Ишкольдь
Первое упоминание об Ишкольди относится к XV века. За свою историю она переходила от одного шляхетского рода к другому. Принадлежала Немировичам, Илиничам, Радзивиллам. В 1472 г. Николай Немирович построил в Ишкольди каменный Троицкий костёл. Находясь в составе Речи Посполитой, по сведениям 1787 года, насчитывала 100 дворов. После второго раздела польского государства в 1793 году вошла в состав Российской империи. В 1866 году после подавления польского восстания 1863-1864 годов польские богослужения в костеле были запрещены и в 1868 г. при тогдашнем владельце имения Витгенштейне костёл был переделан в Троицкую православную церковь. Православный приход Ишкольди, который включал в себя окрестные деревни, в 1879 г. насчитывал около 2000 прихожан среди которых, как и во всей тогдашней Беларуси грамотных было немного – около 4 %. После отмены крепостного права в 1864 году Ишкольдь, хоть и немного, но прибавила в развитии. Она уже насчитывала 120 дворов и 628 жителей. В ней были построены магазин (склад), лавка, корчма. Ежегодно проводилась ярмарка, собиравшая жителей соседних деревень. С 1898 года работала церковно-приходская школа. После заключения Рижского мира в 1921 г. Ишкольдь вошла в составе Польши. В состав Беларуси включена 17 сентября 1939 года. С 25 декабря 1962 г. находится в составе Барановичского р-на Брестской области.
Троицкий костел
Троицкий костёл является архитектурно-историческим раритетом средневековой поздней готики Беларуси и включен в Государственный список как достопримечательная историко-культурная ценность, характеризующая наиболее отличительные черты историко-культурного наследия всей республики Беларусь. По сути это древнейший белорусский католический храм не подвергавшейся, за время своего существования, значительным перестройкам и дошедший до нас практически в первозданном виде. Его самобытные архаичные формы и пластика имеют общие черты с образцами оборонительных храмов Западной Европы.
В жизнеописаниях виленских епископов упоминается, что староста витебский, смленский, любельский и мценский Николай Немирович построил в своем имении каменный костёл. В 1472 году храм был освящен. В первой половине XVI века при князе Николае Радзивиле Черном костёл стал кальвинистским сбором. Однако уже в 1641 году в нем были возобновлены католические богослужения. По имеющимся сведениям, первоначально храм был обнесен валом, который был срыт при его использовании протестантами. В 1782 году Троицкий костёл уже считался «старосвецким». При переоборудовании костёла в церковь в 1868 году согласно православной традиции были надстроены две луковичные головки, установлен иконостас, отдельно пристроена деревянная звонница. В 1918 году костёл был возвращен католикам. Шло время и храм потребовал реставрации, которая была проведена в 1969 году. Богослужения были возобновлены в 1970 году.
Больше всего переделок за время существования Троицкого костёла коснулось интерьера храма, ведь он использовался тремя конфессиями. Предполагается, что первоначально храм имел черепичную крышу. Деревянный алтарь выполнен в неоготическом стиле и разделен на три части стрельчатыми арками. В храме имеются витражи. На рубеже XV-XVI веков стены были покрыты фресками, которые не сохранились до нашего времени. В XVIII веке они находились в плачевном состоянии из-за различных перипетий истории храма и по сведениям 1837 года окончательно стерлись. истории белорусской архитектуры этот небольшой костел в обыкновенной белорусской деревне занимает довольно большое место, являясь одним из единичных раритетов средневековой поздней готики. Редкий случай, когда древний храм на протяжении более 500 лет существования в основном сохранял не только свой первоначальный облик, но и предназначение - даже в самые драматические для религии годы XX века он действовал практически без перерывов.
При подготовке тайника использованы:
А. Кулагін "Каталіцкія храмы на Беларусі" (изд. 2001 г.)
В. Чантурия "История архитектуры" (изд. 1977 г.)
а также собственные "околоисторические" исследования.