, по-видимому, и заставила выстроить здесь крепость. Сегодня здесь устроена смотровая площадка, с которой открывается вид на русло вади Масада, Мертвое море, римскую насыпь и Восьмой  римский лагерь, разбитый на краю горного плато, возвышающегося над Масадой (отсюда римляне вели постоянное наблюдение за проходившим в крепости).

Южный водосборник (28). О6обширных инженерных знаниях и возможностях строителей можно судить на примере этого огромного водохранилища. Лестница из 64 ступеней, высеченных в скале, ведет на дно водосборника. Несколько слоев прочнейшей штукатурки покрывают его стены.

Южная часть крепостной стены и Южные ворота Двигаясь вдоль крепостной стены на север, достигаем Южных Ворот, ведущих к большому водосборнику и пещерам, зияющим в южном склоне скалы. Недалеко от этих ворот можно видеть башню и каземат, в которых были расположены зернохранилище и плиты для приготовления пищи. С крыши башни открывается вид на русло потока Масада. Мертвое море и горы Моава.

Информация взята из путеводителя по Масаде

 

Дополнительные материалы:

Масада - последняя крепость (фильм)

Фильм Масада на торенте

Странник в Масаде (фильм)

http://www.nashmir1.info/index.html  описание с фото

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Мека (12.03.2018 00:36:39)
Благодарю за интересную и полную инфо о Масаде. Посетить однозначно стоит . Виды с терассы Северного дворца впечатляют ! Побывали с сыном 5,5 лет. Обошли всю крепость. Спустились вниз по змеиной тропе))
Rog&Co (12.05.2017 17:04:11)
Посетили крепость с экскурсией 03.05.17.
Интересное место...
Автозачёт получен, большое спасибо автору.
slvital (22.09.2016 23:09:35)
-nz- (17.11.2013 13:52:04)
Dimka_Kiev (10.07.2013 02:08:06)
NOZO (16.08.2012 15:52:30)
Volunteer (02.04.2012 23:33:03)
Jery (20.11.2011 16:02:07)
ТрУдНоВоСпИтУеМаЯ и Ко.... (24.09.2011 11:01:01)
монстр (03.06.2011 11:33:42)
Jon45 (16.05.2011 15:22:12)
YuNarY (14.03.2011 23:32:37)
Domosed (23.09.2010 01:07:21)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.