В 1780-х годах в России работали восемь архитекторов и каменных дел мастеров рода Жилярди. Все они состояли на государственной службе, приносили присягу на верность, работали большей частью в Москве, строили по заказам частных лиц, получали чины, ордена и, разбогатев, обычно уезжали заканчивать свой жизненный путь на родину, в Швейцарию. В 1785 году в Монтеньоне близ Лугано у Ивана Дементьевича Жилярди родился сын Доменико. В одиннадцатилетнем возрасте мальчика привезли к отцу в Россию. В семье Жилярди жил и воспитывался А. Ф. Григорьев, будущий вьщающийся архитектор XIX века. Практически все крупнейшие объекты архитекторами разрабатывались совместно, А. Ф. Григорьев был совершенно виртуозный график, он обычно выполнял экспозиционный материал для согласования проектов. Жилярди следил за воспитанием и обучением сына, «чтобы он (сын) стал честным, благородным человеком, служил обществу и думал не только о собственных нуждах...». В 1806 году Д. Жилярди оканчивает Миланскую академию и четыре года изучает искусство и архитектуру Италии — Рима, Флоренции, Венеции. В 1813 году Д. Жилярди участвует в Международном конкурсе на сооружение Храма в память героев Отечественной войны 1812 года. Проект представляет триумфальную колоннаду на тему: «Россия, дарующая мир Европе», и подписан скромно: «Жилярди-сын». Москва после войны представляла пепелище, и талантливый архитектор многие годы выступает как реставратор, градостроитель, неукротимый организатор строительства. Количество восстановленных и построенных зданий поражает воображение; комплекс Московского университета, Опекунский совет, Вдовий дом, Екатерининское училище, Воспитательный дом, дома Луниных, Гагариных, Карауловых, Сибиряковых, Хрущевых, Череватовых, Сотниковых, Сахаровых, и наконец, усадьба в Кузьминках. В настоящее время все эти особняки и здания занимают высшие государственные учреждения и институты.
В 1825 году к власти приходит Николай I, наступает реакция, Священным Синодом и царствующей семьей предписывается строить церкви только в русско-византийском, «патриотическом» стиле. Д. Жилярди пишет в Швейцарию: «Мне поручают построить две церкви в русско-византийском стиле, две противные постройки». Он отказывается и в 1832 году навсегда покидает Россию, увозя с собой все свои многочисленные проекты. Умер Д. Жилярди в 1845 году, построив на родине только одну кладбищенскую часовню в русском стиле. Фотокопии проектов потомки Д. Жилярди передали в Научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, среди них три проекта церквей за подписью «Россия, проекты для неизвестной местности». Искусствоведом Л . И. Островой (институт «Спецпроектреставрация»), писавшей историческую, принадлежит открытие сразу трех ранее неизвестных построек Доменико Жилярди; Троицкая церковь 1815-1820 годов в селе Коледино Московской области, Преображенская церковь 1824 года в городе Рязани (бывшее село Конищево) и церковь Михаила Архангела 1832 года в селе Ново-Михайловке. Вот что писал исследователь Вагнер о Рязанской церкви, ничего не зная об ее авторе: «Речь идет о первоклассном произведении искусств, даже уникальном для Рязанской области». Все три церкви очень схожи и как аналоги могут дополнять друг друга, но вершиной творчества Д. Жилярди в культовом зодчестве, взлетом его творческой фантазии, несомненно, является Михаило-Архангельская церковь. Здание по своей объемно-пространственной композиции резко отличается от наших привычных храмов. Храм с колокольней соединяется посредством открытого перехода под двухскатной кровлей. Стены колокольни и аттика четверика сделаны с повалом, что создает иллюзию увеличения высоты, придает небольшому сооружению монументальность. Пропорционально выверенный, безукоризненный масштаб всех элементов архитектурных композиций, пластичность и декоративное богатство ставит культовое здание в ряд исключительных по своим художественным достоинствам памятников.
Портал церкви сделан в чисто жилярдиевском стиле, в углубленные арки устроенные полуколонны с антамблементом, этот прием в XIX веке стал эталоном высочайшего вкуса. Его широко использовали в неоклассическом стиле XX века известные архитекторы: В. А. Шуко, А. Е. Белогруд, И. А. Фомин и другие. В церкви полы были чугунные, три голландские печи, на фасадах применялся мячковский камень. Золоченый иконостас изготовили и привезли из Москвы, живописцы также были московские, на колокольне было пять колоколов. Сохранился подробнейший отчет о всех произведенных работах, использованных материалах, их стоимости и самих строителях.
В 1937 году церковь эакрывают и частично разбирают, вся церковная утварь уничтожается. Многие годы здание бесхозно, своды его раскрыты, с обрушением их памятник будет представлять собой груду развалин и навсегда исчезнет в небытие.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: