Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде [VI/8898]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Крым Авт. Респ.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Ялта
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 4
РЕЙТИНГ
4.00Нашли: 28
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Вид с Солнечной тропы
Вид с Солнечной тропы
Автор: Spiderkrim
Создан: 14.10.2010
(отредактирован 13.03.2016)

Описание окружающей местности

История церкви Покрова Пресвятой Богородицы началась задолго до ее появления. В 1818 и 1825 годах на Южном берегу Крыма побывал русский император Александр I, Ему понравились земли Ореанды, здесь он хотел отдыхать от трудного бремени власти и собирался возвести дворец для своей жены Елизаветы Алексеевны, которая часто болела и зиму вынуждена была проводить на юге. Но, простудившись, Александр I неожиданно скончался. Ореанда стала имением нового императора Николая I, который подарил ее своей супруге императрице Александре Федоровне. Царская семья впервые посетила Ореанду в сентябре 1837 года, тогда же решено было построить здесь дворец в стиле римских вилл. 30 сентября, перед отъездом из Крыма, императрица Александра Федоровна вместе с графом М. С. Воронцовым поднялась на гору, которую татары называли Урьянда, и установила на вершине деревянный крест. Позже крест заменили чугунным с отверстиями для иллюминации. Название же горы изменилось, ее стали называть Крестовой.
Проект будущего дворца был заказан известному архитектору К. ф. Шинкелю, но оказался очень дорогим и был отклонен императором. Новый проект разработал профессор Санкт-Петербургской Академии художеств, архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865). Дворец заложили в 1843 году, строительство велось при активном участии архитектора К. И. Эшлимана (1808-1893), и было закончено в 1852 году. Роскошный дворец окружил прекрасный парк, Знаменитые садоводы Делингер и Кебах, используя экзотические и местные виды растений, воссоздали ландшафты разных стран света. Парк украшали фонтаны, один из которых был устроен прямо в дупле огромного дуба, водопады и бассейны, повторяющие контуры южных морей России: Черного, Азовского, Каспийского и Аральского. Пожалуй, единственно чего здесь не хватало - это храма, поэтому на богослужения ездили по Царской тропе в ливадийскую Крестовоздвиженскую церковь.
После смерти императора Николая I имение перешло в наследство его второму сыну Великому князю Константину Николаевичу (1827-1892). Великий князь очень любил эти места. "Рай земной, имя коему -Ореанда", - говорил он. Но участие в государственных делах -Великий князь управлял морским ведомством России, помогал осуществлять либеральные реформы - не позволяло часто бывать в крымском имении. Его жена и дети с удовольствием проводили здесь летние месяцы. Трагическая гибель императора Александра II в 1881 году отразилась и на карьере Константина Николаевича: верно служа двум императорам -отцу и брату, - Великий князь оказался не у дел при новом монархе. Казалось бы, вот прекрасная возможность осуществить давнее желание: поселиться в Ореанде. Но в 1882 году дворец сгорел, как было установлено, "из-за неосторожного обращения с папиросами детей дворовых служащих". На восстановление дворца требовалась большая сумма денег, которой Великий князь не располагал. Грустью веет от его строк: "От Матушки я получил прекрасный дворец, его более нет, восстанавливать его я никогда не буду в состоянии. Пусть же из остатков его созиждется храм Божий".
Великий князь сам выбрал место для будущего храма. Во время торжественной закладки церкви в основание ее фундамента поместили дощечку с текстом: "Во имя Отца и Сына и Святого-Духа: усердием и ревностью владельца Орианды Его Императорского Высочества государя Великого Князя Константина Николаевича сооружается храм сей в память Праздника Покрова Пресвятые Богородицы. Апрель, 31 дня 1884 года в лето ill PX. Аминь",
Название для будущего храма Великий князь тоже выбрал сам. Он решил назвать его в честь своего любимого праздника - Покрова Пресвятой Богородицы.
Этот праздник был установлен в воспоминание видения святым Андреем Богоматери во Влахернскомхраме в Константинополе. В 910 году на Византию напали турки и осадили столицу империи. Народ собрался в храме, где хранилась риза Богоматери с омофором и частью пояса. Среди молящихся был блаженный Андрей Христа ради юродивый вместе со своим учеником Епи-фанием. Вот как об этом рассказывается в житии: "В четвертом часу ночи блаженный видит величественную жену, идущую от царских врат со страшной свитою, из коей честный Предтеча и сын грома (Иоанн Богослов) поддерживали ее своими руками, а многие святые в белых одеждах предшествовали Ей. Некоторые люди последовали за Ней, исполняя гимны и духовные песни. Когда Она приблизилась к амвону, преподобный подошел к Епифанию и сказал: "Видишь ли Госпожу и Царицу мира?" - "Вижу, отец мой духовный", - отвечал тот. И когда смотрели на Нее, Она, преклонив свои колена, молилась, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лицо. Окончив молитву, подошла к престолу, помолилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы сняла с Себя наподобие молнии блестевшее великое и страшное покрывало, которое носила на пречистой голове Своей и, держа его с великою торжественностью Своими пречистыми руками, распростерла его над всем стоящим народом, как бы блиставшую наподобие молнии славу Господню. И пока была там Пречистая Богородица, видно было и покрывало".
Помощь Божией Матери не замедлила последовать -враги отступили от города. В честь этого события на <. Руси в XII веке князем Андреем Боголюбским установ- '* лен праздник, А в 1165 году он построил храм Покрова на Нерли. В Москве тоже есть собор Покрова Пресвятой Богородицы, но нам он больше известен как храм Василия Блаженного. На Руси сложилось своеобразное отношение к Богоматери, как к Заступнице, Которая всегда защищала и миловала и людей и всю страну, прошедшую сквозь тяжкие испытания. "Неисчерпаемым океаном чудес, явленных на Руси" назвал ее архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Великий князь Константин Николаевич был всесторонне образованным человеком, ценителем изящных искусств, литературы, музыки. Хорошо разбирался князь и в архитектуре. Храм он задумал построить в грузинско-византийском стиле, который, по его мнению, более всего подходил к суровой, скалистой местности Ореанды. К возведению храма он пригласил лучших специалистов, Проект разработал известный архитектор А. А. Авдеев. Церковь решили строить недалеко от Адмиральского домика, вокруг которого росли большие дубы. Чтобы сориентировать апсиду храма строго на восток, надо было срубить несколько деревьев. Но Великий князь пожелал сохранить могучих великанов, поэтому алтарь храма в Ореанде немного повернут на юго-восток.
Для строительства церкви использовали камни, из которых был сложен дворец. Храм получился небольшим, крестообразной формы, с одним куполом. В световом барабане -узкие арочные оконные проемы, в которых расположили по четыре круглых окна. Купол венчал четырехконечный византийский бронзово-позолоченный ажурный крест. Северную, западную и южную стороны храма обрамляет арочная галерея. У храма не было колокольни, для этого использовали растущий рядом дуб. На этой своеобразной звоннице была устроена площадка из двух досок, к ней вела деревянная лестница с перилами, все деревянные части лестницы были окрашены, Колоколов было пять, самый большой весил 160 килограммов, а самый маленький - 3 килограмма. Колокола освятили 21 сентября 1885 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского. Великий князь пригласил талантливого монаха-звонаря, искусством которого был чрезвычайно доволен: "...У него простодушное лицо, которое все сияет радостью, когда он исполняет свою звонарскую должность.., И звонил он действительно аристократически. Созвучие этих колоколов чрезвычайно гармонично и производит прекрасное отрадное впечатление. Наш звонарь-монах есть олицетворенное добродушие". Чудесный звон колоколов с удовольствием слушали императоры Александр III и Николай II.
Покровская церковь отличалась богатым убранством. Оконные рамы в барабане и большие кресты, украсившие наружные стены, были изготовлены в Ливорно из белого каррарского мрамора, Желто-оранжевые оконные стекла наполняли храм мягким солнечным светом. Резной иконостас сделал из ореха, дуба, кипариса и можжевельника мастер Кубышко, но со временем его предполагали заменить мраморным. Часть храма была расписана известными художниками: Д. И. Гриммом, академиком М. В. Васильевым, вице-президентом Императорской Академии художеств князем Г, Г. Гагариным.
Торжественное освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы состоялось в 1885 году. Эта церковь стала любимым детищем Великого князя Константина Николаевича, в ее создание он вложил частицу своей души и по праву гордился своим творением. "Я должен сознаться, - писал он, - что церковь вполне меня восхищает и пропорциональностью всех своих форм, всего своего ансамбля. Стиль выдержан превосходно, и она делает впечатление, можно сказать, архаическое - изящной и благородной простотой... Главная красота церкви, по-моему, заключается в действительном согласии и благородстве всех линий. Я совершенно ею восхищен, и все, которые до сих пор ее видели, разделяют мое мнение,..".
Огромная заслуга Великого князя состоит в том, что он вновь возродил в России забытое искусство мозаики. Мозаика - это изображение или узор, выполненные из цветных камней, кусочков стеклянных сплавов (смальты), керамических плиток. Искусство мозаики достигло больших высот в Византии и оттуда пришло на Русь. Ею украшали лучшие киевские храмы, среди которых храм Софии. Затем наступило время, когда о мозаике забыли, только в XVIII веке великий русский ученый М. Ломоносов возродил это искусство. В своих лабораториях он провел множество опытов и научился получать смальту разных цветов и оттенков. Ломоносовым и его учениками выполнены замечательные мозаичные портреты и большое панно "Полтавская битва".
Великого князя Константина Николаевича восхищало это искусство, ведь мозаика, в отличие от живописи, сохраняла краски яркими и насыщенными даже по прошествии сотен лет. Часть храма в Ореанде он решил украсить мозаичными образами. С этой целью обратились к известному итальянскому мастеру Антонио Сальвиати (1816-1890). Спустя месяц после освящения храма в Ореанде из Венеции прибыли мозаичные иконы Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы, выполненные по рисункам князя Гагарина, знатока византийского зодчества и церковной иконописи. Образ Спасителя разместили над папертью, а образ Покрова Пресвятой Богородицы украсил горнее место храма.
По личному приглашению Великого князя Сальвиати приехал в Крым. Ему исполнился 71 год. В молодости он получил образование юриста в Падуанском и Венском университетах, но адвокатом не стал. Сальвиати мечтал воссоздать искусство византийской мозаики, к тому времени совершенно забытое. Существовала, правда, еще римская мозаичная школа, но работы мастеров Ватикана были очень дороги и требовали много времени на их изготовление. Только очень богатые люди могли позволить себе сделать заказ. Антонио Сальвиати разработал способ создания мозаичных картин, который был значительно дешевле и не уступал по качеству римскому. В 1859 году он начал производство мозаики, а в 1861 году впервые выставил свои работы в Лондоне. Сразу стали поступать заказы на изготовление мозаичных картин для украшения церквей и общественных зданий. Мастер давно мечтал о поездке в Россию, поэтому приглашение Великого князя принял с большим удовольствием. Так началась его творческая деятельность в Крыму.
Церковь в Ореанде отличалась обилием мозаики, украсившей стены, купол и паруса храма. В 1887 году Сальвиати получил заказ от императора Александра III: в Ливадийском храме требовалось заменить мозаикой главную икону "Воздвижение Честного Креста", написанную в алтаре художником А. Е. Бейдеманом, Были и другие заказы: оформление церкви святой Нины в Гаспре, храма на Форосе, замена пострадавшей от сырости росписи в часовне святого Николая на Братском кладбище в Севастополе. Способ создания картин, разработанный Сальвиати, был принят мастерскими Императорской Академии художеств. И это является главным признанием заслуг итальянского мастера.
К сожалению, большинство мозаик Покровской церкви в Ореанде не сохранились до наших дней. Почти полностью уничтожен образ Покрова Богородицы и еще девять икон. Чудом сохранилось изображение Спасителя, восьми апостолов, восьми ангелов, четырех евангелистов, расположенных в куполе и парусах храма, византийский орнамент и два панно "Рождество" и "Воскресение Христово", украшающие западную стену.
После смерти Константина Николаевича Ореанда перешла к его сыновьям Великим князьям Дмитрию Константиновичу и Константину Константиновичу. В судьбе последнего Ореанда сыграла особую роль. Прекрасный поэт и переводчик, писавший под псевдонимом К. Р., свое первое стихотворение он создал именно здесь и много прекрасных строк посвятил этому очаровательному уголку Крыма.
В 1894 году Ореанда стала императорским имением, его купили у Великого князя Дмитрия Константиновича для наследника престола цесаревича Николая Александровича. В ореандской церкви 13 октября 1894 года служил обедню святой праведный
Иоанн Крондштатский, а 17 октября, отслужив утреню и литургию, он в полном облачении и со Святыми Дарами отправился в Ливадийский дворец, где находился больной Александр III.
Новый император Николай II с семьей приходил в Покровский храм на церковные праздники, он любил гулять по парку, любоваться красотой скал, размышлять на берегу моря.
Храм в Ореанде посещал А, П. Чехов. Герои его рассказа "Дама с собачкой" - Гуров и Анна Сергеевна -здесь размышляли о вечности и о жизни. "В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали. Ялта была едва видна сквозь утренний туман, на вершинах гор неподвижно стояли белые облака. Листва не шевелилась на деревьях, кричали цикады, и однообразный, глухой шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое, о вечном сне, какой ожидает нас. Так шумело внизу, когда еще тут не было ни Ялты, ни Ореанды, теперь шумит и будет шуметь так же равнодушно и глухо, когда нас не будет. И в этом постоянстве, в полном равнодушии к жизни и смерти каждого из нас кроется, быть может, залог нашего вечного спасения, непрерывного движения жизни на земле, непрерывного совершенства".
После революции храм пережил немало трудных дней и едва не погиб. Церковь закрыли в 1924 году, Ее передали в ведение ОХРИС (комитета по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы), а затем Управлению Ливадийским дворцом. На замечательные мозаичные фрески приходили посмотреть экскурсанты, вход стоил всего 10 копеек. В 1927 году здание немного пострадало от землетрясения, в алтарной части образовалась трещина, но, конечно же, его никто не ремонтировал. С церкви пытались сбросить крест, но не смогли его сорвать, он сломался у основания, Часть этого креста ныне хранится в храме как драгоценная реликвия.
После войны в Ореанде начинается строительство санатория, один за другим возводятся новые корпуса. Очевидно, маленькая церквушка, по мнению архитекторов, не вписывалась в современный облик Ореанды. Поэтому в начале 60-х годов ее решили снести. Храм, с такой любовью когда-то построенный и украшенный, был на волосок от гибели. Вступились краеведы, люди, не равнодушные к своей земле и ее истории. Они добились того, что храм Покрова Пресвятой Богородицы был признан памятником архитектуры, о чем было написано в охранном письме. Более тридцати лет здесь хранили ядохимикаты, а в церковном дворе размещалась автобаза.
Здание сильно пострадало от оползней и требовало реставрации. Она началась после возвращения храма Православной Церкви. Это произошло в 1992 году к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Прихожане привели храм в порядок, и к празднику Святой Троицы, впервые за 70 лет, в нем отслужили Божественную литургию.
А в 2001 году рядом с церковью построили звонницу. В Донецке на ООО "Корнер-М" отлили прекрасный колокол весом 603 килограмма. Над его изготовлением пришлось потрудиться специалистам, Чтобы голос колокола звучал красиво, вспомнили о старых, дедовских методах, для этого использовали печь, огонь в которой поддерживали дровами. На верхней части колокола написано: "Сей колокол принесен в дар рабами Божиими Александром и Анатолием в лето 2001 от Рождества Христова в храм Покрова Бо-жией Матери в Ореанде". Колокол украшают четыре клейма, на которых изображены Господь Вседержитель, Покров Пресвятой Богородицы, святой Николай Чудотворец и великомученик целитель Пантелеймон.
В день памяти великомученицы Екатерины, 7 декабря колокол был укреплен на звоннице. А 4 января 2002 года протоиерей отец Николай Доненко освятил колокол и звонницу. Несколько дней спустя на ее крыше установили красивый ажурный крест, выполненный киевским художником Олегом Радзевичем. Большую помощь в этом деле оказал ялтинский благотворительный фонд "Надежда".
Так, благодаря традициям, живущим в народной памяти, и людям, сохраняющим их, в Ореанде вновь зазвучал голос колокола.
http://palmarius.com.ua

Описание тайника

Содержимое тайника

Виртуальный

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Синяя Птица (15.01.2017 00:59:57)
Поехали мы с Тумановым за продуктами... ну и к тайнику, как же без этого! :)
В светлое время суток петлять по улочкам, когда штурманом такой геокешер - да легко! ;)
Зачет получен.
Angel_A (29.11.2016 16:25:28)
Маленький храм с большой историей. Посетила 03 мая, возвращаясь из Ливадийского дворца.
deli kaplan (29.11.2016 13:44:48)
Cossacks (27.11.2016 08:39:17)
katenam08 (26.09.2016 18:42:09)
DisaV (29.06.2016 16:57:24)
Pachita (21.05.2016 20:20:00)
Ksunchik (15.03.2016 12:55:07)
Yunata13 (05.08.2015 14:38:28)
N-i-k-s-o-n (13.05.2015 07:29:41)
Yurom (03.11.2014 16:18:28)
Байдерины (28.06.2014 10:37:23)
Вера (04.02.2013 22:07:25)
Magni (14.01.2013 18:34:50)
Yahid (29.10.2012 20:29:54)
fantomas (25.08.2012 15:29:55)
relicts (28.01.2012 02:57:19)
Фиатра (20.01.2012 19:01:09)
Семья Тумановых (16.01.2012 22:13:07)
MiG_76 (14.01.2012 01:30:20)
Юлишна (07.01.2012 19:24:36)
eee (19.01.2011 18:01:16)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115