История строительства и эксплуатации паровозов узкой колеи в России берет свое начало в 1870 году, когда правительством было принято решение о сооружении узкоколейных железных дорог общего пользования. С этой целью за границей были закуплены первые узкоколейные паровозы. Вскоре такие локомотивы стали производить и отечественные заводы, а паровая тяга в течение многих десятилетий оставалась основным видом тяги на наших узкоколейных железных дорогах. В 1960 году, с выпуском Воткинским заводом последнего паровоза серии ВП-4, в СССР завершилось паровозостроение. В продолжение последующих десяти лет на советских узкоколейках происходил интенсивный переход на более прогрессивные виды тяги. Реально этот процесс в основном завершился в середине семидесятых годов.
Криворожский узкоколейный паровоз прославил себя в годы октябрьской революции и после нее, когда город активно восстанавливался. В потрепанном войнами городе было много шахтных выработок и небольших заводов, вследствие чего и развивалась сеть узкоколейных дорог. Оттого и восстанавливалась экономика города именно по ним.
Рядом с паровозом есть Краеведческий музей, рекомендую посетить!