Памятник строителям и водителям Чуйского тракта [VI/8714]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Алтайский край
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Бийск
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 2
РЕЙТИНГ
3.00Нашли: 26
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
город Миасс (VI/7564)
город Миасс (VI/7564)
Без подписи
Без подписи
Автор: isilgan
Создан: 15.09.2010
(отредактирован 18.01.2014)
Компаньоны: kubikrubika, Света, Виталий

Описание окружающей местности

Чуйский тракт

Как правило, путешественники добираются в Горный Алтай по Чуйскому тракту, берущему начало от моста через Бию в г. Бийске. Чуйский тракт является составной часть дороги федерального значения: Новосибирск – Бийск – Та-шанта. В Новосибирске, откуда ведется отсчет километров, начало федеральной дороги М-52. Чуйский тракт является главной транспортной артерией Горного Алтая и на всем протяжении в 616, 7 км проходит по территории Алтайского края и Республики Алтай, а заканчивается у государственной границы с Монголией. В Алтайском крае тракт проходит по территориям Бий-ского, Советского и Красногорского районов – всего 77 км. По территории Республики Алтай тракт проходит 539, 7 км.
    Тракт пересекает Горный Алтай почти в меридиональном направлении. Почти на всем протяжении, исключая спуск с перевалов, трасса идет на подъем. До с. Усть-Сема дорога идет по берегу самой крупной реки Горного Алтая – Катуни. Далее, пересекая Катунь, тракт идет в глубь Алтая по долине р. Семы лесистой горной местностью.
    Семинский перевал – самая высокая точка Чуйского тракта. Его высота 1894 м. Панорама перевала – живая природная картина, демонстрирующая путникам многоликий мир природных комплексов, растений и животных, собранных в четкие этажи ландшафтных зон. Пересекая Семинский перевал, дорога спускается в долину р. Урсул, после чего поднимается на следующий перевал Чике-Таман высотой 1460 м, далее тракт спускается в долину р. Большой Ильгумень, берегом которой он вновь выходит в долину р. Катуни, а у с. Иня опять пересекает ее. За с. Иня Чуйский тракт устремляется вверх по долине правого притока Катуни – р. Чуи. Крутые скалы с вертикальными стенками протягиваются на многие километры. Дорога петляет между отвесными скалами и рекой. Перед с. Курай тракт поднимается на невысокое седло и спускается в Курайскую степь. С трассы разворачивается панорама Северо-Чуйского хребта.
    Это, бесспорно, лучший вид на Чуйском тракте и один из красивейших на Алтае. Далее тракт проходит по Курайской степи, постепенно переходящей в гористую местность, и выходит в полупустынную Чуйскую степь.
    Таким образом, проезжая по Чуйскому тракту, можно наблюдать и сверкающие вершины гор, покрытые вечными снегами, и пустынные ландшафты монгольских нагорий, которые сменяются горной тайгой, постепенно сливающейся на севере с таежной зоной и лесостепью. Взаимное проникновение этих видов ландшафтов создает неповторимые и контрастные сочетания, пленяющие глаз путешественника.
    Стоит проехать по Чуйскому тракту, и вы увидите не только удивительную природу Алтая, но и познакомитесь с культурными, историческими и археологическими памятниками.
    Чуйский тракт – кладезь археологических и исторических памятников Алтая. Наиболее ранние из археологических памятников относятся к древнекаменному веку, самые поздние – к эпохе средневековья, то есть хронологический диапазон их широк настолько, что может позволить проследить историю Алтая на протяжении многих тысячелетий. Среди археологических памятников известны различные типы: поселения и городища, курганы и могильники, наскальные изображения и каменные изваяния, остатки древних оросительных систем и дорог. Наибольшее их количество сосредоточено по долинам рек Урсул, Катуни, Чуи, в окрестностях сел Туекта, Ка-ракол, Онгудай, Иня, а также в Курайской и Чуйской степях. Чуйский тракт – основная транспортная магистраль Горного Алтая – является одной из самых древних дорог, соединяющих Западную Сибирь с Центральной Азией.
    Этот путь, упоминания о котором содержатся в китайских хрониках тысячелетней давности, сыграл большую роль в развитии русско-алтайских, русско-монгольских и русско-китайских торгово-экономических и культурных отношений.
    Интенсивное освоение Чуйского тракта началось в результате добровольного вхождения алтайцев в 1756 г. в состав Российской империи. Первые сведения о нем в русских письменных источниках встречаются начиная с 1788 г. когда купцы впервые достигли р. Чуи и Курайской степи. Поводом к началу торговли на р. Чуе послужило ежегодное религиозное шествие тюрбенцев для положения дощечки в верховье р. Катуни в урочище Байх-гач, где находилось большое священное дерево. По дороге к паломникам присоединялись и другие пограничные жители для обмена товаров у чуйских двоеданцев (так назывались алтайские племена, которые платили дань одновременно русскому царю и китайскому императору), которые затем перепродавали их русским торговцам. Не желая иметь посредников, русские купцы сами стали ездить в Чуйскую степь, где были построены первые избушки на р. Чуе, на месте, называемом по-телен-гитски Кожо-Агач. В 50-60-е годы XIX в. у р. Буроты начинает действовать ярмарка, ставшая впоследствии известной даже в Монголии и Китае. С этого момента начались интенсивно развиваться русско-монгольские торговые связи, а вместе с ними и Чуйский торговый путь.
    Трудно сейчас представить, что когда-то это была всего-навсего вьючная тропа, и шли по ней небольшие караваны навстречу друг другу, преодолевая невероятные трудности. Сложные подъемы и опасные спуски, множество бомов на пути – одни приходилось преодолевать в обход, возле других устраивались помосты из бревен с шаткими перилами.
    «Чтобы иметь представление о современном пути до Кош-Агача, – писал один из современников в 1869 г.,– нужно видеть его в натуре, каждое же сравнение может показаться невероятным. На Чуйских бо-мах есть места, где вьючные и верховые лошади прыгают с камня на камень, по временам ударяясь боком о скалу, поднимающуюся вверх от тропинки. Проезжая по таким путям, самый искусный верховой ездок рискует на каждом шагу упасть с лошади и убиться до смерти».
    Только особая предприимчивость побуждала торговцев совершать поездки на Чую. Основными русскими товарами, идущими в Монголию и Китай, были зерно, мука, крупы, сахар, ткани, стальные и железные изделия. Китайско-монгольскими товарами, привозимыми в Россию, являлись чай, верблюжья и баранья шерсть, китайские шелковые ткани, шкуры сурка и других зверей. Дальнейшее развитие экономических связей тормозилось отсутствием удобной дороги в Чуйскую долину.
    В 1913 г. в Горном Алтае появляется изыскательская экспедиция под руководством инженера-дорожника, позднее известного русского писателя Вячеслава Шишкова. В задачу ее входило изыскание лучшего варианта для прокладывания кратчайшего пути в Монголию.
    Начиная с 20-х годов, тракт постепенно улучшается. 1923 г. является годом начала торговой связи между СССР и Монголией. Тогда впервые по Чуйскому тракту пошли советские караваны с грузом в Монголию. А чуть позже, в 1925 г. впервые за многие годы горы услышали непривычный гул – это двигались колонны первых автомобилей по Чуйскому тракту.
    Особенный размах строительство приобретает в 1933–1934 гг. Основной рабочей силой в эти годы являлись заключенные 7-го отделения Сибирских лагерей, большинство из них – недавно раскулаченные сибирские крестьяне. Работы проводились в труднейших условиях. Основными орудиями труда являлись кирка, лом, лопата, тачка. Дорогу выравнивали, покрывали гравием, вместо паромных переправ строили мосты, устраняли опасные участки пути у бомов, на перевалах. Для поддержания дороги в хорошем состоянии были выстроены дорожно-эксплуата-ционные участки. В 1936 г. через р. Катунь у с. Иня было завершено строительство первого в мире двухкабельного висячего моста, спроектированного инженером С.А. Цаплиным – памятник мостостроения сталинской эпохи, сейчас это памятник архитектуры.
    В суровые годы Великой Отечественной войны тракт не остановил своего дыхания. Большие караваны – тысячи тонн груза – круглосуточно уходили на фронт.
    Чуйский тракт сегодня – это итог многолетней работы нескольких поколений изыскателей, дорожных строителей, мостовиков и других работников дороги, посвятивших свою жизнь дорожному строительству, кто по призванию, кто по долгу службы, а кто и по принуждению. Всех их, несмотря на время и расстояние, объединил Чуйский тракт, ставший общей судьбой.
    На первом километре Чуйского тракта на постаменте стоит малотонный автомобиль – это памятник строителям и водителям Чуйского тракта, установленный в год 80-летия тракта в 2002 г.

http://www.kniga.com/

Приятно было так далеко от дома увидеть "родной" уральский автомобиль. Первый уральский автомобиль "ЗиС-5В" сошел с конвейера 8 июля 1944 года. Монумент первому автомобилю установлен на Предзаводской площади города Миасса Челябинской области 8 июля 1985 г. (Тайник "Памятник первому уральскому автомобилю" [VI/7564] от Света 76).

А вот и еще тайники-коллеги:

http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3739 (Мас)

http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=4006 (Боцман)

http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=5342 (Волчки)

http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=7033 (Абсент)

http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=8020 (Kievlianin)

 

 

Описание тайника

Содержимое тайника

Тайник виртуальный

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

tushkanchiki (10.09.2015 23:26:56)
Не смогли не остановиться проезжая мимо 31.07.2015 по дороге в Монголию. Заодно и проушины посчитали. Зачет получен от организаторов.
AnMi (22.08.2015 07:56:19)
Проезжали мимо 17.06.2015.
Angel_A (19.10.2014 07:55:10)
fgr (09.09.2014 17:04:56)
Naturalist (07.05.2014 09:01:14)
Svetl@na (25.05.2013 20:45:24)
viking1105 (03.09.2012 18:45:51)
puh831 (27.08.2012 19:34:11)
MOTOR (23.07.2012 10:51:18)
galy4 (27.06.2012 14:45:25)
Ned Malone (18.06.2012 16:03:47)
Sladge (11.01.2012 17:38:37)
pal_nat (27.08.2011 10:23:23)
SE16 (24.08.2011 11:55:09)
Shadow09 (24.08.2011 06:40:36)
eagle (28.07.2011 15:19:45)
Нострадамус (17.06.2011 06:03:20)
foks (09.10.2010 18:45:31)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115