История севастопольского трамвая [TR/7472]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Традиционный
Класс: Исторический
Прогулка
Автор запретил посещение тайника в зимний период
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Крым Авт. Респ.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Севастополь-Балаклава
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 5
РЕЙТИНГ
3.89Рекомендаций: 2Нашли: 59
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Laris
Создан: 24.04.2010
(отредактирован 13.07.2010)

Описание окружающей местности

История устройства в Севастополе трамвайного движения интересна тем, что севастопольский трамвай был пущен первым в Крыму.

16 августа 1896 г. Севастопольская городская Управа заключила договор о предоставлении концессии на устройство в г. Севастополе электрической железной дороги - трамвая, камер-юнкеру Высочайшего двора статскому советнику Р.К. фон Гартману. Договором предусматривалось устройство в Севастополе электростанции, трамвайных путей за счет предпринимателя, которому давалось право эксплуатации трамвая в течение 40 лет с уплатой в пользу города каждые полгода 3% с валового сбора за проезд пассажиров и перевозку грузов. По окончании срока концессии все имущество предприниматель обязывался передать в собственность города в исправном состоянии.

Еще до начала строительства , Р.К. фон Гартман передал концессию Компании тяги и электричества Бельгийского Анонимного общества (Compagnie de Graction et d Electricite. Societe Anonyme), отделение правления   которого находилось в С.- Петербурге.

 В июле 1897 г., с прибытием в Севастополь первого управляющего, была начата деятельность Управления Севастопольской городской электрической железной дороги и электрического освещения.

18 июля Управление получило от Городской Управы разрешение на начало работ. 31 августа состоялась официальная церемония закладки электростанции в Севастополе.
В феврале 1898 г. Городской Управой было заключено соглашение с директором-распорядителем Компании тяги и электричества об устройстве электрического освещения улиц Севастополя и Приморского бульвара.

Согласно договору, заключенномуо 16 мая 1896 г., владелец концессии на устройство в Севастополе электрического трамвайного движения, имел право создавать товарищества или общества по эксплуатации трамвая с выпуском акций или облигаций. В июне 1898 г. в г. Льеже (Бельгия) было учреждено Акционерное общество "Севастопольский трамвай" (Tramways de Sebastopol Societe Anonyme). Представителем Общества в России - уполномоченным членом его правления, являлся бывший директор - распорядитель С. - Петербургского отделения правления Компании тяги и электричества - Вейншток Л.И. В Управлении Севастопольской городской электрической железной дороги и электрического освещения никаких изменений не произошло.

 Движение трамвая в Севастополе было открыто 12 сентября 1898 года, одновременно продолжалось строительство новых линий.

В 1899 г. в Управление Севастопольской городской электрической железной дороги и освещения входили: электростанция, служба движения, служба тяги, служба пути, служба сети и освещения, санитарная служба. До полного окончания строительства трамвайных линий 3% - ый сбор от выручки Управления в пользу города не производился.
25 июня 1899 г. российским императором были утверждены Условия деятельности в России и Устав Бельгийского Акционерского (Анонимного) общества "Севастопольский трамвай". Общество имело целью эксплуатации в г. Севастополе электрических железных дорог и освещения, а также применение электрической энергии для других промышленных надобностей.

Регулярное движение трамвая было открыто 19 декабря 1899 г. 31 декабря 1899 г. все имущество Компании тяги и электричества в Севастополе было передано в собственность АО "Севастопольский трамвай". Управление севастопольской электрической железной дороги и электрического освещения передало дела Управлению Севастопольского трамвая.

С 1 января 1900г. АО"Севастопольский трамвай" вступило в свои права .Управляющий в г. Севастополе являлся одновременно главным инженером и подчинялся Уполномоченному правления Общества, располагавшемуся в С.- Петербурге.

С 1 января 1905 года новым владельцем севастопольского трамвая стало «Бельгийское анонимное общество трамваев и применения электричества», в состав которого вошло акционерное общество «Севастопольский трамвай». Агентство Общества в Севастополе стало именоваться "Управление севастопольского электрического трамвая и освещения". Главное управление оставалось в С.-Петербурге, правление Общества в г. Льеже (Бельгия). В 1909-1912 годах «Бельгийское анонимное общество трамваев» проводило значительные работы по продлению старых и строительству новых трамвайных линий в Севастополе.

Еще в 1902 году управление трамвая решило удлинить Артиллерийскую линию трамвая от Корниловской до Екатерининской площади, чтобы живущие на слободках могли ездить к Графской пристани и городскому театру. Однако проект продления приняли только в июне 1908 года, а работы по сооружению второй колеи по Нахимовскому проспекту для продления Артиллерийской линии закончили в конце мая 1909 года.

В июне 1910 года открылось движение трамвая по Лагерной линии. Эта линия была запроектирована для соединения Новосильцевой площади (ныне пл. Ушакова) с верхними воротами Исторического бульвара и зданием панорамы. Позднее, по просьбе начальника 13-й пехотной дивизии, линию продлили до лагеря этой дивизии, располагавшегося к югу от казарм Белостокского полка (ныне северная часть микрорайона Куликова поля).

Последней была сооружена Корабельная линия трамвая от железнодорожного вокзала по Корабельному спуску, Малахову проспекту (ныне ул. Героев Севастополя), Черниговской улице (ул.Р.Люксембург) до спуска к Аполлоновой балке. Движение трамвая по этой линии открылось в сентябре 1912 года.

В конце 1911 года построили новый вагонный парк на Колодезной площади к юго-западу от железнодорожного вокзала (ныне конец ул. Портовой). В 1913 году, по проекту городского архитектора В.А.Чистова, соорудили новое здание управления трамвая на Лабораторной площади, (здание сохранилось, ныне пл. Ревякина, 1).

К 1914 году в Севастополе действовали следующие трамвайные линии: Круговая, Артиллерийская, Лагерная, Вокзальная, Корабельная. Стоимость проезда без пересадок по Артиллерийской линии составляла 4 копейки, на остальных - 5 копеек. С 6 до 8 часов утра проезд для всех пассажиров по всем линиям без пересадки был дешевле - 4 копейки. Нижние воинские чины и учащиеся всех учебных заведений платили за проезд по всем линиям 3 копейки.

С пуском новых линий росло количество пассажиров трамвая. В 1909 году было перевезено по всем линиям трамвая более 2 млн. 700 тысяч человек, в 1912 году - более 4 млн., в 1914 - 6 млн. Увеличивался подвижной состав трамвайного парка. Если в 1898 году вагонный парк насчитывал 4 вагона, то в 1904 - 15, в 1915 - 20.

Градоначальник и городское управление заботились о безопасности движения трамвая и удобстве пассажиров. В апреле 1908 года градоначальник обратился в управление трамвая с требованием об установке на 13 трамвайных остановках ожидалок-скамеек с навесами. Из них к 1910 году построили только три (автор проекта - архитектор В.А.Чистов).

Дума неоднократно принимала постановления о запрещении переполнения вагонов, курить, плевать, есть семечки в трамвае и даже о воспрещении пользоваться трамваем для дам, если на острых концах шпилек шляп у них не будут надеты специальные наконечники. В 1903 году севастопольская городская управа обратилась в управление трамвая с просьбой «не допускать расклейки афиш и объявлений в вагонах трамвая над сиденьями пассажиров во  избежании  порчи их одежды».

В 1913 году участились жалобы в городское управление на плохую работу трамвая. Городская газета сообщала в сентябре 1913 года: «Господин полицмейстер пишет, что он, часто пользуясь трамваем, лично наблюдает, как кондуктора двигают вагоны, не дождавшись, пока усядется публика, позволяют заполнение вагонов до невозможности так, что публика стоит в проходах, и даже на подножках, допускают в вагоны пьяных, публика в вагонах курит, ест, вагоновожатые невнимательны, и несчастные случаи учащаются, и теперь без них почти не проходит дня». В ответ на жалобы городская дума приняла в октябре 1913 года обязательные правила движения и пользования трамваем.

К началу XX века севастопольский трамвай являлся одним из крупных предприятий Севастополя и Крыма.

Количество рабочих трамвая в 1914 году составляло 215 человек. К 1917 году севастопольский трамвай располагал следующим имуществом: Корабельный трамвайный парк с ремонтными мастерскими , Городской трамвайный парк на Колодезной площади , 24 моторных вагона , 12 прицепных открытых вагонов, путь одноколейный по Вокзальной линии - 1680 м, Круговой - 3720 м, Артиллерийской - 2405 м, Лагерной - 1250 м, Корабельной - 2505 м.

Главное управление ведало также эксплуатацией трамваев в городах Николаеве, Кременчуге, Ярославле, Екатеринодаре (Краснодаре). В феврале 1918 г. имущество Управления севастопольского электрического трамвая было национализировано. Национализация была отменена с занятием Севастополя немецкими войсками в мае 1918,предприятие возвращено Бельгийскому обществу.

Трамвайное движение в Севастополе продолжалось до весны 1919 года. С апреля месяца оно было прекращено из-за отсутствия топлива в условиях частой смены власти в городе в ходе гражданской войны, продолжавшейся на территории Крымского полуострова. Электростанция работала в сокращенном режиме, обеспечивая электроосвещения в городе в течение нескольких часов в сутки.

Управление севастопольского трамвая и освещения прекратило свою деятельность в ноябре 1920 г. В декабре 1920 г. имущество Бельгийского Анонимного общества трамваев и применений электричества в Севастополе было национализировано и передано подотделу коммунальных предприятий Севастопольского Военно-революционного комитета.

Идея прокладки линии электротранспорта от севастопольской площади  Коммуны (нынче площадь Ушакова)  до Балаклавы прозвучала в ноябре 1923 года.

 Составление проекта прокладки рельсов и строительства объектов инфраструктуры взял на себя инженер П. П. Добронравов – специалист, подготовленный в царское время. Стоит напомнить о том, что российские инженеры-путейцы были лучшими в мире.

Пётр Павлович представил чертежи  в декабре. В начале января 1924 года проект рассматривался на специально созванном совещании. Сметная стоимость строительства оценивалась в пределах четверти миллиона рублей. В местном бюджете таких средств не нашлось. Они поступили от действительно прозрачной аренды, судя по всему нэпманами, в Балаклаве 12 дач сроком на 9 лет и 10 десятин виноградников в границах нынешней «Золотой балки».15 апреля 1924 года строительство началось сразу с противоположных концов. Одновременно во встречном направлении.

О балаклавском БАМе писали газеты. Строки из «Маяка Коммуны» от 14 октября 1924 года: «Электричество вытесняет лошадь. Расстояние из Севастополя в Балаклаву  вместо обычных двух с половиной часов будет покрыто трамваем за пятьдесят минут… На будущее лето проснётся наконец «спящая красавица»  Балаклава и, благодаря трамваю, станет шумным пролетарским курортом». В заметке были ещё колючие слова: «К великому неудовольствию несущихся мимо линейщиков». Линейщики – это извозчики-монополисты.

Типографская краска сохнет быстрее, чем чернила. Но и она на газетной полосе не успела окончательно высохнуть, как 14 ноября 1924 года открылось движение трамваев на Балаклаву. «15 ноября 1924 года два вагона, разукрашенные красными флагами,  почётными гостями , представителями трудящихся, воинами армии и флота проделали первый рейс, В этой народной стройке принимали участие  жители не только Севастополя и Балаклавы, но и окрестных сёл».

Событие давно прошедших лет, но, по другим источникам, официальное открытие регулярного движения по трамвайной линии Севастополь–Балаклава пришлось на первые числа мая 1925 года. Все равно быстро, если принять во внимание объёмы строительства – 14 с лишним километров пути по пересечённой местности! – технические возможности того времени.

Маршрут пролегал мимо хуторов Полуди, Жильцова, Брацлавского, Максимовича, существовавшего в то время Новоземельского поссовета, загородных воинских казарм, вблизи опять же хуторов Куджаков, Шита, Божко… 14-й была остановка в       Кадыковке, 17-й – Левадка. И наконец 18-я – площадь 1 Мая в Балаклаве.. С самого начала балаклавская трамвайная линия показала свою высокую экономическую эффективность. За первые шесть месяцев её эксплуатации было получено 25 тысяч рублей прибыли. Была возвращена  десятая часть её сметной стоимости. Всего за полгода.  Увеличился поток курортников. Первоначально считали, что услугами трамвая ежедневно будет пользоваться не более 250 человек. На самом деле перевозилось 1200 пассажиров. В очередной раз балаклавский трамвай показал своё своеобразие. В оба конца на нём перевозились не только пассажиры, но и грузы. В Севастополь доставлялись продукты консервного завода «Пролетарий», уловы рыболовецкого колхоза, изделия артели «Крымский мраморщик», бутовый камень и щебень рудоуправления… Истории известен лишь один сбой в движении трамвая по  балаклавской линии. Он произошёл вследствие известного  крымского землетрясения в 1927 году. Под воздействием стихии разрушилось здание силовой подстанции, кое-где «повело» рельсы. Потребовался нешуточный ремонт.

В годы Великой Отечественной войны трамвайный парк в Севастополе был полностью разрушен, и после войны не восстанавливался. Трамвай на улицах города заменили автобусы и троллейбусы.

 

Источник -   Государственный архив   г . Севастополя,

http://www.koleco.info/index.php

Описание тайника

Содержимое тайника

Всякая разная всячина

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

polgav (20.11.2016 20:50:51)
Тайник найден 20 ноября 2016 года. Люблю нерельсовые транспортные средства, но в этом месте ничего о трамваях уже не напоминает.
Звезда (14.09.2016 19:48:49)
Тайник взят со второй попытки.А в первую где то месяцев 5 назад,ну никак навигатор спутники ловить не желал.
medvedski (09.08.2016 09:38:49)
deli kaplan (28.07.2016 22:29:35)
Scarabingo (25.07.2016 12:27:45)
Полтора землекопа (21.05.2016 10:44:02)
Сталев (27.03.2016 20:11:18)
rizhik-rizhik (02.08.2015 11:34:00)
Sevsky (06.03.2015 23:20:46)
Странник-86 (06.10.2014 23:05:38)
DisaV (03.10.2014 01:04:48)
СтарыйХрен (09.02.2014 00:49:15)
Байдерины (28.01.2014 19:36:59)
Sergio79 (22.08.2013 11:36:20)
faming (11.08.2013 15:39:09)
ЖЖ и Chuma (07.05.2013 11:45:37)
nastri1 (29.03.2013 17:38:25)
aurodkov (02.03.2013 18:57:00)
oboima (24.02.2013 21:05:55)
Юлишна (10.02.2013 02:20:33)
Вера (06.09.2012 22:24:35)
Dfyj (02.06.2012 18:15:31)
TOHuK (27.05.2012 21:20:34)
Семья Тумановых (14.01.2012 21:03:05)
Фиатра (12.01.2012 22:47:29)
lewka (08.08.2011 00:07:34)
Белка Пепе :) (14.07.2011 18:51:25)
c_raz_y (04.06.2011 19:31:53)
m.nata (09.05.2011 22:27:06)
TGWizardr (29.04.2011 19:06:22)
relicts (21.04.2011 00:50:22)
Byaka (21.11.2010 20:16:55)
OlgaМ (21.11.2010 20:15:48)
Derek (21.11.2010 19:38:19)
LagunaN (21.11.2010 19:14:14)
$eth (07.09.2010 11:00:57)
Kit TAC (29.08.2010 16:14:14)
Семья "Че" (23.08.2010 14:06:07)
Hen (19.08.2010 21:16:43)
Korzhov (13.07.2010 13:21:45)
NatIn (20.06.2010 04:00:15)
White_Owl (26.05.2010 11:14:48)
SLA (23.05.2010 22:16:32)
Fagot (08.05.2010 17:12:23)
GavR&Runa (04.05.2010 21:32:09)
wadim-bmw (04.05.2010 18:39:18)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117