Амба или Куты мафа? [VI/30062]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Музей/экскурсия
Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Приморский край
Ближайший нас.пункт
Владивосток
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 4
Рейтинг
4.75Нашли: 6
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Картина удэгейского художника Дункая И.И. "Уссурийский тигр (Амба)", 2007 г.
Картина удэгейского художника Дункая И.И. "Уссурийский тигр (Амба)", 2007 г.
Иллюстрация Павлишина Г.Д. к нанайской сказке "Мэргэн и его друзья"
Иллюстрация Павлишина Г.Д. к нанайской сказке "Мэргэн и его друзья"
Работы художника Павлишина Г.Д.
Работы художника Павлишина Г.Д.
Автор: Das Boot
Создан: 08.06.2023
Опубликован: 10.08.2023
(отредактирован: 12.08.2023)

Описание окружающей местности

 Все малочисленные народы Приамурья и Приморья почитают тигра, которого называют Куты мафа. Они верят, что дух предка в образе тигра постоянно сопровождает охотника и оказывает ему помощь. В тайге Куты мафа является охотникам в облике зверя, а во сне он обычно приходит либо в образе пожилого человека (удэгейцы, орочи), либо в виде седого старика в богатой одежде (нанайцы). Аборигены считают, что тигр может поступать не только как добрый, но и как злой дух, известный под именем Амба. В последнем случае он может причинить вред. Обычно Амба предстает перед человеком в образе птицы (амба гахани), человека (амба нии) или животного (амба буани).

Согласно представлениям нижнеамурских этносов, тигр, как и медведь, является «хозяином тайги», покровителем охотничьего промысла, первопредком некоторых родов, главным персонажем многих мифов, легенд и сказок. Вместе с тем положение тигра в традиционной картине мира и ритуальных практиках коренных жителей Приамурья и Приморья имеет принципиальные особенности. Тигр – животное неприкосновенное, табуированное. В отличие от медведя, охота на него, даже в ритуальных целях, запрещена. Орочи, удэгейцы, нанайцы и другие народы убеждены, что тигр – существо родственное человеку, поэтому не станет нападать на него первым. А если это всё-таки происходит, объясняют это тем, что тигр был сумасшедшим, «отбившимся от хозяина своего».
«Если же гольд нечаянно убьёт тигра, – пишет И.А. Лопатин, – то печали и страху «несчастного» охотника нет предела». Убитого в целях самозащиты или по неосторожности тигра нанайцы хоронили целиком, не расчленяя. Орочи также ничего от убитого тигра не брали, даже шкуру, и извинялись перед ним за вынужденное убийство. Если орочский охотник находил в лесу мёртвого тигра или случайно убивал его, то совершался обряд хумо (могила тигра), приближённый к похоронам человека. Тигра погребали в одежде: на него надевали штаны, халат, на задние лапы – обувь, на передние – рукавицы, на голову – шапку. Зимой тигра хоронили в летней одежде, а летом – в зимней. Возле головы помещали табак, огниво и трубку, рядом убивали собаку. Церемониальных мест, связанных с убийством и захоронением тигра, как правило, не существовало.
 Вместе с тем, если от тигра погибал человек, зверю объявлялась кровная месть, как если бы это был человек другого рода. Его преследовали, а убив, хоронили в земле со словами: «Теперь мы квиты, вы нашего убили, мы вашего, теперь будем мирно жить». С такого тигра-убийцы орочи снимали шкуру, выбивали ему зубы, отрубали когти, а тушу закапывали в землю, чтобы его душа не смогла вернуться. Л.Я. Штернберг зафиксировал у нанайцев рассказы о том, что «раньше, когда человека хоронили, тигр приходил, плакал». Известны были суды между родом тигра и родом человека, которых представляли уважаемые зангины (дословно «начальник, оратор»). Если в результате виновным признавался человек, он в качестве штрафа отдавал тигру шелковый халат (тряпочку), котел (чумашку) и другие вещи, подвесив их на кустах. Если виновником признавался тигр, то проводили ритуал примирения. В.К. Арсеньев его описал так: «Родственники убитого тигром человека раскалывали изготовленную деревянную фигурку виновного зверя, а части её разбрасывали по тайге, чтобы он не смог больше возродиться».
 Приамурские народы считали тигра духом-помощником шаманов. Он обладал ловкостью и большой мощью, необходимыми в противоборстве с враждебными силами. У орочей тигр значился в помощниках самых сильных шаманов. В верованиях удэгейцев тигр нередко выступает в качестве высшего судьи и учит людей правилам поведения в тайге. Например, будить зверя перед тем, как его убить. Так поступает и сам тигр в момент нападения.
 Взаимоотношения тигра и человека строго регламентировались. На тигра нельзя было смотреть, особенно женщинам. В лесу запрещалось наступать на его следы или даже переступать через них, а встретив его в тайге, необходимо ему поклониться. Анюйские охотники, обнаружив в тайге след тигра, отсчитывали семь следов зверя, становились на колени и просили тигра послать им удачу в промысле. Удэгейцы запрещали вслух говорить о тигре, потому что верили, что тигр понимает язык человека. Если нанайский охотник находил в лесу задавленное тигром животное, то такая добыча считалась священной. Мясо употреблялось только мужчинами, детьми и старухами, молодым женщинам есть его запрещалось. По другим сведениям, существовал полный запрет на употребление добытого тигром зверя.
 В мифологии и фольклоре приамурских этносов сохранились многочисленные сказания, повествующие о родственной связи тигра с людьми. В них человек оказывает тигру услугу (спасает от змеи, вынимает занозу из лапы и т.п.), в благодарность за которую зверь обеспечивает его в дальнейшем охотничьей удачей. А если это окажется женщина, то тигр становится её супругом, и от этой связи рождаются близнецы-тигрята – родоначальники определённых родовых образований: у нанайцев – Актанка, Бельды, Самар, у орочей – Еминка, у удэгейцев – Камандзига, у ульчей – Думсал, Уды.
 В духовной культуре удэгейцев, орочей, нанайцев и других народов тигр занимает одно из ведущих мест. Его рисуют на онгонах и шаманских атрибутах, делают из дерева и соломы, вырезают на берестяных коробках, вышивают на одежде цветными нитками. Рисунки на шаманской одежде наносятся контурной линией, при этом художник часто нарушает пропорциональную зависимость деталей туловища (большая голова и малое тело), не соблюдает перспективу и не стремится к детальной прорисовке изображения. Важной деталью рисунка являются поперечные полосы, изображающие шкуру зверя, по которым и узнают тигра.
 Иконография(!) образа тигра свидетельствует о его вариативности и способности к трансформации. Его изображали вертикально, сидящим на задних лапах, горизонтально стоящим на четырех конечностях, летающим – с крыльями, с всадником на спине и без него, с разным положением хвоста, с рисунками пауков, ос, змей на морде...
 Образ тигра, наряду с медведем, нашёл отражение в культовой скульптуре народов Приамурья называемой сэвэнами. Сэвэны дусэ, бучилэ, моха, хапо одаривали охотника зверем, выручли из беды, вылечивали от болезней. Скульптурное воплощение тигра может совмещать в себе черты и детали других животных – барса, медведя, леопарда и даже человека. В образе дусэ присутствуют черты и тигра, и медведя, а в образе бучилэ ещё и леопарда/барса. Сэвэнов группы бучилэ вырезали только шаманы, это было обусловлено особым статусом изображений в религиозных воззрениях нанайцев. Назначение бучилэ достаточно широкое. Как к божеству тайги к нему обращались с просьбами об удачной рыбалке или охоте, он способствовал благополучию семьи и рода, исцелению от болезней, особенно женских, помогал забеременеть и благополучно родить. Веря в силу сэвэнов из комплекта бучилэ, нанайцы постоянно носили на шее амулеты и обереги в виде моха и хапо. Их вырезали из дерева или отливали из металла (серебра, свинца, бронзы или железа). Моха имел более жёсткую, угловатую моделировку(!).

 Фигуру Амурского Тигра установили во Владивостоке на улице Светланской. Такой подарок городу в канун Нового 2023 года сделала компания из Спасска-Дальнего «Brothers of metal». Как рассказал заместитель директора компании  Владимир Иванов, идея создания и передаче городу скульптуры возникла несколько месяцев назад. И в администрации её поддержали. «Тигр – это не только символ уходящего года, но и символ нашего любимого города, – говорит он. – Скульптура полигональная, сделана из металла со специальным покрытием и должна выдержать любую погоду. Надеемся, что жителям и гостям Владивостока понравится наш подарок, и он станет одной из любимых фотозон. Со своей стороны обязуемся присматривать за объектом и в случае необходимости исправлять какие-то недочёты». Компания уже не первый год устанавливает подобные арт-объекты и предметы прикладного искусства во Владивостоке. Именно её мастера выполнили скульптуру тигра, которая установлена на Океанском проспекте возле здания мэрии. Они же изготовили фигуру волка, которая теперь стоит на улице Можайской, и скульптуру осьминога, которая была установлена в 2021 году на Университетской набережной в дни ВЭФ. В этом году компания участвовала в реконструкции парка «Солнышко» на улице Русской, сквера с китёнком в районе остановки «Универсам», скверов на Карбышева и Успенского. Лавочки, перголы, навесы – всё сделано руками мастеров «Brothers of metal».
 Скульптура на Светланской – не единственная
во Владивостоке, изображающая хозяина тайги. Фигуры тигра установлены на въезде в город (по правую сторону от дороги), на Спортивной набережной (она сделана из металлолома, поднятого с морского дна). Кроме того, тигр «живёт» у кинотеатра «Океан» и ещё несколько его сородичей – по другим адресам.

 Самые прикольные ссылки – в тексте – на сайты с картинками :) Для тех, кто не читает описание тайника предлагаем ознакомиться со следующими материалами:
 1. Почитать легенды коренных жителей Приморья о Тигре и не только можно ТУТ.
 2. Невероятно интересная статья этнографа, доктора наук Старцева Анатолия «Дух предка в образе Куты мафа».
 3. Публикация попроще, но не менее интересная: «Первопредок и хозяин тайги: каким видели тигра коренные народы?», Ковальчук А. М., специалист ДВХМ.
 4. Ещё проще – «Тигриное прошлое»
.
 5. Инфу о росте популяции тигров в Приамурье и Приморье, благодаря программам сохранения этих великолепных кошек, и последствиях этого роста легко можно найти в инете.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Bokas (30.04.2024 15:11:21)
О, чудо! Зачет...
DisaV (17.04.2024 13:15:35)
Ну хз, у меня насчиталось на 2 больше, при том что считал (как и указано) не все фонари и не все скамейки.
Я бы сказал, что "+2" лишнее. Просто A+B.
Ambush (19.11.2023 14:24:10)
Триэр (02.10.2023 15:06:15)
Das Boot (26.08.2023 01:50:05)
Feodor (26.08.2023 01:45:21)
Das Boot (19.08.2023 11:27:26)
Rudolf (19.08.2023 10:42:30)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.